• Фото: Интерфакс

Представленный интернет-компанией «Яндекс» новый алгоритм ранжирования назван в честь выдающегося советского конструктора, основоположника практической космонавтики в СССР. Благодаря этой разработке пользовательские запросы система будет распознавать не по словам, а по смыслу, что позволит сделать выдачу более релевантной.

Преимущественные отличия «Королёва» от «Палеха»

С внедрением нового алгоритма «Королёв» поисковая система обретает способность выполнять сравнительный анализ смысла запроса со смыслом страниц в целом, а не одних лишь title. Выполнение этой задачи требует от «Королёва» перевода запросов и результатов выдачи в семантические векторы, распознаваемые алгоритмом.

Немаловажным достоинством новой технологии также является возможность выполнения одновременной смысловой оценки 200 тысяч страниц (против 150 у «Палеха»). К тому же, в процессе определения смысла документа «Королёв» принимает во внимание весь спектр запросов, которые так или иначе приводили пользователей на эту страницу.

Машинное обучение

В основу функционирования алгоритма «Королёв» положено машинное обучение. Оценку соответствия поисковой выдачи определенным факторам производят сотрудники «Яндекса», которые используют для этого специальное программное обеспечение.

В оптимизации поисковой системы также задействована новая площадка для заработка «Яндекс.Толока», на которой в настоящий момент уже зарегистрировано около 500 тысяч фрилансеров. Не менее эффективен анализ обезличенных данных миллионов пользователей поисковой системы: он позволяет определить путь от создания пользователем определенного запроса и попадания на соответствующие страницы.

С новым алгоритмом пользователи смогут не просто писать в строке поиска наиболее соответствующие запросу слова, но и вводить длинные предложения на обычном языке. Так, появится возможность находить киноленты не по названиям, а по кратким описаниям сцен из них.

Оправданы ли опасения поисковых оптимизаторов? Мнения экспертов

Предполагается, что с алгоритмом «Королёв» гораздо более эффективным станет поиск по картинкам. Изначально его работа основывалась на поиске слов, присутствующих на страницах с изображениями. Новая технология использует нейтронные сети для определения смысловой нагрузки иллюстраций.

Так или иначе, SEO-оптимизация одной из первых ощутит на себе перемены, которые несет в себе алгоритм «Королёв». Мнения по этому поводу мы решили спросить у ведущих экспертов отрасли.

Специалисты отмечают, что обновленная технология поиска не самым лучшим образом отразиться лишь на тех фирмах и ресурсах, специализация которых направлена на накрутку посещаемости, использование ключевых слов и т. д.

Новая способность «Яндекса» распознавать смысл создаваемого пользователем запроса поставит вебмастера перед необходимостью создавать только качественный ориентированный на людей контент. В подобных условиях возможности для проведения манипуляций, связанных с накруткой посещаемости, практически полностью исчерпаются.

«Уже сегодня понятно, что с новым алгоритмом не только улучшится качество и скорость поисковой выдачи, но и произойдут существенные изменения в решении владельцами сайтов вопросов контроля публикуемого контента», — отметил С. Плуготаренко, занимающий пост главы РАЭК.

Представитель ГК Rambler&Co Леонид Черный назвал переход «Яндекса» к семантическому поиску вполне оправданным и взвешенным решением. Он считает, что это пойдет на пользу всей интернет-индустрии: новый алгоритм привлечет трафик на те сайты, где содержится наиболее подходящий и интересный для пользователя контент.

Сегодня все указывает на то, что анализ смысла поисковых запросов и содержимого страниц сайтов может повлечь за собой необратимые изменения на рынке предоставления SEO услуг. Однако пока что-то прогнозировать и давать оценку этому влиянию слишком рано. В любом случае ресурсы с обилием качественного, интересного и полезного контента могут рассчитывать на существенное продвижение в выдаче.

Информационная безопасность государственного значения

По мнению Сергея Плуготаренко, выход «умного» поискового алгоритма — невероятно важное событие для всей русскоязычной интернет-среды. «Важность подобного события действительно велика, поскольку оно не просто выводит крупные отечественные IT-компании на один уровень с мировыми гигантами, но и демонстрирует факт проведения в Рунете серьезных экспериментов, итогом которых впоследствии может стать выход на лидирующие позиции в сфере информационных технологий»,—- считает глава РАЭК.

Что произойдет с «Яндексом»?

Наряду с многочисленными положительными откликами о «Королёве», некоторые специалисты не считают новинкой положенную в его основу технологию. К примеру, в 2013 году инженеры корпорации Google разработали набор алгоритмов Word2Vec, выполняющих статистическую обработку больших объемов текста. Прежде всего, они нацелены на выявление семантических связей между словами.

— Нейтронные сети уже давно внедряются во многие современные поисковые системы – подобные методики не новы, их эффективность подтверждена на практике. Ярким тому примером является поисковик Mail.ru. На протяжении достаточно длительного времени мы ведем глубокий анализ машинного обучения, ориентированного на совершенствование не только поисковых алгоритмов, но и другой нашей продукции. Разумеется, это весьма положительно отражается на качестве выдачи, что в итоге делает поиск более полезным и удобным для пользователя, — уточнил Калинин А. глава Поиск Mail.Ru.

Многие эксперты предполагают, что одновременно с запуском нового алгоритма доля «Яндекса» в русскоязычном интернете существенно возрастет.

— Определение смысла поискового запроса — отличная и весьма перспективная затея. Но Яндексу это нужно было сделать очень давно. Здесь гораздо выигрышнее смотрятся не сами технологии, а масштаб их использования в рамках столь крупного проекта... Что касается использования, то пока непонятно, каким именно образом новый алгоритм отразится на качестве и без того вполне достойной поисковой системы. И удастся ли «Яндексу» вернуть прежние позиции в основном для него сегменте», — высказал свое мнение Василий Черный, глава Brand Analytics.

Напомним, что представленная 22 августа крупным отечественным поисковиком обновленная версия алгоритма ранжирования обрела способность определять смысл запроса и сопоставлять его с контентом веб-страницы.

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+