Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №13 (28103) от 2 апреля 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
4 апреля 2020,
суббота

В Свободном на отлично учится ребенок, который не умеет писать

В городе открыли первый детсад для аутистов и инклюзивную школу

Общество

«Никто не застрахован от появления необычного ребенка», — говорит Виктория Юдина. Она воспитывает сына-аутиста. И именно история ее семьи стала отправной точкой для появления в этом году в Свободном детского сада для таких детей. По данным ВОЗ, число малышей с диагнозом «аутизм» растет на 13% в год. Для их родителей становится проблемой даже просто сводить ребенка в кино или к парикмахеру.

  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский

Необычный Сема

Семен родился здоровым крепышом. В полтора года малышу поставили прививку АКДС. «В этот же день ребенок впал в аут: взгляд стал бессмысленным, он перестал откликаться на собственное имя, как будто оказался в другом мире», — вспоминает Виктория. Свободненская семья повезла ребенка к областным специалистам. Невролог сразу поставила диагноз — аутизм. «Тогда я даже названия такого не знала!» — признается мама. Родители, которые воспитывали здорового сына и строили планы о его будущем, остались один на один с осознанием беды.

— Это очень страшно: постоянный плач, крики, он дрался, кусался. Мне казалось, я сойду с ума, — делится Виктория Юдина.

Сему дважды возили на терапии за границу. Параллельно родители изучали информацию о неизлечимом диагнозе. Со временем отчаяние прошло. «Аутизм — это состояние ума, особое мировоззрение, — рассказывает мама, которая сегодня знает об этом расстройстве, пожалуй, больше врачей. За четыре года семье Юдиных ни один медик не назвал причину болезни их сына.

4596

детей в Амурской области получают инклюзивное образование

Тем, кто столкнулся с этим диагнозом, остается бороться за то, чтобы их ребенок мог жить наравне со всеми. Виктория в очередной раз убедилась в этом, когда пристраивала сына в детский сад. Малыша отдали в коллектив, когда ему не было и двух лет, но очень скоро начались проблемы. «Однажды папа пошел в садик забирать ребенка, а воспитатели говорят: «Сема потерялся во время прогулки». Оказалось, что он убежал в музыкальный класс и играл на пианино в одиночестве», — вспоминает Виктория.

После нескольких подобных Семиных «самоволок» заведующая попросила маму забрать ребенка. «Извинилась, сказала, что слишком проблемно», — продолжает Виктория. Женщине пришлось уволиться с работы и посвятить все время сыну. Спустя время родители снова отдали мальчишку уже в другой детсад. «Я могла оставить Сему в саду максимум на три часа. Ходили мы редко, месяц и вовсе могли пропустить. И в последний раз, спустя три дня, когда мы вышли с больничного, мне принесли коллективное письмо от родителей — нас снова попросили уйти», — рассказывает Виктория Юдина.

Второй дом

С конфликтным письмом Виктория пошла в местный отдел образования. Там признали: проблема назрела.

— С такими детьми мы сталкивались в общеразвивающих группах уже давно. Ведь  раньше до пяти лет отклонения в интеллекте не подтверждали. И самим детям, и воспитателям в большом коллективе было очень тяжело. Отвлечься нельзя даже на секунду — у аутистов отсутствует инстинкт самосохранения, — рассказывает главный специалист управления образования Свободного Елена Пунченко.

Мэрия Свободного приняла решение создавать отдельную группу для аутистов. Несколько месяцев потратили на поиск кадров и их обучение, подготовку помещения. После зимних каникул ребятня впервые пришла в свой новый коллектив. «Выли как тарзанчики», — вспоминают воспитатели день знакомства. Первые три недели родителям позволили сопровождать детей в группе. Постепенно малыши привыкали: сначала оставались до обеда, а затем и на полный день. Большинство мам, годами привязанных к малышам и дому, вышли на работу. Они не переживают, что их ребенок останется без внимания. Когда в обычные детсадовские группы набирают 30 детей, сюда — не более семи. За маленьким коллективом наблюдают воспитатель и тьютор — сопровождающий.

— Я наставник над ребенком. К примеру, воспитатель дал задание рисовать. Я не повторяю, а помогаю — подаю альбом и карандаши, — поясняет тьютор Анастасия Ермакова.

Фото: Сергей Лазовский

Два раза в неделю с малышами работает логопед. Когда дошкольники впервые пришли на занятия, молчали как партизаны. Сегодня педагоги приходят послушать, как 4-летний Виталик рассказывает стишки про косолапого мишку. Родители же удивляются: каждый маленький воспитанник знает свою полочку в гигиенической комнате, ребята сами умываются и вместе строятся на зарядку. У педагогов и своя методика обучения своенравных детей. Занятия проводят индивидуально или небольшими группами, подстраиваясь под интересы воспитанников.

— Заставить этих детей сесть за урок невозможно. Мы экспериментируем. К примеру, нам нужно заняться математикой, но ребенок хочет лепить. Мы лепим шарики и считаем их, — рассказывает тьютор Анастасия Ермакова.

За маленьким коллективом наблюдают воспитатель и тьютор — сопровождающий.

Иногда малышам позволяют побыть наедине с собой. В комнате поодаль от игровой зоны есть «купол» — отдельный уголок за ширмой, куда ребенок может спрятаться от посторонних глаз. А еще в группе сразу четыре безопасных зеркала: аутисты любят общаться со своим отражением. Сегодня дети без слез переступают порог своего детсада. Они здороваются со своими воспитателями и знают их по именам. Педагоги радуются: это значит, что новый коллектив необычные малыши считают своей второй семьей.

