youtube.comyoutube.com

По большому счету фильм представляет собой модернизированный до полного метра эпизод известного британского телесериала "Черное зеркало". Поступь прогресса сотрясает мир, секреты — это опасная ложь, а личное можно сделать общественным в два клика — на эту тему не очень уверенно пытаются рассуждать создатели картины. 

Снимать фильм, в производство которого вложились не только голливудские компании, но и бизнес ОАЭ, доверили Джеймсу Понсольдту. Американец снимал сериалы, а в промежутках — мало кому известные ленты, в которых, надо заметить, участвовали вполне себе знаменитые актеры: от Джесси Айзенберга до Шейлин Вудли. Утопическую (или антиутопическую, как хотите) историю о том, как интернет отбирает у людей даже то невеликое пространство, в котором они могут побыть одни, придумал писатель Дэйв Эггерс — не так давно в прокат вышел фильм "Голограмма для короля", также основанный на его книге.

Собственно, очень много фантазировать автору не пришлось: в основу компании, которая ловит в социальные сети миллионы людей, легли вполне себе реальные экономические гиганты, нужно было только совместить в одном придуманном персонаже Джобса, Цукерберга и генерального директора Google по имени Сундар Пичаи, а также пристроить на работу героиню Эммы Уотсон. Путь от соискательницы до лица компании молодая американка Мэй проходит на наших глазах и во многом зрителю есть, чему позавидовать. Впрочем, здесь как раз и наступает фантазийная эра: сильные мира сего редко обращают внимание на среднее звено, а уж тем более делают его представителя лицом компании. Но задумка есть задумка: персонаж Уотсон специально прописан так, чтобы катиться в гору, а не под нее. 

На второй чаше весов герой Тома Хэнкса, который в данном случае не становится в центр кадра, как это бывает обычно — и в итоге публике не очень понятно, для чего здесь вообще является оскароносец. Диалоги и монологи писал все-таки не Аарон Соркин, так что ни гения, ни злодея из Бэйли не получается; есть только глава большой корпорации, которому свойственно сомнительное чувство юмора и нелепое стремление рисоваться перед собственными сотрудниками, делая вид, что "свой". Так или иначе, персонал от сольных выступлений начальства в специально отведенных помещениях пищит, взвизгивает и раздражается аплодисментами.

Тем временем создатели картины упорно подменяют этим самым персоналом общество: похоже, разного рода вопросы вроде "будем ли мы следить за каждым в прямом эфире" решаются вот на этих корпоративных посиделках. Работники, конечно, рады — чем больше камер "размером с орех" будет прилеплено в окружающем пространстве, тем больше, наверное, будет бонус по итогам года. А тут еще и Мэй прыгает из грязи в князи со сноровкой легкоатлета и под одобрительную ухмылку Бэйли-Хэнкса. Мало ли, действительно — может и нас повыше возьмут. Специально прописанные подружки морщат нос и уходят вдаль, но наличие карьерной лестницы очевидно всем и каждому. 

Рассуждая на тему того, что очень скоро никому из нас не видать покоя, Эггерс и Понсольдт забредают во вполне предсказуемые дебри. С учетом того, как в "Сфере" показан процесс трудоустройства, мы имеем дело с технологическими гениями, которым нет никакого дела до прочих аспектов интеллектуального становления человека: эта приземленность преследует сюжет до самых титров, не позволяя картине встать на одну полку хотя бы с провальным "Превосходством" — вспомните, там еще Джонни Депп сыграл.

Вероятно, экс-Гермионе стоит попробовать себя в каком-то неожиданном образе: страдалицы выглядят чересчур похожими друг на друга и в результате совершенно не сохраняются в памяти.

Большой Брат не просто смотрит, но и фиксирует: устройства развешаны на всех мало-мальски пригодных поверхностях. Последствия при этом исходят от обычных социальных институтов, а то и вовсе от простых граждан — то есть корпорация, которая затевает целые законодательные реформы в разных странах планеты, постоянно остается как бы в стороне. Мотивация? ну помилуйте, какая здесь может быть мотивация, когда речь идет о миллиардерах, нашедших способ окончательно утонуть в доходах. В центре событий робко, но настырно шагает героиня Уотсон, которой сценарист прописал не менее десяти "О боже!", а режиссер велел как можно чаще делать скорбное лицо — наверное, девушке в ближайшее время светят исключительно печальные роли. 

Вопрос о том, кто кого переиграл, не ставится — в конце концов, тут есть еще и Джон Бойега, отвечающий за "в этом мире доброту", но ниша у каждого своя. Именно поэтому именитый Хэнкс не рвется в первые ряды — и вообще, все, кто работал над этой картиной, похоже, с самого начала настраивались на невысокий зрительский интерес. Главные два имени, конечно, способны сделать некую кассу: при скромном бюджете в 18 миллионов долларов "Сфера", конечно, вряд ли окажется убыточной. И все же приходится признать, что никакие интернет-скандалы и отчетливые гражданские позиции не делают Уотсон актрисой, способной ярко сыграть центральную роль и при этом не зациклиться на одном эмоциональном состоянии.

Хэнксу, наоборот, не пристало топтаться на заднем плане — тем более, что актеру редко предлагают отрицательных персонажей. Впрочем, ставить напротив Бэйли отчетливый знак "минус" рановато: в конце концов, все мы знаем, что двигатели прогресса часто отравляют жизнь современникам, но при этом создают будущее. Личный выбор в "Сфере" — понятие довольно-таки упрощенное, но кто знает: может быть, следующие поколения действительно предпочтут отказаться от собственных тайн. 

Картине Понсольта серьезно не достает динамики: сосредоточиться на индивидуальных переживаниях героини Уотсон не получается, а хождений по красивым коридорчикам во имя технологического торжества мы и так насмотрелись в недавнем "Мире Дикого Запада". Основная идея выглядит не то вторичной, не то запоздавшей — и в обоих случаях уместен эпитет "глубоко". Вероятно, экс-Гермионе стоит попробовать себя в каком-то неожиданном образе: страдалицы выглядят чересчур похожими друг на друга и в результате совершенно не сохраняются в памяти: кто, скажем, вспомнит, как звали главную героиню в "Колонии Дигнидад"?

За предостережение, конечно, спасибо — только вот есть основания полагать, что человек в ближайшем будущем примется ограничивать доступ к своей жизни, а не наоборот. Возможно, фильмы-сериалы на заданную тему послужат для этого процесса катализатором. "Сфера" при просмотре не задевает важных струн — и сердце зрителя не меняет температуры. А если на сеансе такого кино публика то и дело всматривается в экраны телефонов, значит, миссия провалена. Спасемся сами.