• Владимир Матвеев в роли Черчилля
  • Фото: Архив АП
  • Фото: Сергей Лазовский

Театр начинается с Матвеева

Лично для меня Амурский областной театр драмы начинался не с вешалки, а с Владимира Гавриловича. Когда б я ни пришла в храм Мельпомены — написать о премьере очередного спектакля, взять интервью или напрокат карнавальный костюмчик от театральных мастериц, Владимир Матвеев вставал на моем пути. «По чью душу опять?» Причем сначала я слышала раздающийся по коридору уникальный чисто матвеевский бархатный баритон. Потом появлялся и сам мэтр.

Балагур, весельчак, любитель потравить байки. Да и рассказать ему было про что. Двести ролей на сцене, за плечами вся классика и большая часть современной драматургии. Знаток человеческих душ, философ, он всегда оставался самим собой. Вокруг Матвеева всегда собирались люди, а он, естественно, был центром вселенной. Все ему было интересно. Мастер приходил на спектакли коллег, не потому что ему это нужно было по статусу, а потому что ему это интересно.

Год назад после премьеры спектакля «Любовь и голуби», автор которого Владимир Гуркин когда‑то играл на амурской сцене, разговор зашел об артистах, снявшихся в одноименном фильме. «Сашка Михайлов в роли Кузякина хорош, чертяка! Да он точно такой же и в жизни, — вспоминал Владимир Матвеев. — Мы с ним учились во Владивостоке в институте искусств, он на пять лет младше был. Молодой такой, горячий, только с корабля сошел. Морячок. Деловой, бывалый. Все ему нипочем. И простой. Соберет нас, давайте, говорит, парни, выпьем. Коммуникабельный до жути. И вот ты понимаешь, что, когда он приезжал сюда на «Амурскую осень», я ему по‑дружески свою гримерку предложил. Мы тут с ним, как вспомнили молодость…»

Анна Лаптева,

народная артистка России:

 

— Это был большой ребенок, иногда капризный. Ему позволялось, потому что он мэтр. Однако Владимир Гаврилович положением не злоупотреблял. Он был нашим орденом. Да-да, я не шучу. Орден Трудового Красного Знамени, который наш театр получил в 1983 году после гастролей в «Ленкоме», зарабатывал и Владимир Гаврилович потом и кровью. Он был молод, красив, талантлив, обаятелен, необычайно работоспособен. А как он пел и танцевал! Такого больше не будет!

Договорить не давали, куда‑то звали, кому‑то он срочно был нужен. Убегал так же стремительно, как и появлялся на моем пути. Дела, брат, дела. Сначала удалялся артист, а потом уже его баритон. «А что я поделаю, — объяснял в своем интервью Матвеев, — если у меня голос такой: говорю на первом этаже возле вахты, а во всем театре раздается».

— Владимир Гаврилович, а давайте к нам в редакцию приходите. Расскажете про закулисье, про вашу интересную жизнь. Чайку попьем, о театре поговорим.

«Уж с Гоголем знакомства имею, — говорил Матвеев. — В «Ревизоре» Хлестаков и Городничий. В «Женитьбе» — Яичница. В «Ночи перед Рождеством» — пан Чуб, отец Оксаны».

— А давайте. Я вам и про Сашку, и про Валерку (Валерий Приемыхов), все ж одним миром мазаны.

Не срослось. Вырвать работоспособного Матвеева из театра даже на час было невозможно. До последних дней он оставался на сцене.

Портрет, цветы, заплаканные коллеги. Вчера Владимир Гаврилович снова встретил меня у проходной театра. В последний раз.

Настоящий полковник

Народная артистка Анна Лаптева не раз была сценической женой, любовницей и подругой Владимира Матвеева. Вместе эта пара не один пуд соли съела. Вне сцены в гости друг к другу не ходили. Театральных отношений было достаточно.

— Сначала я осталась без мужа, потом без партнера. Теперь я — одинокая женщина, — переживает Анна Григорьевна. — На данном этапе в театре у меня нет партнера. Матвеев был единственный. Это большая утрата во всех отношениях. Спектаклей, в которых я была занята с Владимиром Гавриловичем, уже не будет. На сегодняшний день я практически не выхожу на сцену.

