Пиво перешло в онлайн: амурским продавцам не хватило касс с выходом в интернет

Предприниматели возмущены ценой новой техники

«Мы эту онлайн-кассу еще не видели в глаза», — говорит хозяйка магазина из Углегорска, которая около месяц назад заказала современную контрольно-кассовую технику (ККТ) в специализированной благовещенской компании. В таком же ожидании ноу-хау другие продавцы алкоголя. В Приамурье закончились фискальные накопители, которые являются главной комплектующей онлайн-касс. Ажиотаж пришел с первой волной спроса. Все магазины и кафе Приамурья теперь обязаны продавать пиво и другую алкогольную продукцию только с использованием кассовых аппаратов. Из-за наложения двух федеральных законов представителям алкогольного рынка пришлось перейти на онлайн-кассы на 3 месяца раньше других игроков в ритейле. 

Даже владельцы крохотных торговых точек в отдаленных селах, которые имели право обходиться вообще без ККТ, должны «пробивать» каждую банку или литр пенного напитка. При этом желающим купить новую технику придется ждать месяц — именно такая очередь на «мозги» для онлайн-касс сейчас в Приамурье. Кому можно доработать на старых аппаратах, как избежать штрафов и где разрешат использовать ККТ в офлайн-режиме — ответы на эти мучащие предпринимателей вопросы искала АП. 

Пионеры перехода

«Мы не против самой идеи установки онлайн-касс, но для нашего магазина это вылилось в 30 тысяч рублей, — возмущается один из предпринимателей Благовещенска, которому пришлось выкинуть старую кассу, чтобы с 31 марта законно продавать пиво. Тем, кто заранее заказал ККТ нового образца, еще повезло — критикуемые фискальные регистраторы уже в дефиците. — Нам продают аппарат из дешевого пластика — по сути просто принтер, который печатает чеки и позволяет подключаться к интернету. Гаджеты, в разработку которых вкладывают миллионы, стоят дешевле!»

13

тысяч касс предстоит в целом закупить или модернизировать в Приамурье

 Федеральный закон № 290 предписывает предпринимателям, занятым в сфере розничной торговли, использовать онлайн-кассы с 1 июля этого года. Амурским бизнесменам придется закупить новые аппараты, оснащенные выходом интернет, или модернизировать имеющуюся технику фискальными накопителями — взамен ЭКЛЗ (электронной кассовой ленты защищенной). Эти устройства будут хранить информацию и передавать данные о выбитых чеках в ФНС через специального оператора в режиме онлайн. Но индивидуальным предпринимателям и юрлицам, продающим алкоголь в магазинах или кафе, пришлось озаботиться покупкой современной техники первыми. Хотя те, кто раньше ККТ вообще не применял — плательщики единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентной системы — получили отсрочку от онлайн-касс до 1 июля 2018-го.

— Есть нюанс — другой федеральный закон, 261-й, который контролирует реализацию алкоголя в розницу,  вступает в силу раньше. Если до этого алкогольная продукция могла продаваться без контрольно-кассовой техники (ККТ), то с 31 марта 2017 года розничная реализация любого алкоголя, включая пиво, в том числе при оказании услуг общественного питания, должна осуществляться только с применением ККТ. Не важно, какую систему налогообложения применяют организация или ИП — общую, патентную, или ЕНВД,— объясняет заместитель руководителя управления ФНС по Амурской области Светлана Глущенко. — Единственное — налогоплательщики, которые уже применяли кассовые аппараты, смогут доработать на старой ККТ, пока срок действия электронной защищенной ленты не истечет — до 1 июля 2017 года. Все остальные должны приобрести и использовать новые онлайн-кассы, передавать в налоговые органы данные обо всех расчетах, произведенных на кассе. 

На 3 апреля в Амурской области была зарегистрирована 941 онлайн-касса, из них 40 процентов принадлежит продавцам алкоголя.

Из чего складывается цена небольшого устройства-накопителя, для предпринимателей — загадка.

Большая часть тех, кто купил новые ККТ — представители розничной торговли. По данным УФНС, в Приамурье числится более 3 тысяч налогоплательщиков, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, включая пиво, в магазинах, кафе, барах. Из них около 1,5 тысячи уже используют ККТ старого образца, а значит могут повременить с покупкой онлайн-касс — хотя у каждого срок будет индивидуальный. Однако уже понятно, что многие продавцы алкоголя не успели выполнить требование закона. Учитывая, что с 1 февраля регистрация кассовых аппаратов с ЭКЛЗ прекращена, приобретать им пришлось онлайн-кассы. Самым неприятным нововведение стало для продавцов слабоалкогольных напитков. Если все крепкое спиртное уже продается через ЕГАИС, а те, кому не посильна лицензия на торговлю винно-водочной продукцией, идут на хитрости, например, заключая договоры аренды с крупными организациями, которые имеют ее, то отпускать пиво, сидр, пуаре, медовуху на разлив и в таре было можно всем ИП. По прогнозам амурских налоговиков, 10—15 процентов продавцов планируют отказаться от реализации пива, чтобы не применять ККТ нового поколения.

