Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №122 (28589) от 20 октября 2017 года
Издается с 24 февраля 1918 года
22 октября 2017,
воскресенье

Место подвигу: рецензия на новый фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» с Томом Харди

Кино

Почти три года прошло с момента выхода на экраны научно-фантастической ленты «Интерстеллар» — столько времени потребовалось британскому режиссеру Кристоферу Нолану, чтобы как следует подготовиться к очередному путешествию. После ряда успешных погружений в глубины сознания, сны, масс-культуру и прочие черные дыры постановщик, наконец, обратился к учебнику истории. 

Место подвигу: рецензия на новый фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» с Томом Харди / Почти три года прошло с момента выхода на экраны научно-фантастической ленты «Интерстеллар» — столько времени потребовалось британскому режиссеру Кристоферу Нолану, чтобы как следует подготовиться к очередному путешествию. После ряда успешных погружений в глубины сознания, сны, масс-культуру и прочие черные дыры постановщик, наконец, обратился к учебнику истории. 

В основу его нового фильма легла спасательная операция «Динамо» — реальный сюжет, парадоксально объединяющий в себе поражение с победой, а бегство с подвигом. Военное кино от Нолана оказалось ожидаемо впечатляющим в визуальном отношении и не только, но в нем трудно не заметить компромиссы, на которые лучше было бы не соглашаться. 

Дюнкеркская эвакуация отнюдь не впервые находит отражение на экране — для британской истории этот эпизод Второй мировой имеет важнейшее значение. Десять лет назад, к примеру, операция «Динамо» стала частью сюжета картины Джо Райта «Искупление». Но раз уж Нолана все чаще называют «новым Спилбергом», то и сравнивать «Дюнкерк» будут по большей части с лентой «Спасти рядового Райана».

Параллелей можно провести множество — британец тоже ставит на чаши весов жизнь конкретного человека и жизни сотен и тысяч людей, тоже пытается жонглировать пацифизмом и военным пафосом в одном номере. Нельзя не обратить внимание и на изящную антонимичность двух фильмов: герои Спилберга в самой зубодробительной сцене всеми силами стараются попасть на французский пляж, а персонажи нолановского творения, наоборот, готовы отдать очень многое, чтобы такой же пляж покинуть.

И все же британец заведомо находится в условиях определенной несвободы: рейтинг PG-13 обязывает его показывать самую ужасающую бойню в истории через смягчающую призму. Конечно, в ход идут все дозволенные инструменты, и чувство отвращения к одному из самых древних любимых занятий человечества возникает постоянно: но ада, который можно было бы сравнить хотя бы с прошлогодним творением Мела Гибсона, зритель не увидит. 

Но это касается лишь кровавого натурализма: в целом же происходящее на экране поражает именно своей реалистичностью. Нолан умудрился вписать в итоговую смету и натурные съемки, и настоящие эсминцы, и достойное мэтра стремление работать с пленкой тоже смог отстоять. «Либерализм» Warner Bros. Pictures уже достиг статуса легенды — боссов из соседних кинокомпаний на подобные фокусы раскрутить было бы слишком сложно.

При этом британец сохранил проверенную команду — монтажер, оператор, художник-постановщик, композитор, а также актеры Том Харди и Киллиан Мерфи уже были заняты в предыдущих проектах Нолана. В данном случае больше всего восторженных отзывов получат Хойте Ван Хойтема за потрясающую операторскую работу и Ханс Циммер за музыкальное сопровождение, идеально соответствующее сюжету.

Сценарий, что любопытно, Кристофер впервые со времен «Начала» писал самостоятельно — видимо, брат и постоянный соавтор Джонатан был слишком занят проектом «Мир Дикого Запада». История получилась предельно простой и ее уже называют слабым местом «Дюнкерка» — наряду с игрой нескольких актеров. Трюки с единством места, времени и действия, безусловно, работают — будь сценарий линейным, разочарований было бы еще больше. Пафос некоторых диалогов и вовсе способен вогнать зрителя в краску: в целом, правильно, что персонажи попались очень и очень неразговорчивые. 

Профессионально скручивая три сюжетных линии в один бикфордов шнур, Нолан прекрасно понимает, что взрывать ему в итоге будет нечего: концовка фильма беспощадно предопределена. Беглецов назовут героями, в воздух полетят чепчики, а бесплатное пиво от благодарного населения польется рекой. Поэтому режиссер полностью выкладывается по пути к родному берегу: перед титрами говорить ничего уже не хочется, а точку в этом месте строго запрещает ставить историческая правда.

Многие из тех, кто выбрался из дюнкеркской ловушки, встретили участь на других полях сражений — да такую, что в фильме с пониженным рейтингом ее не покажут. Британец не желает и вступать в споры со знатоками и сторонниками разнообразных теорий: в его картине парадоксальным образом отсутствует враг как материальный объект. Пули, бомбы, истребители — есть, а от немецкой армии как таковой — лишь размытые призраки там, где без них обойтись не получается.

Важные исторические персоны тоже получают от ворот поворот: не видать зрителю Адольфа Гитлера, брызжущего слюной на генералов, не видать и Уинстона Черчилля, который в «Дюнкерке» только на слуху — и то умудряется предстать не в самом благовидном свете. Рассуждать о том, что спасение сотен тысяч окруженных военнослужащих вряд ли могло состояться вопреки планам нацистов, Нолан не хочет — и имеет на это полное право. 

