Фото: Entertainment.ieФото: Entertainment.ie

Хотя, согласимся, что предпосылки имелись: французский комикс про космических агентов Валериана и Лорелин в свое время вдохновил не только Бессона на создание того самого «Элемента», но и, к примеру, самого Джорджа Лукаса, «Звездные войны» которого еще много-много лет будут нести золотые яйца. Экранизация должна была состояться гораздо раньше, но совсем некстати встрял Джеймс Кэмерон со своим «Аватаром», который не только собрал все сливки, но и заставил француза переделывать сценарий, чтобы избежать обвинений в плагиате. Поклонникам комикса пришлось довольствоваться мультипликационным сериалом, к работе над которым привлекли японцев, но все равно дальше первого сезона дело не пошло.

Бессон все это время занимался продюсированием чего только можно, а на досуге возился с никому на самом деле не нужными «Артуром и минипутами», время от времени выдавал невнятный продукт типа «Люси» и ждал своего часа. В результате ему удалось подвести под проект колоссальный бюджет, который вместе с маркетингом перебрался за четверть миллиарда долларов. «Валериан» должен был четко обозначить новый звездный час кинематографиста и освежить его тронутую годами культовость. Наверное, поэтому эта лента представляет собой столь безумную мешанину образов, которая по старой доброй бессоновской традиции напрочь лишена сюжетной логики. 

Неизбежно повозившись на старте с многовековой историей космонавтики и воплощением в жизнь собственной планеты Пандора, которая носит здесь менее гордое имя Мюл, режиссер резко выворачивает руль в сторону экшена. Предполагается, что мы все запоем читали комиксы про Валериана, так что знакомить нас с предысторией никто не собирается: вот мальчик, вот девочка, они хотят пожениться, но работа прежде всего. Так что хватаем бластеры, прыгаем в шаттлы, разговариваем с компьютером и летим решать межагалактические проблемы. Бедняжку Лорелин даже убрали из названия, заменив на более доступное массовому зрителю понятие «тысяча планет». Впрочем, актеры Дэйн ДеХаан и Кара Делевинь так похожи друг на друга, что, в принципе, можно было прекрасно обойтись и без романтической линии, и без напарницы главного героя вообще. Но подсознание упорно заставляет Бессона твердить перед титрами одну и ту же восторженную чушь про вселенскую большую любовь. Поэтому Валериану нужна какая-то Валерианка, да и вообще — без дурацких словесных перепалок персонажей космическое бадди-муви не получается. Дальше больше: из обломков все того же «Пятого элемента» клеим артефакты, за которые участники этой вечеринки должны и будут проливать кровь всех возможных, кроме красного, цветов. Обозначаем злодея, который с самого начала раскрывает все карты, так что не будет спойлером сказать, что это одна из наиболее неудачных работ Клайва Оуэна. Жалеем пострадавших. Прощаем виновных.  

Зритель не успевает опомниться, как основная сюжетная линия достигает пика и неминуемо переходит к спаду. Интрига, которую нам предлагает Бессон, слишком бесхитростна и прямолинейна. К тому же он пытается собрать ее воедино с помощью той же магии, которая работала 20 лет тому назад в фильме про Лилу. Но сила «Пятого элемента» была скорее в хорошем юморе, нежели в хорошей драматургии и детализации вымышленного будущего. «Валериану» этого чувства сильно не хватает: герои, конечно, временами выкидывают забавные коленца, а эпизод с участием Итана Хоука, Рианны и «жабьего короля» вообще удался, но это лишь исключение из правил картины, хронометраж которой превышает двухчасовой. Гораздо больше времени зритель проводит, наблюдая за пубертатными беседами вполне себе взрослых, по идее, людей, которые к тому же слишком давно друг друга знают, чтобы оставаться на уровне общения «детка, смотри как я крут». Тем более, что под конец Лорелин вдруг с округлившимися глазами начнет декламировать оду любви, объединяющей двуногих с земноводными и механическими — диву даешься, как долго ей удавалось держать все это в себе. На заднем плане все время мельтешат обязательные для жанра «галактические советы»" и чернокожие министры-чего-то-там-важного, но и они вежливо стараются не мешать соединению двух сердец. 

Миру в это время грозит опасность — вернее, своеобразному «Миру»: космической станции, которую вымышленные человеки решили не топить в море, а запустили в бесконечное путешествие по космическим глубинам. В итоге сооружение стало одной большой коммуналкой для всевозможных разумных форм жизни — очень даже благодатная идея, которая, впрочем, остается при своих, никак не развиваясь: покупайте права, делайте компьютерные игры. Бессон щедро разбрасывает золотые сольдо, чтобы вырастить на плодородной почве сказочную вселенную, но в итоге ему удается лишь собрать на экране паноптикум забавных уродцев, помещенных в красивые декорации авторского киберпанка. Одних деталей слишком много, других недостает — каждый знает, что в таких случаях никогда не получается собрать именно то, что нарисовано на коробке конструктора. Валериан и Лорелин носятся по каким-то коридорчикам, ныряют в глубины и выходят в открытый космос, раз за разом спасая друг друга. Этот процесс неизбежно выходит за рамки их агентских полномочий — а сценарист (тоже, как вы понимаете, Бессон) спешит подсунуть нам очередное объяснение: мол, это слишком важные сотрудники, чтобы начальство могло себе позволить всерьез пытаться их приструнить. 

Сюжетной чехардой, сменой декораций и тщательно дозированной жестокостью Бессон добирается до финала, оказываясь в точке отправления. Собственно, с «Пятым элементом» была ровно та же самая история. «Валериана» можно продолжать прямо с финального кадра — вопрос только в том, кто еще решится выписать столь солидный чек на столь ненадежную затею. Если разобрать фильм по частям, получится нарезка очень красивых короткометражек с разными по качеству сюжетами, но употребленный целиком, этот проект не оставляет никаких эмоций: про него не хочется говорить исключительно нейтрально. Да, «Восхождение Юпитер» от Вачовски было гораздо хуже. Но и в графу «лучше» можно вписать очень много названий, было бы желание сравнивать. Конечно, радостно, что кто-то может себе позволить раз в 20 лет тратить огромные деньжищи на рисование неведомых чудищ и хотя бы таким образом позволять человечеству вступать в контакты третьего вида. Но красочный балаган всегда подразумевает желание вытянуть деньги из зевак, как можно меньше предложив взамен. И даже если Люк Бессон на этот раз уж точно хотел сказать нам совсем другое, звучание осталось совершенно тем же. Да и не стоит забывать, что сегодняшний кинематограф в дорогостоящих зрелищах для пустых голов дефицита не испытывает.

Возрастная категория материалов: 18+