«Это грабительство!»

Как сетуют предприниматели области, идея закона здравая, но реализация, как обычно, хромает. Даже в областном центре установка онлайн-касс бьет бизнесменов по карману. Один из пивных магазинов в Благовещенске уже неделю работает в режиме онлайн.

220

тысяч кассовых аппаратов уже перевели на новый порядок в стране почти 70 тысяч организаций и ИП, по данным ФНС

— Слишком много посредников от идеи до реализации, и всем нужно заплатить. Мы купили онлайн-кассу за 25 тысяч рублей. Самая бюджетная стоит 20 тысяч, все, которые дешевле — кнопочные, что абсолютно не подходит для городских магазинов, это уже прошлый век, — перечисляет траты совладелец магазина по продаже крафтового пива в  Благовещенске Денис Козлов. — 3 тысячи рублей заплатили за годовой договор с оператором фискальных данных, который будет передавать всю информацию о покупках в ФНС, и порядка 2 тысяч — фирме, которая настроила кассу и зарегистрировала ее в налоговой. Кстати, осенью перед открытием магазина мы купили ККТ с рук — за аппарат сразу с компьютером и всем программным обеспечением, сканером штрихкода выложили 30 тысяч рублей. Все устраивало в работе. Стоимость модернизации оказалась соизмерима с покупкой новой онлайн-кассы: для нашей модели ККТ она бы обошлась в 15 тысяч. Сейчас все будут контролировать установку онлайн-касс, штрафовать, а вот вопросы ценообразования на эту технику и услуги почему-то никто не контролирует!

Если у магазина более высокая проходимость, то на онлайн-кассу нужно будет потратить еще больше — от 30 тысяч рублей, есть аппараты и за 50. Цель государства понятна — вывести из тени обороты торговли, от лишних проверок избавят и бизнес.

— Мы не против сути закона — пусть будет выручка прозрачной; поддерживаем сдачу электронной отчетности, приветствуем любые технологические решения, чтобы лишний раз никуда не ходить, — говорит директор еще одной торговой точки, где легально продают пиво. — Готовы заплатить за эту возможность, но ее «красная» цена — на мой взгляд, тысячи две рублей. Но когда нам за наши деньги продают  какие-то аппараты — по сути, просто принтер, который печатает чеки и позволяет подключаться к интернету... Я не понимаю, почему в век информационных технологий, когда изобретают 8-ядерные смартфоны, эта касса стоит 20 тысяч рублей! Такие аппараты не должны вызывать вопросы у бизнесменов.

Фото: Андрей Ильинский

Возмущения представителей сельской торговли еще громче: такие внушительные расходы просто душат бизнес в глубинке. Продажа пива и слабого алкоголя здесь рискует пойти «из-под полы», законопослушным мелким торговым точкам грозит разорение, уверены предприниматели.

— У меня было два магазина. Работая на «вмененке», я вообще обходилась без касс, — говорит предпринимательница из Прогресса. — Подсчитала расходы, купила одну онлайн-кассу, потратила около 45 тысяч на все про все! Один магазин закрываю, как минимум двое продавцов остались без работы. И у коллег дела не лучше.

Удаленные магазины могут пробивать чеки в офлайн

Некоторые послабления все же есть. Не все кассы в торговых точках и заведениях общепита, где отпускают алкоголь, в том числе пиво, обязали передавать данные о покупках в режиме онлайн. В Приамурье определены труднодоступные и удаленные от сетей связи местности, с населением до 10 тысяч человек, где предприниматели смогут работать на ККТ в автономном режиме и возить технику на снятие данных один раз в год. 

— Но от обязанности закупить онлайн-кассы или фискальные накопители, чтобы модернизировать старые аппараты, они не освобождены. Ведь все налогоплательщики, реализующие алкоголь, включая пиво, обязаны теперь использовать ККТ, — отмечают в налоговой службе. — Сведения в налоговый орган будут передаваться во время замены фискального накопителя и снятии ККТ с учета. Также все должны «пробивать» чеки через кассу, хотя ранее владельцы патентов и те, кто использует ЕНВД, могли выписывать их вручную по требованию клиента.

Многие предприниматели на ЕНВД, торгующие алкоголем, до последнего надеялись на отсрочку до лета 2018 года.