Как рассказала Анна Лаптева, Матвеев был красивым и видным мужчиной. В молодости похож на итальянца. С таким же взрывным темпераментом.

Были у мастера и свои увлечения: дача, грядки, коллекция монет и собака, черный пудель. Верный спутник на природе и во время просмотра фильмов. Кино Владимир Гаврилович обожал, да и сам был задействован в кинематографе. Китайском. Роли у него были непростые: Уинстон Черчилль и сподвижник Маргарет Тэтчер — Эдвард Стикс. 

«Диоген» возвращается на сцену

Для молодежи Матвеев был «театральным» папой и даже дедушкой. Он любил опекать, давать дельные советы.

— Если партнером по сцене был Владимир Гаврилович, можно даже не переживать за спектакль, такая у нас была уверенность, — делится артист Максим Клепалов. — Он нам помогал, и мы ему платили той же монетой. В последнем своем спектакле «Диоген» мэтру было тяжело залазить в бочку. Мы старались сгладить все шероховатости, чтобы зрители не заметили. 11 марта во время репетиции ничего не предвещало беды. Мэтр вводил в роль Диогена другого артиста. Нет, он не собирался уходить со сцены. Он даже ревностно расставался с Дио­геном. На сцене родного театра он играл бы еще, а вот для гастрольных туров по области нужен был уже другой человек. Владимир Гаврилович сидел в зале, мы — на сцене. Мастер эмоционально рассказывал, объяснял, как надо играть, жестикулировал. Через несколько минут, во время перерыва, с ним случился инсульт.

Юрий Рогалев,

заслуженный артист России:

 

— На сцене он один, а в жизни… Да он даже злиться не мог. Если Владимир Гаврилович хотел сказать что-то резкое или поругаться, то у него это выходило несуразно. Добрый человек с хорошим чувством юмора, слегка ироничный. Без злого умысла. Он никогда никому не завидовал, радовался за нас, артистов, по-отечески. В жизни он всегда помогал чем мог. У него была отличная библиотека, книги он любил не только читать, но и раздавать. Сам знал поэзию, драматургию.  Интеллектуал. И как ребенок! Увидит новый смартфон — «тоже такой хочу».  Провел интернет, купил ноутбук. Молодежь ему постоянно скачивала современные фильмы. Мы с ним почти породнились после спектакля «Родня», где Матвеев играл разухабистого соседа. Такой может выпить и похулиганить. Наверное, таким он и был в жизни. 

Народный артист Владимир Матвеев никогда не жаловался на здоровье. Он никогда не показывал, что он болен или ему плохо. До последнего оставался на сцене, пока не выдержало сердце. У артистов оно очень хрупкое.

16 апреля «Диоген» вернется на сцену, после месячного перерыва, но уже без великого артиста. В память о мэтре амурского театра последний спектакль Владимира Гавриловича останется в репертуаре.

Организацией похорон любимого артиста занимается администрация театра. Кроме того, сотрудники взяли шефство над вдовой Валентиной Матвеевой. Ей 92 года. Кроме супруга, у Валентины Ивановны нет родственников. Вместе с мужем она до последнего работала в театре, в реквизиторском цехе. Амурский театр был для них и работой, и личной жизнью. «Мой ангел-хранитель, — называл свою жену Владимир Матвеев. — Валя меня «вылепила», «выстроила» мою судьбу. Она мудрее меня и дальновиднее во всех бытовых и житейских вопросах. У нее хватило ума это сделать. А у меня хватило ума не сопротивляться. Хотя Валя в творческие мои дела никогда не вмешивается. Не ругает. Правда, и хвалит очень сдержанно. И редко. Но я судьбе благодарен. Не каждому актеру такое везение бывает, да и мужчине не каждому, чтобы такая любящая и терпеливая жена была рядом, да еще и умная. И любимая, конечно. Всегда!» 

 

Прощание с любимым артистом состоится 13 апреля с 9.30 до 12.00 в фойе областного театра драмы.

Возрастная категория материалов: 18+