Начнем с того, что постановщик «Напарника» больше всего известен (а вернее по понятным причинам абсолютно неизвестен) как монтажер. В этой ипостасти Андрющенко выступал на проектах вроде «Жести», «Черной молнии» и «Джунглей», а также в небезызвестном «Призраке», который также и продюсировал. Во втором качестве он принял участие и в работе над «Притяжением» Федора Бондарчука, считавшимся главным фильмом года в самом начале года. Режиссерский опыт специалиста выглядит гораздо скромнее: до «Напарника» он отметился исключительно участием в «Ёлках», которые за долгую историю кто только не снимал. Сценарист новой комедии Андрей Золотарев из той же когорты, только портфолио у него посолиднее — от сериала «Моя прекрасная няня» до «Ледокола». Следы оператора, продюсеров и далее по списку ведут все к тому же «Призраку»: ребята явно сговорились еще на стадии его создания, а потом молодая пассия Федора Сергеевича не пустила его в далекий Владивосток сниматься в фильме про стриптизерш и пришлось уговаривать Сергея Леонидовича. Ибо без узнаваемого голоса было никак нельзя. По задумке «Напарник» должен был стать первым в истории российского кинематографа проектом, где главный герой полностью нарисован.  Этот, с позволения сказать, прорыв изначально являлся главной «фишкой» — потому что, в самом деле, не ставить же в центр факт сюжетного переселения душ между пожилым мужиком и неразумным дитятей. Такого в истории кинематографа было слишком много — и практически каждый раз невыносимо плохо.

Собственно, надежд на то, что сработает фокус с нарисованным мальчиком, тоже было немного: в кино пока не настолько научились воссоздавать людей, чтобы назначать этих кукол основными персонажами. Динозавров всяких, жителей планеты Пандора, Чужих — это пожалуйста, там любой недостаток можно свалить на особенности строения не совсем гуманоидного тела. А человеков зритель в жизни навидался, и его все будет раздражать: его, понимаете ли, бесит, даже когда у настоящих актеров артикуляция с речью не совпадает. Явленный режиссером Андрющенко и его коллегами мальчуган, скажем сразу, большого шага для человечества не совершил и в реальный мир вписывается с большим трудом. Замороженная мимика, механические движения конечностей, устремленный в пространство взгляд — это можно перечислять долго. Речь не о полном провале — просто еще по трейлерам было понятно, как оно будет выглядеть в конечном итоге. И несчастному зрителю, который все же решил пойти и повеселиться, приходится все-таки сосредоточиться на сюжете. И тут его ждет умопомрачительный коктейль из повторяющихся плохих шуток, придурковатых персонажей, сомнительных логических связей и всего того прочего, чем славится стандартная комедия отечественного производства. Самого Гармаша в кадре предельно мало, остальных всерьез воспринимать сложно — разве что Яна Цапника, но оный здесь предстает в ореоле такой зверской банальщины, что в этой шкуре мог преспокойно оказаться кто угодно, все равно хотелось бы зажмуриться.   

Ну и по накатанной: полицейский-зубр внедряется в банду наркоторговцев в городе, где его знает каждая криминальная собака – да-да, «для этого мне пришлось год отсидеть», все, как у американских партнеров. Тем временем полицейский-размазня бегает по городу и следит за тем, чтобы никто не наступал на газон, а параллельно помогает своей молодой и решительной супруге выносить первенца. Судьба-злодейка заставляет зубра обидеть будущую мать на пустом месте, а нелепую бабушку «а ну-ка наколдуй мне», притянутую в сюжет специально для этого — вступиться и наколдовать. Опер оказывается заперт в писающемся и плачущем теле, а его собственное могучее туловище, все израненное бандитскими пулями, пусть пока полежит в коме. Собственно, все: от актера Гармаша остается только голос, а Лиза Арзамасова и Андрей Назимов со всей своей сериальной мощью помогают ненастоящему мальчику заставлять зрителя хвататься за животик. А то, что он гораздо чаще хватается за голову — его проблемы. Поле для веселья — поистине русское, бескрайнее. Можно показывать, как отец и сын мочатся на стену здания, как это принято во Владивостоке, и беседуют о сексе, потому что это же на самом деле никакой не сын. Кстати приходятся и другие виды естественных человеческих нужд. Молодой папа, даром что служит в органах, дурачок, каких свет не видывал — мораль сей басни такова, что общение с изменившимся в сознании ребенком должно заставить его возмужать и предстать в новом свете в финале и следующей серии. Если таковая, к нашему ужасу, все-таки состоится.

Героиня, даром что установила матриархат в семье, интеллектом тоже похвастаться не может. Скажите, пожалуйста, где еще вы увидите молодую мамашу без вредных привычек, которая не замечает, что ее годовалый ребенок вместе с мужем где-то пропадает ночами? Сценарист выжимает из себя последние капли таланта, пытаясь придать происходящему на экране осмысленный вид, но сюжет упорно скатывается даже не в абсурд, а в какую-то дурацкую байку про полицейских, которым выпало жить в столице Приморского края среди картонных воров в законе и не менее картонных якудза, только китайских. Это могло бы сойти за намеренную пародию, но перед нами совсем не тот случай. На этих самых многонациональных бандитах Андрющенко строит всю эту якобы детективную история, так старательно задвигая в тень главное отрицательное лицо, что оно уже к середине начинает вызывать вполне резонные подозрения, а к моменту срыва масок и вовсе остается единственным подозреваемым. Впрочем, детектив тут не локомотив: задача съемочной группы, которую принесло на Дальний Восток ничем не оправдываемыми ветрами, все-таки в том, чтобы нас развлекать. И они стараются: то достанут из небытия мем про «очки н-нада?», то запустят каскад уморительных сценок про проституцию, то нарисуют в компанию к мальчику-оперу свинку-капибару, заставляя их потешно бегать на перегонки. На свет божий выкарабкиваются и наркотические конфетки, и нищие актеры местного ТЮЗа, и старые добрые репризы про попытку дать взятку полицейскому. 

Фильм тем временем катится под горку, вызывая все меньше и меньше скупых эмоций. Засмеяться удастся несколько раз и то благодаря дарованию Гармаша: остальным надо было лучше заниматься в кружке, где рассказывали, что смешить людей — непростое занятие. Телевизионный уровень проекта заставляет задуматься над тем, что он вообще делает на широких экранах, да еще в одно прокатное время с новой картиной Аронофски, бьющим все мыслимые рекорды ужастиком «Оно» и предстоящим сиквелом Kingsman. Ну, бросать деньги на ветер и растерзание голодным бакланам — наша историческая традиция. Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что «Призрак» выглядит не в пример лучше, чем «Напарник», хотя и к нему имеется масса претензий. Возможно, дело в том, что персонаж Семена Трескунова был живой, а кукольный мальчик с голосом известного актера — даже не мертвый, а вовсе никогда и не рождался. Мы, конечно, услышим отзывы в духе «зато сняли на Дальнем Востоке» или «чего вы ждали от такого жанра», но они ни в коем случае не оправдают возникшего чувства полной бессмысленности произведенных затрат. Труда, времени, денег, зрительских ожиданий, которые так или иначе конвертируются опять же в затраты — только уже тех людей, которые изначально не собирались принимать участие в этом нелепом балагане. И да, за Гармаша еще раз обидно и еще раз горько.

Расписание киносеансов в Благовещенске смотрите в разделе«Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+