Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №109 (28878) от 14 ноября 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
16 ноября 2019,
суббота

Министр образования Ольга Варсанова: «В школе должен работать счастливый учитель»

О ликвидации второй смены, зарплатах учителей, «живых» школах, ЕГЭ и первой двойке

Общество

Первые ученики Ольги Варсановой уже ведут в первый класс своих детей и просят свою первую учительницу: «Ольга Владимировна, может, вернетесь в школу?» Она хоть и отшучивается, но не исключает, что когда‑нибудь снова будет стоять у доски — уж очень сильно скучает по любимой профессии и детям. Но пока у министра образования и науки Амурской области совсем другие планы и задачи, цель которых одна — качественное и доступное образование в регионе.

Министр образования Ольга Варсанова: «В школе должен работать  счастливый учитель» / Первые ученики Ольги Варсановой уже ведут в первый класс своих детей и просят свою первую учительницу: «Ольга Владимировна, может, вернетесь в школу?» Она хоть и отшучивается, но не исключает, что когда‑нибудь снова будет стоять у доски — уж очень сильно скучает по любимой профессии и детям. Но пока у министра образования и науки Амурской области совсем другие планы и задачи, цель которых одна — качественное и доступное образование в регионе.

Как учитель начальных классов возглавила минобр, что такое живые и неживые школы, как вернуть молодых специалистов в глубинку и что долгие годы хранит министр у себя дома, Ольга Варсанова рассказала в интервью «Амурской правде». Накануне Дня учителя она стала гостем нашей редакции.

Учитель для игрушек

— Ольга Владимировна, почему вы выбрали профессию учителя? У вас в семье были педагоги?

— Нет, я первая. Мама у меня инженер, а папа был летчиком. Это была мечта детства, которую я воплотила в жизнь. Потому что с самого детства, сколько себя помню, мечтала быть учителем. Всегда любила делать уроки и, выполняя домашнее задание, рассаживала свои игрушки и рассказывала то, что выучила. В моем детстве не было игрушечной доски, поэтому я писала прямо на стенах, на дверях — спасибо маме, что не ругала меня, а поддерживала. Поэтому, когда я окончила школу, у меня не было сомнений, кем я буду. Я до сих пор совершенно искренне считаю, что профессия учителя — самая благородная, самая важная, самая нужная. Звучит несколько пафосно, но это мое мнение.

— Почему именно начальные классы? Тянуло именно к малышам?

— У меня был выбор между математикой, потому что я очень люблю этот предмет, и начальными классами. Выбрала второе, потому что для меня процесс, когда малыш узнает первые буквы, учится читать, — это какое‑то таинство. Это сейчас дети приходят в школу подготовленные, а в мое время читать умели единицы. И моей задачей было как раз научить их всему — меня это очень вдохновляло. После вуза я вернулась в свою родную школу № 16 Благовещенска, затем работала в школе № 28. У меня было четыре выпуска. Я очень сильно скучаю, люблю эту работу. И реально понимаю, что если у меня жизнь как‑то по‑другому сложится, я вернусь в школу. Надеюсь, что навыки не потеряла (улыбается).

— Почему же вы ушли с учительской работы?

— Наверное, у каждого человека бывает в жизни момент, когда он понимает, что может свои знания передать кому‑то еще. Когда я работала в школе, мне поступило предложение перейти на работу в институт повышения квалификации и переподготовки кадров, чтобы рассказывать о своем опыте другим коллегам. Я ушла. Потом поступило предложение перейти в администрацию Благовещенского района — чтобы создать там систему образования. Затем пригласили в министерство образования. Так одно за другим поступали предложения — и я их принимала.

— То есть у вас не было четкой цели построить карьеру?

— Никогда! Я всегда хотела достигнуть высот в профессии учителя — расти не по вертикали, а, скажем так, по горизонтали. Поэтому после каждого предложения я пыталась отказаться, очень долго думала, взвешивала, только потом принимала решение. Точно так же с этой должностью — я никогда не мечтала быть министром. Это предложение было очень неожиданным. Не буду описывать, какие чувства и эмоции я пережила.

Битва со второй сменой

— Какие самые больные места в амурском образовании вы для себя обозначили?

