Фото: КинопоискФото: Кинопоиск

Они, собственно, в итоге и оправдаются: потраченные на фильм с 2014 года 400 миллионов рублей будет очень непросто отвоевать у публики обратно, особенно если с прибылью. «В этой миссии все, что только можно, пошло не так», — говорится в аннотации к «Времени первых», и эти слова во многом применимы к самому съемочному процессу. Кресло постановщика сначала прочили Сергею Бодрову-старшему, который в итоге предпочел провалиться с гораздо большим грохотом, сделав голливудскую ленту «Седьмой сын». Корифея сменил «вундеркинд» Юрий Быков, автор «Дурака» и «Метода» — и снимать он явно собирался не очередной ответ «фабрике грез», а умное кино.

Догонять и перегонять нужно любой ценой: а потому даже при подготовке корабля «Восход-2» гибнут безымянные специалисты, а главный конструктор требует не убирать трупы, чтобы товарищи сверху не питали лишних иллюзий.

 

Проработав полгода над драматическими сценами, постановщик покинул проект из-за разногласий с продюсерами Тимуром Бекмамбетовым и Евгением Мироновым. Последние, надо полагать, не планировали подсчитывать убытки из-за чьих-то там артхаусных устремлений и пригласили доделывать картину Дмитрия Киселева, в послужном списке которого есть «Черная молния» — этим, собственно, почти все и сказано. В итоге «Время первых» сохранило в себе родовые приметы обоих «отцов», а попытка ответить всяким там Куаронам все-таки состоялась: правда, довольно-таки слабенькая, так как сила этой картины отнюдь не в космосе. 

Российская киноиндустрия в очередной раз демонстрирует полное отсутствие четких ориентиров: канувшая в небытие советская эпоха вызывает у деятелей смешанные чувства, которые они контрастным душем изливают на сидящих в зале. «Время первых» страдает этим чудовищно: рассказывая о первом в истории выходе человека в открытый космос, создатели фильма то и дело поддаются соблазну напомнить о том, что «был культ, но была и личность». Только что усевшийся на престол Леонид Брежнев в сюжете возникает дважды и дает понять, что передовые позиции страны в космосе гораздо важнее жизней пары космонавтов, пусть сами по себе они и очень славные ребята. В ЦУПе (вернее, в КВЦ) рука об руку с Сергеем Королевым ночует товарищ генерал, которому никто не хочет подчиняться: он так и норовит бросить Алексея Леонова и Павла Беляева то на орбите, то в зимнем лесу, смакуя при этом перспективу создания в стране космических войск.

Да что там: за день до полета и сам Леонов-Миронов вдруг разражается в меру фальшивым монологом на тему «а мы крепчаем», рассказывая немногочисленной аудитории о том, как советские люди отбирали последнюю одежонку у детей «врагов народа» — оставаясь при этом, надо полагать, самыми отзывчивыми и героическими в мире. Монолог нужен для того, чтобы окончательно убедить зрителя: представители этой нации готов лететь в к звездам на любом корыте, тем более, что ничем, кроме корыта, государство их обеспечить ну никак не успевает.  

Догонять и перегонять нужно любой ценой: а потому даже при подготовке корабля «Восход-2» гибнут безымянные специалисты, а главный конструктор требует не убирать трупы, чтобы товарищи сверху не питали лишних иллюзий. Создателям фильма вообще не очень удается очеловечить своих героев. Владимир Ильин играет абсолютно стереотипного Королева, персонаж Миронова мечется между этаким великовозрастным сорвиголовой и хлебнувшим лиха усталым героем, герой Хабенского определен лучше, но постоянно держится на отдалении от остальных. На заднем плане блуждают не очень тучные стада из тревожных жен, постоянно застывающих в кадре с пронзительным взглядом, научных специалистов разряда «принеси-подай» и прочих.

Отдельного внимания заслуживает космонавт Евгений Хрунов, который мог заменить Беляева в этой миссии — создатели «Времени первых» зачем-то сделали из будущего Героя Советского Союза и первого "космического почтальона" эдакого плохиша-выскочку, испытывающего острый дефицит воспитания и ума. С Леоновым он, понятное дело, никуда не полетит — там, вдалеке от родной планеты, нужны совсем другие парни. Хронометраж картины составляет 140 минут, так что не планируйте быстро оказаться на орбите вместе с героями: происходящее на Земле занимает львиную долю сюжета и местами затянуто безо всяких видимых причин. Ну, не модно сейчас снимать кино короче. 

Авторы картины умудрились сделать все, что касалось визуальных эффектов, задолго до того, как к съемкам приступили актеры — они даже на скорую руку слепили совершенно ненужное при таких-то бюджетах 3D. Космоса как бескрайнего простора в этой ленте зритель не увидит: изредка выбираясь за пределы «Восхода-2», камера стремится как можно скорее в него вернуться, чтобы вновь протискиваться между двумя героями, которым и самим явно тесно внутри торжества советской технической мысли. Реальный Алексей Леонов рассказывал, что этот полет сопровождался как минимум семью нештатными ситуациями. Каждая из которых могла стоить космонавтам жизни, а стране — заветного первенства.

В сценарии «Времени первых» таковых меньше, но ощущение перебора не проходит до самых титров, до которых еще нужно добраться через чудовищно растянутый финальный эпизод, который заменяет картине логическую концовку — ну, конечно, не без участия отдельных свободолюбивых граждан и проклятого КГБ. В итоге приятные впечатления — по гамбургскому счету — остаются исключительно от нескольких актерских работ, и то за исключением особенно пафосных моментов, которые портят вообще все. Когда события на орбите достигают кульминации, за героев переживаешь — но длится это совсем недолго. 

Перетасовывая и исправляя под собственные нужды реальные исторические события, создатели фильма новых миров не открывают: главной темой произведения остается мысль Королева о «народе, который летает в кандалах». Главные герои неспешно становятся похожими на реальных людей, долгое время являя собой общий субъект пропаганды — и кабы не действующее законодательство, актер Миронов непременно пару раз выругался бы матом. Было от чего.

В современных реалиях происходящее на экране местами выглядит абсурдно: самопожертвование здесь соседствует с перманентной угрозой лишиться свободы, умение самостоятельно принимать решения — с тупым подчинением не очень умным руководителям, а такой притягательный космос предстает лишь очередной площадкой для известных метрических соревнований.

«Создателям фильма дали доступ только к дизайну космических приборов. Внутреннее устройство космической техники до сих пор засекречено», — такие факты говорят об описываемой эпохе и ее последствиях гораздо больше, чем само кино. «Время первых» еще раз доказывает, что лекала, по которым можно было бы делать исключительно успешные ленты, вряд ли появятся — а потому нужно рассказывать о смелых людях смело. Тем более что сейчас риск оказаться на дальней полке «Мосфильма» гораздо менее ощутим.

Возрастная категория материалов: 18+