• Будущую дорогу отсыпают песком из карьера, который находится неподалеку. Фото: Андрей Ильинский
  • Строители активно бурят скважины под опорами. Фото: СК «Мост»
  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский

Тринадцать с половиной километров

Строительство масштабного объекта начинается за 13,5 километра до берега Амура. Именно такой длины дорогу нужно сделать рабочим. При этом сам мост занимает только 540 метров. Вторые 540 метров строят, согласно договору, китайцы. Кстати, длина дороги к переправе в Поднебесной, которую нужно построить, в два раза меньше — шесть километров. Работы начинаются рядом с трассой на Белогорск, в нескольких километрах от Благовещенска.

— Здесь будет двухуровневая транспортная развязка, — рассказывает Евгений Песоцкий. — Поток машин из Китая и в Китай пойдет над существующей федеральной дорогой и затем соединится с ней.

Поток машин из Китая и в Китай пойдет над федеральной дорогой и соединится с ней.

Разделение потоков автомобилей необходимо, чтобы избежать транспортного коллапса. Всего проект предусматривает четыре пересечения дорог в двух уровнях. Помимо проезда над «федералкой», строить эстакады будут над дорогами Заречный — Муравьевка — Константиновка и подъезд к Зазейскому. Проектировщики учли маршруты не только машин, но и зверей. На пути к мосту будет построено несколько путепроводов, чтобы скоту и диким животным не пришлось пересекать новую трассу.

Пять метров над землей

Чтобы увидеть все 13 с половиной километров новой дороги, проект не нужен: строители отсыпали полотно по всей длине и подняли будущую трассу на 1,2 метра. Сейчас ее ширина — около 48 метров. В итоге дорога должна подняться на пять метров и сузиться до 15.

14,7

миллиарда рублей — сметная стоимость строительства российской части мостового перехода

— Сначала убрали растительный слой, потом отсыпали слои основания. Песок берем в карьере, лаборатория его проверяет, и только после одобрения можно насыпать дорогу, — рассказывает начальник участка компании «Мост» Сергей Ханин. — Каждый слой — 40 сантиметров. Потом по участку должен 10 раз по одному следу пройти каток. Затем контроль, и только после этого отсыпаем следующий слой.

Сейчас отсыпано четыре слоя, но это только начало работы. Каждый следующий слой сужает проезжую часть. В итоге дорога станет двухполосной, откосы тоже забетонируют. Трасса должна соответствовать международным параметрам.

Фото: Андрей Ильинский

Перед подъездом к мосту дорога расширяется до 200 метров. Сейчас это большая площадка из песка. В будущем здесь расположатся таможенники, пограничники, будет построен пункт сбора оплаты. В целом пункт пропуска занимает 13 гектаров земли.

Масштабная стройка

Дорогу к мосту нам преграждает пост погранслужбы. Дальше — режимный объект, вход только по пропускам. Возле забора из досок расположился вахтовый поселок. Рядом с одноэтажным общежитием рядами стоят маленькие вагончики. Всего здесь одновременно могут жить 300 человек, но пока вахтовиков меньше.

Еще один законченный объект сразу за постом — технологический мост через протоку Каникурганскую длиной 278 метров. Это временная переправа, необходимая для строителей. Рядом будет строиться постоянный мост.

«Чтобы дорога соответствовала международным стандартам, нужно соблюдать всю технологию, которая прописана в проекте», — отмечает начальник участка компании «Мост» Сергей Ханин.

Возведение самого моста начинается в нескольких метрах от воды. Здесь начнут устанавливать опоры, всего их десять. Пять строит российская сторона и столько же — китайская. Две «наших» опоры находятся на земле, еще три будут в воде.

— Сначала бурят скважины, затем их заливают бетоном, после делают ростверк — верхнюю часть фундамента. Сама опора будет из контурных блоков, которые мы сделаем на своем производстве в Белогорске, — говорит Василий Постаев. — Выставляется контур из монолитных блоков, а ядро заполняется бетоном. Сверху надстраивается эстакада.

Над трассой Белогорск — Благовещенск появится эстакада, по которой можно будет уехать в Поднебесную. Фото: Андрей Ильинский

Сейчас ведутся работы по бурению скважин для устройства буроналивных свай под десятую и девятую опоры моста, уже полностью забетонирована одна скважина под девятую опору. Кроме того, специалисты СК «Мост» решили начать бурить сваи для опор в воде с опережением графика. Делается это с помощью баржи: в реку погружается труба, из нее откачивают воду с песком, а потом заливают бетоном.

— Конечно, работы предстоит много, — говорит Евгений Песоцкий. — Но, как вы видите, за первые полгода мы успели сделать немало и снижать темпы не собираемся.

Китайские деньги поступают вовремя

Оперативность работы во многом зависит от финансирования. В конце 2016 года китайский банк «Лунцзян» одобрил кредит на 19 миллиардов рублей. «Оплата происходит по факту выполненных работ и с выдачей авансов. Подрядчики подавали документы на получение аванса и своевременно получили деньги. Скоро придут средства за выполненные объемы, пока с финансированием проблем нет», — отмечает Евгений Песоцкий. Кстати, все подрядчики, занимающиеся строительством на этой стороне Амура, — российские компании. Это условие было прописано в договоре, чтобы дать возможность работать и зарабатывать в первую очередь амурчанам.

У благовещенцев появится еще одно озеро

Карьер, из которого добывают грунт для строительства новой дороги к мосту, за последний месяц превратился в озеро. Его глубина сегодня — пять метров.

Фото: Андрей Ильинский

Строители продолжают выкапывать песок, расширяя границы образовавшегося водоема. Так что через несколько лет, после завершения строительства, у жителей Благовещенска и ближайших поселков появится новое место для рыбалки и купания.