Новобурейский попал в этот список территорий, который удален от сетей связи и насчитывает менее 10 тысяч жителей. Но по сути это ничего не дает продавцам алкоголя, разочарованно констатируют бизнесмены. «Предпринимателя от передачи данных в налоговую не освобождают, мы можем лишь не заключать договор с оператором фискальных данных, что не самое дорогое, — поясняет один из бизнесменов Бурейского района. — Модернизация существующих ККТ теоретически возможна, но овчинка выделки не стоит. Да, фискальный накопитель удобнее, чем касса, но еще нужно купить компьютер, оборудование, программу, отбойник, который делает штрихкоды... Лучше сразу потратиться на онлайн-кассу, денег уйдет почти столько же». 

Сколько магазинов, торгующих пивом в этих 596 удаленных местностях, которым нужно обзавестись кассами, неизвестно. «Ранее предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, не применяли ККТ, поэтому учет таких налогоплательщиков налоговыми органами не велся. По предварительной информации, их количество может составить более 400», — сообщили в региональном УФНС.

Фото: nalog.ru

Наибольшее же количество онлайн-касс для продажи алкоголя, включая пиво, необходимо установить в Благовещенске, Свободном и Белогорске.

Кому не хватило онлайн-касс — не оштрафуют 

С дефицитом «умной» техники столкнулись многие амурские предприниматели. Как сообщают федеральные СМИ, нехватка главного элемента онлайн-касс — фискальных накопителей — возникла по всей стране.

— Мы оплатили месяц назад сразу 30 тысяч рублей, но пока онлайн-касс таких в области в наличии, говорят, нет, — говорит Марина Василец, которая владеет крупным магазином с винно-водочным отделом в Углегорске. — Касса планшетная, как я понимаю, товар по штрихкоду будет пробивать. Нам даже ее не показали. Для малого бизнеса, конечно, это накладно — считай, зарплата продавца. Перед новым годом приобрели новую, но обычную ККТ — кнопочную, за 24 тысячи. Мы, предприниматели поселка, тогда вчетвером ездили в Благовещенск, нас убедили, что ее доработают до онлайн. А сейчас сообщили, что по деньгам проще будет новую купить, так мы попали впросак! Мы пока работаем на ней, а также на кассовом аппарате с ЕГАИС для крепкого алкоголя — около года назад приобрели. В будущем придется докупать онлайн-кассы для остального товара — к июлю 2018 года.

Модернизация существующих ККТ теоретически возможна, но овчинка выделки не стоит.

— Фискальных накопителей нет, как и везде в России, очередь уже большая — придется подождать где-то в течение 30 дней, — подтвердили АП в фирме, продающей кассовое оборудование. — Вы делаете 100-процентную предоплату, и мы бронируем их за вами. Нет и некоторых видов онлайн-касс.

Минфин обратился к контролирующим органам с просьбой не штрафовать точки продаж алкоголя, владельцы которых пытались купить, но из-за дефицита не установили онлайн-кассы. «Если налогоплательщик заранее заключил договор на поставку фискального накопителя, однако по независящим от него причинам его не доставили вовремя, то он не привлекается к административной ответственности», — сообщается на официальном сайте ФНС России. Остальным бизнесменам неприменение ККТ выльется в штрафы (нарушение № 54-ФЗ по части 2 статьи 14.5 КоАП). Так, юридическому лицу придется заплатить от 3/4 до одного размера суммы расчета платежа, но не менее 30 тысяч рублей, должностному лицу, индивидуальному предпринимателю — от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, но как минимум 10 тысяч  рублей.   

МНЕНИЕ

Борис Белобородов, председатель амурского регионального отделения общественной организации «ОПОРА РОССИИ»:

— Для малого бизнеса Приамурья процедура перехода на онлайн-кассы является крайне болезненной. У них торговля идет на грани рентабельности, и дополнительная материальная нагрузка в виде закупки таких касс — это большая проблема. Возмущения идут почти год. Один из депутатов Госдумы уже озвучивал, что, скорее всего, здесь присутствует коррупционная составляющая, потому что в Российской Федерации всего три производителя имеют лицензию на производство фискальных накопителей. Она связана с криптологической защитой, документ выдает ФСБ. Небольшое устройство, которое не может стоить более 500 рублей, продается минимум за 9—10 тысяч и почему-то его заставляют менять раз в год! Учитывая, что две из этих организаций — аффилированные, то, скорее всего, этот депутат прав: пахнет коррупцией и ценовым сговором. Необходимо компенсировать затраты на приобретение новых ККТ, и не только плательщикам ЕНВД, но и всему малому бизнесу.

Возрастная категория материалов: 18+