Фото: vk.comФото: vk.com

6-летняя Диана Хачатрян может смотреть мультфильмы и в то же время складывает и умножает на счетной доске «соробан» гигантские числа. «Когда нашей Диане было всего пять лет, она сдала норму инструктора по ментальному счету. К примеру, число 625 сложила на счетах до пятидесяти тысяч, применяя 240 законов. Все это она сделала за 2 минуты 24 секунды. Одновременно девочка читала стихотворение, которое они с мамой написали для нашей школы», — рассказывает Ольга Чирко. А в этом году Диана взяла серебро среди дошколят на международном турнире по ментальной арифметике: перед ней были только листок бумаги и ручка. Без калькулятора будущая первоклашка за час решила сто сложных примеров.

— Она складывала в уме разные числа, в том числе и четырехзначные. Были задания из 20 действий. Между примерами был интервал всего в 0,7 секунды. Диана допустила всего три ошибки, — гордится педагог.

В ряду умножения на 9 результаты можно выяснить на пальцах. К примеру, 9 х 7 = 63. Загибаем 7-й палец на руках. Первая цифра в ответе — число пальцев слева, вторая — число пальцев справа.

Несколько лет назад такие математические навыки Ольга Чирко и сама посчитала бы чудом. А сегодня уверяет: нет, амурская Диана — отнюдь не ребенок-индиго. Обучить ментальному счету можно любого дошкольника начиная с 4—5 лет. Так, на международный турнир по ментальной арифметике, который проходил в Москве 3 и 4 июня, собрались одаренные дети из 56 городов России и СНГ. Вместе с Дианой еще пятеро амурских «вундеркиндов» вернулись домой с медалями разного достоинства. Все они могут делить и умножать на счетах хоть триллионы.

— Меня всегда удивляло, почему японцы такие умные, так быстро осваивают передовые технологии? Почему, еще не успели открыть границу, а китайцы уже знали русский язык? В то же время наши дети не могут запомнить и нескольких иностранных слов, — рассказывает основатель интеллектуальной школы Ольга Чирко.

Из глобальной сети педагог узнала о ментальной арифметике. «Это восточная методика обучения, курс которой входит в общеобразовательную систему таких государств, как Япония, Китай, Индия. А в Европе с помощью этой методики предупреждают болезнь Альцгеймера!» — продолжает Ольга Дмитриевна. В интернете она нашла информацию о том, что в России открылась первая школа ментального счета — в Череповце. Благовещенка отправилась туда на курсы.

— Так сошлись звезды, что я добиралась в Череповец поездом вместе с семьей из Турции, у которой директор череповецкой школы и купил методику обучения! Они в свою очередь приобрели ее у японцев, — делится Ольга Чирко.

Вернувшись домой, амурчанка оформила франшизу и получила право открыть филиал интеллектуальной школы. «Тогда у нас на уроках было 13 ребятишек, а сегодня уже 160», — отмечает она.

По подсчетам приверженцев ментальной арифметики, в России и ближнем зарубежье за последние три года появилось 110 школ, где азы восточной математики осваивают порядка 10 тысяч детей.

— Ментальная арифметика учит детей концентрировать внимание, развивать память и быстроту действий. При работе на счетах развивается и мелкая моторика, — перечисляет достоинства Ольга Чирко.

Арифметические хитрости от Ольги Чирко

Некоторые математические действия можно выполнять даже не зная таблицу умножения. Ольга Чирко поделилась некоторыми хитростями, которые школьники могут использовать на уроках математики.

1. Как вычислить результат в ряду умножения на 6 с четными однозначными числами (2, 4, 6, 8). Последняя цифра в ответе будет та, на которую мы умножаем. А первой будет эта же цифра, деленная пополам.

Например:

6 х 6 = 36 (6/2)

6 х 8 = 48 (8/2).

2. Как вычислить результат в ряду умножения на 3. Делим ряд на три группы:

1) 3 х 1 = 3                 2) 3 х 4 = 12             3) 3 х 7 = 21

    3 х 2 = 6                      3 х 5 = 15                 3 х 8 = 24

    3 х 3 = 9                      3 х 6 = 18                 3 х 9 = 27

Во второй группе ряда результат всегда будет начинаться с единицы. А в сумме обеих цифр ответа в группе (2) должен получиться результат «соседа» из первой группы.

Например:

3 х 1 = 3                 3 х 4 = 12  (1 + 2 = 3)        

3 х 2 = 6                 3 х 5 = 15  (1 + 5)         

3 х 3 = 9                 3 х 6 = 18  (1 + 8)         

Таким образом, чтобы выяснить, каким же будет второй компонент ответа в группе (2), нужно вычесть из результата группы (1) единицу.

3 х 3 = 9                 3 х 6 = 18 (9 — 1)

Аналогично можно вычислить результат и в третьей группе ряд, запомнив, что первый компонент в результате всегда цифра два.

3 х 1 = 3                  3 х 7 = 21 (2 + 1 = 3)

То есть вторая цифра в ответном числе получается путем вычитания из результата «соседа» в первой группе цифры 2.

3 х 1 = 3                  3 х 7 = 21 (3 — 2)

3. В ряду умножения на 9 результаты можно выяснить на пальцах. К примеру, 9 х 7 = 63. Загибаем седьмой палец на руках. Первая цифра в ответе — число пальцев слева, вторая — число пальцев справа.