— Проблема номер 1 — создание безопасных условий обучения в детсадах и школах. Процент ветхих школ в области высок, в среднем технический износ зданий выше 50 процентов. Эта проблема особенно острая для севера.

Вторая задача — ликвидация второй смены. Ситуация сложная в городах и прежде всего в Благовещенске. Каждый год численность детей в школах областного центра увеличивается: только в этом году прирост на 1000 учеников. Это, конечно, радует, но и ставит перед нами новые задачи. Внутренние резервы мы уже практически исчерпали, поэтому выход один — строительство школ. В этом году мы победили в федеральном конкурсе — будем строить новый корпус на 528 мест в школе номер 22. Буквально в пятницу Министерство образования объявило новый конкурс — мы будем подавать заявки на строительство школ в поселке Экимчан Селемджинского района и в городе Свободном.

Я реально понимаю, что если у меня жизнь как‑то по‑другому сложится, я вернусь в школу.

Раньше мы не могли бороться за федеральные деньги, так как один из критериев конкурса — школа должна быть построена в год выделения субсидии. Для Дальнего Востока, для наших северов и климатических условий этот критерий был невыполнимым. Губернатор неоднократно поднимал эту проблему, в итоге достучался до министра образования — нас услышали.

— После ликвидации второй смены в школы вернутся кружки, вечера, факультативы? В наше время мы ведь пропадали в школе до вечера.

— А для чего все это делаем? Мы как раз хотим, чтобы образовательный процесс в школе был не только учебным, а чтобы была и воспитательная составляющая. Я помню — во времена работы учителем у нас между сменами был перерыв 30 минут, а зимой и того меньше. И за это время ты успеваешь только схватить пачку тетрадей, одеть детей и вывести их из класса — потому что следом уже стоят другие ученики. Мы хотим, чтобы в школах шла внеурочная деятельность, чтобы у учителя была возможность поговорить по душам и чтобы у детей была возможность общаться друг с другом. Мы, кстати, часто собираемся с одноклассниками и каждый раз с удовольствием вспоминаем наши вечерние факультативы по физике (у нас классный руководитель вел этот предмет), наши вечерние вылазки по астрономии. Я очень надеюсь, что эта практика вернется.

— В селах проблем со второй сменой нет?

— У нас около 70 процентов школ находятся в сельской местности. Они малочисленны, все учатся в одну смену. Туда можно заводить и детские сады, и учреждения доп-образования и делать один центр. Но в селах есть другая проблема. Я на своей предыдущей должности часто ездила по области с проверками. Когда приходишь в сельскую школу в 4—5 часов и слышишь детские голоса, видишь занятия, секции, то понимаешь — школа дышит и живет. А бывало, заходишь в 2 часа и слышишь тишину. Первый вопрос директору: «А где дети?» И в ответ: «Мы же учимся в одну смену!» Я сразу себе зарубки при проверке делала. Ну и что, что в одну смену? Значит, детей не тянет в школу! Здесь, конечно, очень много от коллектива зависит — он должен быть заинтересован в работе с детьми.

Как привлечь в села молодежь

— Ольга Владимировна, педагоги часто жалуются на меняющиеся схемы оплаты труда: тарифная сетка, подушевое финансирование. И сейчас идет речь о том, что с нового года грядут очередные перемены. Это действительно так?

1000

человек составил в этом году прирост учеников в школах Благовещенска. В областном центре наиболее остро стоит проблема второй смены 

— Никаких перемен не будет. Остается система, принятая с 2015 года во всех (кроме трех) муниципалитетах: базовый оклад плюс выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Система отработана, ничего в ней меняться не будет. В качестве положительного момента: с 1 января 2018 года будет повышена средняя зарплата педагогическим работникам дошкольных учреждений, на 4 процента — зарплата вспомогательному и административно-управленческому персоналу в школах. Потому что они не попадали под майские указы президента.

— Как высчитывается средняя зарплата учителя в области? Как средняя температура по больнице?

