В заключении Катя ни на минуту не забывала о малыше.В заключении Катя ни на минуту не забывала о малыше.

Железной битой по голове

Екатерина Пронина жила в белогорском микрорайоне Сосновка. После смерти мамы познакомилась с мужчиной из Возжаевки. Он уговорил продать дом и зажить «нормальной жизнью».

— Продали. Жили вместе, я забеременела. Это было для меня радостью. Но сожитель ребенка не захотел. Стал пить чаще, бил, — сжимая в руках ладошку сына, рассказывает женщина.

Январский день 2015 года Катя вспоминает с содроганием. После очередного запоя, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, муж снова принялся за «воспитание» неофициальной супруги. 14‑недельный срок беременности не спас женщину от железной биты. Удары пьяный сожитель наносил куда придется. «Он пробил мне голову. Все были шокированы, что вообще в живых осталась», — говорит Катя.

Амурчанка признается: в детстве очень мечтала о счастливой семье, детях и заботливом муже. Но опыт совместной жизни обернулся бедой.

По ее словам, муж-алкоголик закрыл ее в комнате. «Этого я не забуду никогда. Я схватила нож, хотела его напугать, защитить себя и малыша. А получилось так, что он скончался на месте… Вызвала врачей, но спасти его не удалось», — вздыхает жертва пьяного тирана.

Суд решил, что Екатерина превысила пределы необходимой обороны (часть 1 статьи 108 УК РФ). Ее приговорили к 2 годам 4 месяцам лишения свободы. За это Катя благодарна адвокату. Говорит, она смогла «перебить» статью 105, по которой за умышленное убийство ей грозило 10 лет в тюрьме.

Роды в тюрьме

После трагедии Катю взяли под стражу. Оставшуюся беременность она провела в СИЗО. Там же родила сына. В заключении начались проблемы со здоровьем, и молодой маме пришлось по доброй воле отправить малыша на полгода в дом ребенка. Спустя шесть месяцев вернуть Сашу не удалось.

— Администрация СИЗО обещала: «завтра-послезавтра привезем». Я решила попасть на прием по личным вопросам к уполномоченному по правам ребенка. Она должна была прийти на следующий день, но меня отправили в лагерь в другом регионе.

Прибыв в колонию общего режима, Катя не забывала о малыше ни на минуту, постоянно писала в дом ребенка, задавала вопросы. Ей отвечали и однажды даже прислали черно-белое фото малыша.

Сашу забрали в Саратов

Очередной удар судьбы настиг женщину в августе 2016 года. Сашу без предупреждения увезли в Саратовскую область. По постановлению администрации Благовещенска органы опеки и попечительства передали мальчика под опеку жительнице Саратова.

1

год 9 месяцев провела Екатерина Пронина в колонии в связи с превышением пределов необходимой обороны. Суд приговорил ее к 2 годам 4 месяцам лишения свободы, но освободиться удалось условно-досрочно

— Они мне прислали бумагу, что мой сын выбыл в другую семью, — дрожащим голосом вспоминает Екатерина. — Конечно, случилась истерика, меня даже хотели положить в санчасть. Но я решила — буду бороться. Начала писать в Саратов, чтобы узнать координаты опекуна. Сотовой связи в лагере не было, только система «Ариадна» (современный способ организации связи для осужденных на базе ip-телефонии. — Прим. ред.). Смогла позвонить по карточке. Опекун сообщила: Саша сильно болен и что у меня не хватит денег, чтобы за ним приехать. Я ответила: «Знайте одно — своего ребенка я заберу». На следующий день позвонила им снова, но разговора не получилось. Трубку взял муж и вежливо «послал», больше ничего я о своем сыне не знала.

Боец по натуре

Выход взволнованная мать нашла один — освободиться условно-досрочно. Это удалось сделать через год и девять месяцев. Оказавшись на свободе, Екатерина сразу обратилась в органы опеки Благовещенска, но помогли вернуть сына в Белогорске. Катя обратилась к главе города Станиславу Мелюкову, и в мэрии занялись проблемой.

«Меня направили к начальнику отдела опеки и попечительства Белогорска Елене Ищенко. Она сразу сказала: «Чтобы забрать Сашу, надо создать условия». Тогда у меня не было ничего», — сокрушается женщина. Несмотря на это, Катя не опустила рук. «Она боец по натуре», — отмечает Елена Ищенко.

