И руки не дрогнули

Про Сергея Рыбникова можно рассказывать бесконечно долго, но такие разговоры будут неизменно сводиться к его необъятной человечности. Нерастраченной даже в минуты смертельной опасности. К собственной гибели шел уверенно, снайперски, на одном дыхании. Погибал за себя и того парня, спас не только напарника, но и сотни людей. Понимал, что обречен, а дома жена и три маленькие дочки, но руки даже не дрогнули.

«Он был талант, но не звезда!» — говорят о нем учителя. «Свой в доску!» —  вспоминают Сергея одноклассники.

Коллеги его так и звали — Чкалов нашего времени. Друзья и одноклассники до сих пор зовут Сережкой. Озорной и непоседливый, талантливый во всем.

— Серега очень уверенно учился на «пять баллов», причем делал это без зубрежки и особого напряжения. Но что меня поражало больше всего — совершенно спокойно перестраивался на любой музыкальный инструмент, — вспоминает одноклассница Сергея Ольга Савватеева. — Мы вместе с ним выступали в школьном ВИА  и в ансамбле народных инструментов Возжаевской школы искусств.  Причем в народном ансамбле Сергей играл на аккордеоне и домре, а в школе —  на клавишных и бас-гитаре. Он совсем не боялся браться за что-то новое и везде добивался успеха.

В школе установили памятную доску о своем ученике. 

Спустя годы Сергей Рыбников спас сотни жителей села Чемодурова Московской области. В декабре 2014 года проводились испытания истребителя МИГ-29 КУБ, учебно-боевой машины палубной авиации. Полет был «крайним», оставалось проверить самолет в условиях предельных нагрузок. Когда ситуация вышла из-под контроля, Сергей без раздумий катапультировал напарника, а сам не выпустил штурвала. Искал безлюдный пустырь, и нашел. Истребитель врезался в небольшой пятачок земли между школой и жилыми домами. К тому моменту он тоже успел катапультироваться, но это оказалось поздно — из-за малой высоты купол парашюта не наполнился. Ни один человек не пострадал, а Сергея собирали в «Склифе» по частям. На следующий день он умер, ушел из жизни, не приходя в сознание, с чувством исполненного долга.

— О присвоении Сергею звания Героя России я узнала от наших педагогов. Как только появилась официальная информация, все стали друг с другом созваниваться, — рассказала мне директор возжаевской школы номер один Елена Иванова. — Мы ждали подобного решения и считаем его заслуженным. Все очень сильно переживали за его семью, в которой растут три девочки. Для наших учеников тоже трудно найти более достойный пример для подражания. Его гибель — повод для печали, а его подвиг — повод для гордости.

Особая каста в особой касте

На палубе. Сергей сделал первую посадку на палубу 29 августа 2012 года.

Сергей был непоседой, но знал меру в шалостях. Сам потомственный летчик, его отец служил в возжаевском истребительном авиаполку. Мальчишка всегда был уверен, что станет летчиком. Говорил об этом уверенно, словно о бесспорном факте.

После окончания школы вся семья Рыбниковых переехала в Москву. Сергей окончил военное училище, получил распределение в один из авиаполков. Правда, небо зачастую оставалось малодосягаемым. Экономика страны находилась в руинах, самолетам элементарно не хватало топлива.

Устав ходить по земле, молодой летчик подал заявку в авиастроительную корпорацию «Миг». Прошел жесткий отбор и попал в элиту авиации — стал испытателем. Очень скоро о нем узнали во многих уголках мира, его маневры тщательно изучались коллегами из разных стран. В  послужном списке Сергея несколько мировых рекордов, многие из которых гораздо сложнее традиционного уровня высшего пилотажа.

Среди наиболее сложных упражнений — ночные посадки на палубу индийского авианосца «Викрамадитья». Корабль прошел глубокую модернизацию из российского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Требовалось не просто провести испытания в условиях Баренцева моря (модернизация проводилась в Северодвинске), а продемонстрировать предельные возможности корабля и палубной авиации.

Сергей Рыбников семь раз успешно посадил самолет на палубу в условиях сурового севера. Говоря языком официальным, делал это в сложных метеоусловиях, говоря языком простым — в условиях шторма.  Ничего подобного до него в мире не совершалось. Он же обучал пилотов индийских ВВС.

Палубники — особая каста в военной авиации. Настоящие снайперы,  способные приземлиться там, где подобное кажется невозможным. Палубник и испытатель в одном лице — явление вовсе исключительное. Наверное, именно такой сплав качеств одного человека оказался ключевым в спасении жителей Чемодурова. Даже разбить падающий самолет на крохотном пустыре в несколько сотен квадратных метров мог только Рыбников. До крыльца школы оставалось всего 100 метров.

Коллеги его так и звали — Чкалов нашего времени. Друзья и одноклассники до сих пор зовут Сережкой. Озорной и непоседливый, талантливый во всем. Не стань летчиком, он обязательно нашел бы себя в другом. Но другого летчика-испытателя Рыбникова страна бы уже не нашла. Говорят, высший пилотаж в авиации — оставаться пилотом до последней минуты. Высший пилотаж в жизни — оставаться до последней минуты человеком. Мальчишка из Возжаевской школы сумел и то и другое.  

Возрастная категория материалов: 18+