— Средняя зарплата, как и в каждой отрасли, считается одинаково: берется зарплата педагогических работников и делится на численность педагогов. Но здесь не учитывается категория учителя и количество учебных часов: кто‑то ведет 18, а кто‑то — 36. Если нагрузка высокая, то и заработная плата будет выше. Но если говорить о качестве образования, то мы ведем мониторинг и анализируем нагрузку. Смотрим: если учитель ведет 40 часов в неделю, то говорить о качестве образования достаточно проблематично. Работая начальником отдела по контролю качества образования и выезжая в школы, я обязательно смотрела, у кого какая нагрузка, какие предметы ведет учитель. Понятно, что в отдаленных, малокомплектных школах учитель ведет несколько предметов — это вынужденная мера. Но когда на одном педагоге 7 предметов, о каком качестве образования мы говорим? Если все это подтверждается результатом — вопросов нет. Но порой начинаешь складывать часы, удивляешься и спрашиваешь: вы дома вообще бываете?

Проблему дефицита учителей в сельских школах помогают решать студенты БГПУ.

— Молодые учителя благовещенских школ жалуются, что в селах зарплаты выше, и считают это несправедливым? Вы согласны?

— Согласна, что в отдельных сельских территориях и отдаленных городах учителя в более выгодном положении, чем в Благовещенске. Но смотрите: к нам в школы в этом году пришло 122 молодых учителя: выпускников БГПУ и нашего педколледжа. Сколько останется через год? Гораздо меньше. Процент тех, кто уходит, велик. На днях разговаривали с главой Шимановска: несмотря на подъемные, ежемесячные выплаты и предоставляемое жилье, молодые учителя не хотят ехать. Несмотря на то что в городах нет подъемных и жилья, молодежь все равно старается остаться в городе.

— Как можно решить эту проблему?

— Если бы ответ был, то вся страна, наверное бы, уже решила. Я считаю, что, во‑первых, нужно повышать престиж профессии учителя. Во-вторых, развивать инфраструктуру в городах и районах. Надо думать не только об условиях работы педагога, но и об условиях жизни. Куда он будет водить своего ребенка, где лечить, как добираться.

Когда на одном педагоге 7 предметов, о каком качестве образования мы говорим?

Сегодня мы пытаемся возродить распределение, неоднократно обращались на федеральный уровень — это ведь проблема не только Амурской области, но и всего Дальнего Востока. На Западе она стоит не так остро. Но пока поддержку не получили. Зато на уровне области уже есть долгожданное постановление губернатора о распределении и закреплении выпускников вузов. Оно касается сфер здравоохранения, образования и культуры. Правительство области будет оплачивать обучение специалистов для конкретных школ, после вуза они будут обязаны работать именно там. Пока цифры небольшие: у нас это порядка 20 человек. Скажу сразу: насильно никто никого не будет заставлять ехать в глубинку — ставка будет делаться на местных ребят.

За честный ЕГЭ 

— Вы сторонник или противник ЕГЭ? 

— И как мама, и как человек, который занимался организацией Единого госэкзамена, отвечу — я активный сторонник ЕГЭ. Он действительно дает шанс нашим детям поступить в престижные вузы, мои выпускники и одноклассники моей дочери, например, учатся по всей стране. Но я категорический противник необъективности и нечестности во время проведения ЕГЭ. К сожалению, не везде он проходит честно. Дети должны быть в равных условиях. Ну а то, что процедура требует совершенствования, — это безусловно.

Как школы готовятся к астрономии

— В школы вернулась астрономия, а телескоп в Благовещенске только один. Есть ли планы по развитию материальной базы для этого предмета?

— Астрономия вернулась, и правильно. Все‑таки Россия — страна, первая покорившая космос. По новой программе на астрономию отводится 35 часов в год. При этом школам предоставили выбор: предмет может быть изучен в рамках одного года или же полгода в десятом классе, полгода — в одиннадцатом. Наши школы пошли по второму пути. И правильно. Потому что сейчас нам надо обучить педагогов, сформировать учебную и материально-техническую базу. Потому что второго сентября рассказывать детям, как выглядят звезды, не совсем корректно — сейчас у детей совсем другие требования. Хочется, чтобы это было не формальное изучение предмета — к астрономии надо привить интерес. Конечно, телескопы в каждой школе не появятся, но макеты, глобусы, интерактивные вещи будут. Иначе нет смысла возвращать астрономию — это будет мертвый предмет в учебном плане.