Британец, похоже, уже и сам себя признал живым классиком, поэтому не стесняется цитировать собственные фильмы — правда, делает это на очень приличном уровне. Том Харди, ранее представавший в образе бэтменовского врага Бэйна, снова проводит большую часть времени на экране в маске — правда, на этот раз у него и тела как такового нет. Действие, как и в «Начале», постоянно меняет уровни: Нолан в полной мере задействует сушу, воздух и воду, причем последнюю в нужный момент поджигает — а то куда же без четвертой стихии.

Разнообразить драматизм «Дюнкерка» гораздо сложнее, чем бросить спичку: но музыка Циммера здесь работает, как взбесившийся метроном, как барабаны в толкиеновской Мории — зритель постоянно ощущает острую нехватку времени. И все же персонажи последовательно остаются людьми, эти слабыми и хрупкими существами, стремящимися выжить даже в минуту самоотверженной отдачи долгу.

А потому армия здесь — лишь организованное гражданское население, не очень-то готовое к хладнокровному ожиданию собственной погибели, на помощь которому приходят отцы и матери, сестры и братья: все те, кого вообще-то полагалось защищать. Британский экспедиционный корпус на границе весны и лета 1940 года оставил во Франции сотни тысяч единиц военной техники. Нолан показывает только грузовики, из которых импровизировали причалы для маломерных судов — но солдат, бросающий винтовку, фигурирует в первой же сцене. 

Сомнений в том, что «Дюнкерк» поборется за самые престижные награды в области кино, нет — и на этот раз это явно будут не только технические номинации. Британец, на пике своей культовости не раз признававшийся в том, что становится с возрастом все более сентиментальным, в очередной раз демонстрирует свое главное умение: быть убедительным, разговаривая с массами на разных языках.

Патриотизм в этом фильме, наверное, предполагалось преподать естественно, устами актеров — Кеннет Брана и Марк Райлэнс справляются с этой задачей очень по-разному. Но мастерство остается мастерством, и слово «великий» по отношению к этому проекту мы услышим неоднократно: уж очень «Дюнкерк» хорош как зрелище. Публика, вероятно, не очень-то массово придет в кинотеатры, чтобы повторить просмотр, но уровень ожидания следующего фильма от Кристофера Нолана снова будет очень высоким.

Зато было бы здорово, если бы эту ленту внимательно посмотрели те, кто снимает кино о войне в России — обойдемся без легендарных имен и фамилий. Может быть, кому-то из них станет понятно, что проигрывать нужно и для того, чтобы побеждать, а подвиги всегда знают свое место — в отличие от имен.  

https://www.instagram.com/ampravda/

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Земля в иллюминаторе: рецензия на новый фильм-катастрофу «Геошторм» с Джеральдом БатлеромЗемля в иллюминаторе: рецензия на новый фильм-катастрофу «Геошторм» с Джеральдом Батлером
В этом мире только мы одни: рецензия на новый фильм Бориса Хлебникова «Аритмия»В этом мире только мы одни: рецензия на новый фильм Бориса Хлебникова «Аритмия»
Все совпадения случайны: новый сериал Юрия Быкова «Спящие» стартовал на российском ТВ (отзыв)
Сторож брату моему: рецензия на новый фильм «Бегущий по лезвию 2049» с Райаном Гослингом
Когда весна придет, не знаю: рецензия на новый фильм Алексея Пиманова «Крым»
Теория большого взрыва: рецензия на новый боевик «Наемник» с Майклом Китоном и Тейлором Китчем
Физические лица: рецензия на новый триллер «Хранилище» с Джеймсом Франко
До лучших времен: рецензия на новый фильм «Kingsman: Золотое кольцо» с Колином Фертом
Выпадая в детство: рецензия на новый фильм «Напарник» с Сергеем Гармашем и Лизой Арзамасовой
Одна сатана: рецензия на новый фильм Даррена Аронофски «Мама!» с Дженнифер Лоуренс
Останься со мной: рецензия на новый фильм ужасов «Оно» по роману Стивена Кинга

Гороскоп на 22 октября: Козерогов ждет вечернее свидание, а Рыбам лучше остаться домаСоветы
Обильный снегопад добавил работы амурским дорожникамОбщество
Самые красивые девушки поборются за звание «Мисс Свободный — 2017»Общество
На второй Большой этнографический диктант ждут около ста тысяч человекОбщество
Долгим новогодним каникулам больше радуются россиянки без детейОбщество
Мощные звездопады накроют Землю этой осеньюОбщество

Читать все новости

Кино

Земля в иллюминаторе: рецензия на новый фильм-катастрофу «Геошторм» с Джеральдом Батлером Земля в иллюминаторе: рецензия на новый фильм-катастрофу «Геошторм» с Джеральдом Батлером
В Благовещенске сняли первый выпуск «Ералаша»
В этом мире только мы одни: рецензия на новый фильм Бориса Хлебникова «Аритмия»
Все совпадения случайны: новый сериал Юрия Быкова «Спящие» стартовал на российском ТВ (отзыв)
Сторож брату моему: рецензия на новый фильм «Бегущий по лезвию 2049» с Райаном Гослингом
Система Orphus