«Мама, я на уроки пойду!»

Уже в этом году в детсаду для аутистов будет первый выпускник — одному из «новобранцев» исполнится 8 лет. В управлении образования отмечают — у таких детей есть возможность продолжать обучение. В 2015 году одну из школ города перепрофилировали в инклюзивную. В семье Мельничук и сейчас вспоминают 1 сентября двухлетней давности. Папа взял отгул на работе, а вечером перед торжественной датой их сын Ярослав сам помогал отглаживать белую рубашку, к которой подобрали букет белоснежных роз. В 13 лет школьник пошел на первую в жизни линейку. «Он бежал, со всеми здоровался и кричал: «Я в школу!». Эти эмоции нужно было видеть», — вспоминает мама мальчишки Елена Мельничук. У Ярослава энцефалопатия, полученная после сложных родов — он отстает в интеллектуальном развитии. В середине двухтысячных мальчишку не взяли ни в один детский сад. К восьми годам он пошел в первый класс. У Ярослава был и портфель с учебниками, и пенал, но не хватало главного — коллектива и друзей. Четыре года мальчишка ходил на индивидуальные занятия и восторженно смотрел, как ребятня гурьбой бежит по звонку в кабинеты. Теперь, чувствуя себя частью школьной семьи, он боится даже заболеть. «Затемпературит и все равно говорит: «Мама, я на уроки пойду!» — смеется Елена.

Для родителей это счастье —  видеть своего необычного ребенка в обществе. «Ведь мамы долго не верят в диагнозы своих детей, плачут и уговаривают, чтобы их взяли в обычные классы», — рассказывают в управлении образования Свободного. Принятие таких ребят в коллективы на равных правах избавляет родителей от этого страха.

Фото: Сергей Лазовский

— Мы берем детей с разными формами инвалидности: проблемами опорно-двигательного аппарата, тугоухих, с сахарным диабетом, с врожденными аномалиями опорно-двигательной системы, с проблемами аутистической сферы. Раньше такие ребята были на домашнем обучении. Многие родители были вынуждены отправлять детей на неделю в коррекционные школы в другие города, а забирать только на выходные. Когда заработала наша школа, в Свободный переехали 6 семей из района, чтобы учить у нас своих необычных детей, — рассказывает директор инклюзивной школы Свободного Анна Шипилова. 

Сейчас четыре автобуса каждое утро собирают больше сотни ребят с разных уголков города. Дети-инвалиды с сохранным интеллектом занимаются в обычных классах, дети с расстройствами — в коррекционных. В школе есть кабинет для тугоухих детей, оборудованный специальной аппаратурой. На первом этаже — ступенькоход для ребят-колясочников. «У нас учится мальчик-отличник с ДЦП. Он не может писать ручкой, но печатает на ноутбуке», — гордятся своими воспитанниками в школе.

— Ведь  те же аутисты с сохранным интеллектом могут добиваться больших успехов в разных сферах. У нас есть 8-летний мальчик-аутист с фотографической памятью. Он смотрит фильмы с титрами, запоминает их и достоверно пишет на бумаге даже самые сложные слова, — приводит пример главный специалист управления образования Свободного Елена Пунченко.

После школы у таких детей и родителей есть новая надежда: с 2016 года свободненский технический колледж выделяет места для детей-коррекционщиков и обучает их на поваров.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Большие дети: в Благовещенске 20-летних инвалидов учат жить самостоятельно, дружить и варить борщиБольшие дети: в Благовещенске 20-летних инвалидов учат жить самостоятельно, дружить и варить борщи
Амурский школьник стал лучшим флористом страны на чемпионате «Абилимпикс»Амурский школьник стал лучшим флористом страны на чемпионате «Абилимпикс»
Маленьких амурчан с нарушениями слуха бесплатно обучат по методу Монтессори
В детском саду Благовещенска появилось оборудование для детей с отклонениями
Родители амурских детей-инвалидов получили бессрочную льготу по транспортному налогу
Небо для всех: инвалид-колясочник прыгнул с парашютом
Амурским инвалидам-колясочникам помогут прыгнуть с парашютом
Благовещенским детям-сиротам показали в цирке «Адреналин» бразильских гонщиков и львов
«Я не умею ходить, но я летаю!»: впервые в Приамурье школьница с ДЦП прыгнула с парашютом
Семьям детей-инвалидов с июля начнут платить повышенные компенсации
Мой ребенок — аутист: истории амурских семей, воспитывающих необыкновенных детей

Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский
Президент подписал закон о кредитных каникулах для людей и бизнесаЭкономика
После каникул амурские школьники вернутся на дистанционное обучениеОбщество
Владимир Путин порекомендовал снизить ипотечные долги россиянамОбщество
Надеть маски: вежливый солдат Белогорска подает примерКоронавирус
Архиепископ Лукиан защитил Благовещенск чудотворной иконой и специальной молитвойКоронавирус
Коронавирус «перекрыл» амурчанам рельсы на Анапу и ВладивостокКоронавирус

Читать все новости

Общество

Зима не сдается: на севере Амурской области опять снег Зима не сдается: на севере Амурской области опять снег
После каникул амурские школьники вернутся на дистанционное обучение
Владимир Путин порекомендовал снизить ипотечные долги россиянам
Всем работающим амурчанам старше 65 лет оплатят больничный
Амурские спасатели готовы к противопаводковым мероприятиям
Система Orphus