«У меня была даже единица»

— Ольга Владимировна, у вас в школе были двойки?

— Да. У меня в четвертом классе даже единица была — за подсказку на уроке математики. Мне было жутко обидно, я не понимала, за что — я же помогла другу у доски! И была одна двойка по русскому языку в начальной школе за невыполненное домашнее задание. Я очень расстроилась, потому что огорчила родителей. Вообще я не была ботаником, но была очень усидчивая.

— Вы строгий учитель?

— Я думаю, эти вопросы лучше задать моим ученикам. Но тот факт, что меня узнают, здороваются, на первое сентября поздравляют (не знаю, как некоторые находят номер телефона), думаю, это о чем‑то говорит.

— Помните свой первый класс?

— Конечно, он стал для меня настоящим боевым крещением. У меня было 33 ребенка. Среди них — дети с особыми образовательными потребностями. И второгодник Леша у меня был. Помню, как мне было тяжело.

— Вы общаетесь со своими выпускниками?

— Общаемся, спасибо гаджетам. И встречаемся, они приглашают на вечера встреч. Мои первые выпускники уже ведут своих детей в первый класс. Шутят: «Ольга Владимировна, может, вернетесь и будете наших детей учить?» Я отвечаю, что подумаю. Со многими поддерживаю отношения, тренирую память — помню поименно.

— У учителей вообще феноменальная память — помнить имена и фамилии учеников.

— Я не только по именам помню. Бывают у меня в жизни такие моменты, когда мне очень грустно становится. Как правило, это 1 сентября, День учителя и последний звонок. Тогда я достаю поделки, которые делали мои ученики…

Я никогда не мечтала быть министром. Это предложение было очень неожиданным.

— Храните?!

— У меня все хранится: поделки, открытки, сочинения. Я их достаю, перебираю, вспоминаю. А потом фотографирую и по WhatsApp отправляю детям. Буквально недавно отправила ученице рисунок космического корабля, который она рисовала в третьем классе. И написала: покажи сыну, что ты рисовала и о чем мечтала. На 1 сентября ученику отправила фотографию открытки: он ее в первом классе своими руками сделал и подарил мне на День учителя. Некоторые просят отдать рисунки, поделки, чтобы детям показать, а я говорю: вот когда ваши дети подрастут и я буду уверена в сохранности, отдам. (Улыбается.)

— Что пожелаете нашим педагогам в День учителя?

— Пожелаю простого — пусть учителя будут счастливыми. В школе должен работать счастливый человек. Чтобы уметь отдавать, быть добрым, щедрым, он сам должен быть счастливым. Что для каждого входит в понятие «счастье» — пусть каждый сформулирует сам.

— Министр тоже должен быть счастливым?

— Однозначно.

— А вы счастливый человек?

— Это философский вопрос. Объективно — да, я счастлива. Мои родители живы, у дочери все хорошо, у меня есть крыша над головой, есть интересная работа, коллеги. Но я ловлю себя на мысли, что надо искать и субъективные поводы для счастья. Находить маленькие радости каждый день.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

«Потрогать солнце руками»: в Пояркове и Екатеринославке работает мобильный кванториум для школьниковОбщество
Гороскоп на 16 ноября: Козерогов пригласят на торжество, а Овнов вовлекут в спорыСоветы
Директору ЧОПа благовещенского колледжа предъявлено обвинениеПроисшествия
Учащиеся колледжа строительства и ЖКХ создали стихийный мемориалПроисшествия
Загс попытается спасти благовещенцев от развода на «Дне примирения»Общество
Из Хэйхэ не может выехать делегация амурских студентовОбщество

Читать все новости

Общество

«Потрогать солнце руками»: в Пояркове и Екатеринославке работает мобильный кванториум для школьников «Потрогать солнце руками»: в Пояркове и Екатеринославке работает мобильный кванториум для школьников
Два благовещенца вошли в число самых сильных триатлетов планеты
В Амурской области началось возведение храма-часовни Святой Великомученицы Варвары
«Хочу быть доброй, как папа»: в ЦЭВе наградили победителей  конкурса «Поступки и люди»
Загс попытается спасти благовещенцев от развода на «Дне примирения»
Система Orphus