— Несмотря на безвыходную, казалось бы, ситуацию, сразу дала понять: не оставит сына никогда, — говорит начальник отдела опеки. — Другие бы на ее месте, возможно, и не вспомнили о своем ребенке. Но не она. Увидев такой настрой, я сразу сказала Кате: «Чтобы вернуть Сашу, сделать придется много». Началась переписка с органами опеки Саратовской области. Мы понимали, какой будет уровень, какая будет борьба со стороны тех, кто стал опекуном мальчика. Они ведь тоже сразу дали понять, что ребенка не вернут. По-человечески это тоже понятно. Но Екатерина — его мать, и она не отказывалась от него.

За сына предлагали деньги

После освобождения Катя познакомилась с будущим мужем и сразу ему сообщила — хочет вернуть сына. В марте 2017 года поклонник сделал ей предложение. Уже вместе они начали бороться за Сашу, взяли кредит на поездку за ребенком в Саратов. По закону опекуны должны были вернуть малыша, но они даже не стали показывать его приехавшим родственникам.

Беременной Екатерине пришлось ножом защищаться от пьяного сожителя.

— Они настолько привязались к мальчику, что сами попытались через суд лишить Екатерину родительских прав. По ее словам, даже предлагали деньги. Возможно, действовали и психологически, потому что опека из Саратовской области признала: матери надо отдать должное, ведь простые люди, без дорогих адвокатов, хороших доходов выдержали все это достойно и стойко, — говорит Елена Ищенко. — Очень помогли в этом сложном процессе и уполномоченные по правам ребенка. Причем всех уровней. Ведь писали всем и просили всех помочь вернуть Кате сына.

В августе этого года суд подтвердил право амурчанки на воспитание ребенка. В том же месяце у Саши появился брат Влад.

«Вот он, мой Сашка»

19 сентября саратовский омбудсмен по правам ребенка Татьяна Загородняя привезла двухлетнего Сашу в Москву. 20 сентября детский уполномоченный при президенте РФ Анна Кузнецова навестила Сашу в местном доме ребенка и лично передала малыша Екатерине, прилетевшей в Москву из Благовещенска. 21 сентября мама с сыном вернулась в Приамурье, где их встретила амурский омбудсмен Наталья Третьякова. По ее словам, доставку мальчика и мамы из аэропорта амурской столицы в родной город без лишних вопросов помог организовать глава Белогорска.

Мальчика незаконно отправили из благовещенского дома ребенка к опекунам в Саратовскую область.

Уже на следующий день Катя вместе с сыном пришла в органы опеки к Елене Ищенко.

— Я сказала: «Вот он, мой Сашка», — с улыбкой говорит после всех пройденных испытаний мать. — Я благодарна всем, кто поверил и помог. И уполномоченным по правам ребенка, и главе города, и опеке. Нет слов, как я ждала этого. Да, нам будет непросто. Но мы со всем справимся. Очень люблю своих мальчиков, своего мужа. Теперь все должно быть хорошо. Мы будем стараться.

Прониным нашли новый дом

На этой неделе глава Белогорска Станислав Мелюков встретился с Прониными, вернувшими себе сына. Выяснилось, что у семьи есть потребность в улучшении жилищных условий. Глава города поручил комитету имущественных отношений найти Прониным временное жилье. Сразу после приема они посмотрели помещение и согласились туда вселиться. Отдел опеки и попечительства вместе с комитетом по образованию помогают семье устроить Сашу в детский сад, а также оформить документы на получение денежного содержания на детей. Кроме того, содействуют в оформлении материнского капитала, сообщает мэрия Белогорска.

Разлука вне закона

Как получилось так, что мальчика передали в другую семью без согласия матери, до сих пор неясно. Возможно, предполагают специалисты, ребенка занесли в банк данных детей, ищущих родителей. Красивый мальчик приглянулся семейной паре, мечтающей о сыне. Понимая, что ребенок не брошен и не сирота, саратовцы все же взяли его под опеку. Никому в голову не пришло, что женщина из тюрьмы намерена его воспитать.

— Не было никаких объективных причин и достаточных оснований разлучать малыша с мамой: ни отказа от ребенка, ни асоциального поведения или других угроз со стороны взрослых. Мама, находясь в заключении, постоянно интересовалась судьбой маленького Саши, — констатировала уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

Омбудсмен внимательно следила за работой органов опеки и попечительства и уполномоченных по правам ребенка в Амурской и Саратовской областях. Последние оказывали консультационную поддержку и организационную помощь Кате и ее супругу.

Возрастная категория материалов: 18+