Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №13 (28103) от 2 апреля 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
2 апреля 2020,
четверг

Путевка на БАМ: в Благовещенске прошла первая «Ночь в архиве»

Общество

Комсомольские путевки на стройку века — БАМ —  раздавали вечером в минувший четверг в амурском архиве. Главное хранилище документов в Приамурье присоединилось к всероссийской акции «Ночь в архиве». «Мы не случайно выбрали для первой встречи именно тему строительства БАМа, — поделились хранители истории. — Это была поистине великая стройка, которая имела огромное социально-экономическое значение не только для нашего региона, но и для всей страны. Великая стройка 20-го века изменила судьбы многих людей». 

Исторический экскурс

«Впервые идея о необходимости железной дороги севернее Байкала зародилась еще в 19-м веке перед строительством Транссиба, — начала рассказ главный архивист отдела использования архивных документов Ольга Сорокоумова. — В 1921 году Владимир Ленин подписал декрет о проведении первой товарообменной экспедиции и колымского рейса. В этом декрете ставился вопрос об освоении северных окраин Восточной Сибири».

В тяжелых и опасных 1932—1937 годах в Сибири и на Дальнем Востоке проводились изыскания отдельных железнодорожных линий и участков будущей трассы БАМ. Полученные данные позволили составить точные географические карты, изучить геологию, гидрографию, климат, особенности строительства в условиях вечной мерзлоты. И в конечном счете —  определить направление Байкало-Амурской магистрали.

БАМ помог в Сталинградской битве

В 1937 году ЦК ВКПб и Совет народных комиссаров СССР приняли решение приступить к работам по всей трассе. В эти годы строительством железной дороги занимались в основном заключенные. Сколько человеческих жизней было положено… 

Уже в 1940 году было открыто движение поездов на линии Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре — 353 км. И в основном закончено сооружение линии БАМ – Тында протяженностью  178 км. Великая Отечественная война остановила дальнейшую работу над этим грандиозным проектом.

Построенная ранее одноколейная железнодорожная линия БАМ — Тында в 1942 году была разобрана, а рельсы отправили в Поволжье для строительства железной дороги в районе Сталинграда. Там железная дорога была нужнее…

Молодежный подвиг

В 1967 году в СССР приняли решение возобновить изыскательные работы по новому варианту трассы. После чего несколько десятилетий строительство БАМа являлось важнейшей для государства задачей и местом для настоящих трудовых подвигов.

С 1972 года вновь началось строительство железнодорожной линии БАМ — Тында. Учитывая важное  значение магистрали, сложность и огромные масштабы стройки, ЦК КПСС и Совет Министров СССР в июле 1974 года приняли постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали, которую нужно было построить за десять лет.

В 1974-м БАМ объявлена Всесоюзной комсомольской стройкой. Ежегодно до 20 тысяч комсомольцев со всего Советского Союза участвовали в строительстве. Многие просились на стройку добровольцами.

В амурском архиве сохранились трогательные письма от молодых людей с просьбой отправить на стройку века. Так, Лидия Плотникова писала: «Мне 19 лет. Я хочу строить магистраль. Давно об этом мечтаю, но боюсь, что вы мне откажете. Потому что у меня нет никаких строительных профессий». Будущие строители приезжали на БАМ из разных республик. Так, в 1982 году в организациях «ГлавБАМстроя» работало 69 процентов русских, 15,8 — украинцев, 3,5 процента — белорусов.

Строители БАМа принимали клятву: «По зову сердца, по велению комсомольского долга прибыл на выполнение ответственного задания коммунистической партии. Я, с чувством гордости за нашу прекрасную Родину вступая в дружную трудовую семью великой стройки, даю торжественную клятву с достоинством нести высокое имя и честь молодого строителя БАМа!»

Почтить память всех строителей

Перед собравшимися в архиве выступил Николай Неведомский —автор памятник строителям БАМа, который в прошлом году открыли на станции Бамовская в Сковородинском районе. Он рассказал, что при создании памятника постарался помнить всех.

— Первыми в амурскую тайгу покоряли военные, потом заключенные, а уже спустя много лет приехали и студенты. Я решил, что память должна остаться обо всех, — отметил Николай Алексеевич. — Экспозиция состоит из нескольких элементов. С одной стороны на тачке на постаменте лежит берет заключенного — они же строили, с другой — фуражка работника НКВД. Также лежат пачка «Беломора» и коробка спичек. Сзади в тачке находится инструмент — кирка, рядом висит каска бамовца.

За несколько десятилетий на БАме построено:

8 тоннелей

142 моста

Более 200 железнодорожных станций и разъездов

4 основных локомотивных депо

Свыше 60 городов и поселков

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Уникальная экспозиция о жителях Тындинского района откроется в музее истории БАМа к 75-летию ПобедыУникальная экспозиция о жителях Тындинского района откроется в музее истории БАМа к 75-летию Победы
Экс-судья Алла Тертышная: «Первый смертный приговор закончился сердечным приступом»Экс-судья Алла Тертышная: «Первый смертный приговор закончился сердечным приступом»
В «Инстаграме» National Geographic появилась фотография Тынды
Герой БАМа Иван Варшавский попросил у Валентины Матвиенко денег на расселение ветхого фонда в Тынде
РЖД выделили деньги на капитальный ремонт спортшколы в Тынде
Рябины, петуньи, бархатцы и новый памятник украсят Тынду к юбилею БАМа
РЖД выделит на благоустройство Тынды и ремонт спортзала 36 миллионов
К 45-летию БАМа в Тынде обновят спортзал и поставят новый памятник
На памятник строителям БАМа требуется более 5 миллионов рублей
К 2025 году пропускная способность БАМа и Транссиба увеличится более чем в полтора раза
План празднования 45-летия БАМа в Амурской области утвердят в конце февраля

Сильный ветер повредил здание администрации БелогорскаПроисшествия
В Амурской области началась посевная кампанияЭкономика
В России ужесточили наказания за нарушение карантина и фейки в новостяхКоронавирус
Инфекционный госпиталь развернут в больнице БелогорскаКоронавирус
Благовещенск получил первую партию масок из КитаяКоронавирус
Благовещенские экоактивисты выиграли грант на популяризацию раздельного сбора мусораОбщество

Читать все новости

Общество

Благовещенские экоактивисты выиграли грант на популяризацию раздельного сбора мусора Благовещенские экоактивисты выиграли грант на популяризацию раздельного сбора мусора
В Тынде «Дядя Ваня» поддерживает бизнесменов бесплатной рекламой
«Главные инструменты геолога — интеллект и молоток»
Профессия, в которую влюбляются: АмГУ 17 лет выпускает инженеров-геологов
Необыкновенное место в Бурейском районе и кот, который носит маску: утро с «Амурской правдой»
Система Orphus