Фото: Степан ИнюточкинФото: Степан Инюточкин

Без рекомендации — никуда

Цель поездки в Японию — изучение спроса на сельхозпродукцию, но мы заведомо знали, что им интересен шрот, соевое масло и другие кормовые культуры. Этим летом в Приамурье побывали две делегации из Страны восходящего солнца. Сначала приезжали предприниматели, работающие в АПК, производители кормов, дистрибьютор. АНК-холдинг целый день презентовал свое производство, также гости посетили Амурагроцентр, подразделения Иркутского масложиркомбината. Затем побывала молодежная делегация с Хоккайдо, который, являясь самым северным островом, — лидер по сельхозплощадям в стране. В итоге нашу компанию пригласили посетить Японию с ответным визитом. Позже там нам сказали, что у россиян можно поучиться, — японцы не принимают так быстро решения. Это вообще специфика азиатского рынка. Чтобы дойти до контрактов, нужно время. Но если с Китаем опыт работы есть — АНК уже год экспортирует соевое масло, то менталитет и бизнес-особенности Страны восходящего солнца мы только изучаем.

Активное сотрудничество между нашими государствами развернулось после апрельской встречи глав России и Японии. Она стала вектором сближения стран. Сейчас есть поддержка федерального правительства. Существенно упрощен визовый режим. И нужно этим пользоваться.

Когда мы приехали в Японию, я, наверное, как любой русский человек, поторапливался — кто будет брать шрот, дайте образцы. Они же начали с конечного потребителя. Как оказалось, в Японии очень важна рекомендация. Мистер Касиваба-сан, который организовал нам программу, довольно авторитетный бизнесмен и крупный производитель. Он владелец мясной фермы, имеет два шикарных ресторана на Хоккайдо, которые входят в путеводитель мишленовских звезд. И он рекомендовал нас другим компаниям.

Особенность бизнеса в этой стране — при закупках всегда есть торговый посредник. Производитель напрямую с клиентом не обсуждает цены, чтобы не было столкновения сторон. Еще один положительный момент — если поставщик подвел завод и не смог дать необходимую продукцию или объем, то торговая компания будет искать других поставщиков, чтобы не сорвать график.

Первый объект, который мы посетили, — ферма мистера Касиваба с поголовьем в четыре тысячи, затем побывали на соседних предприятиях. Например, один из его друзей на 200 гектарах выращивает экологически чистую продукцию, без ГМО и удобрений: овощи, зелень, длинный картофель — ямс. Для них это крупное предприятие, на всю префектуру Токачи всего 20 тысяч гектаров земель. Поэтому, когда мы говорили, что у нашего холдинга поля на 40 тысячах га, а в области более 1 миллиона посевных площадей, они переспрашивали, не ошиблись ли мы в цифре. Также наша делегация посетила комбикормовый и молочный завод — второй по переработке молока в Азии, лишь недавно уступил лидерство построенному в Китае.

На последней встрече нас сопровождал переводчик — наш соотечественник из Санкт-Петербурга, живет 20 лет в Японии. Говорит, впервые в его практике на конечных переговорах японцы приняли решение организовать ответный визит. Такая оперативность объясняется тем, что бизнес-круги получили сигнал от японского правительства — работать с Россией. Страна намерена снизить зависимость от Америки, так как сегодня все корма идут оттуда, причем с атлантического побережья — через Панамский канал и Тихий океан.

Морские перевозки дешевле, чем сухопутные, но расстояния огромные — это около 10 тысяч километров. Сейчас мы прорабатываем вопрос логистики. Можно отправлять через Китай, транзитом. К примеру, популярные японские подгузники Merries попадают к нам через Поднебесную.

«В Стране восходящего солнца я увидел новые продукты из сои. Один из них, натто, — это забродившая соя, в коробочках, как йогурт. Ее заливают соевым соусом, едят на завтрак. Непривычный, специфичный вкус. Второй — тертая соя в виде порошка. Нам добавляли ее даже в мороженое».

О требованиях к товару и чистоте

Японцам интересен весь перечень кормовых культур — от пшеницы до продукции переработки — готового соевого шрота. Именно его мы планируем поставлять в первую очередь. Первые дни испугался — сможем ли мы выдержать их стандарты. Цеха в Японии чище, чем наши офисы. На элеваторе высокотехнологичное оборудование — пылеудаление, очистка от металла… Сегодня японцы берут соевый шрот у Индии. Я немного сталкивался с индийскими предприятиями, уверен, мы сможем с ними конкурировать по качеству товара, оборудованию. Мы уже показывали наше производство японцам, нареканий не было. То, что потенциальные партнеры планируют приехать еще раз, рекомендуют нас коллегам, — тоже показатель.

«Наша продукция не ГМО,

азиаты это ценят».

К сое, которую покупают японцы на пищевые цели, конечно, выдвигаются наивысочайшие требования. Я схватился за голову: они практически ее моют. Многообразие степеней очистки, включая инфракрасную. Рентген-сепаратор просвечивает бобы, и даже если есть внутри точка, то он ее удаляет. Конечно, амурские сельхозпроизводители еще минимум лет 5—10 не смогут быть готовы к этому. Начинать надо с качества семян.

АНК-холдинг последние годы работает с канадскими сортами (кстати, именно эта страна поставляет сою в Японию на пищевые цели). Наш ВНИИ сои нас ругает за то, что мы не патриоты. Но мы же бизнесом занимаемся! Нам необходимо три тысячи семян для 23 тысяч га посевных. Раньше выращивали амурские сорта, но обновления нет. К тому же для большей рентабельности нам нужна соя с высоким содержанием протеина. Аргентина уже продает сою с белком выше на 2—4 процента.

Гигантский рынок рядом

На ВЭФ опять звучало, что Дальнему Востоку необходимо поворачиваться к Азии. Политика очень влияет на экономическое сотрудничество. Поэтому, считаю, всем амурским предприятиям, средним и даже небольшим, нужно набираться смелости и выходить с бизнес-предложениями к соседям. Знаю, многие наши бизнесмены, услышав это, посмеются. Однако я уверен, что нашему бизнесу необходимо выходить на страны АТР. Японцы с удовольствием смотрят на натурпродукты. Но нужно терпение, доводить свои стандарты до необходимого уровня, то есть развиваться самим и прорабатывать вопросы логистики.

Когда мы только делали первые поставки масла в Китай, намучились — в Поднебесной такая же бюрократия, как в России. Таможенники измеряли высоту машины, бочки — то не хватает такой бумажки, то другой. Однако мы учли все замечания, получили опыт, процесс встал на поток. По шроту китайский рынок закрыт, там развита своя переработка, плюс высокая пошлина и по карантинным нормам много ограничений. Сейчас, когда на самом высоком уровне есть «зеленый свет» на сотрудничество между Россией и Японией, нужно начинать работать!

Соеводы из центра наступают

Центральная часть России начинает выращивать сою в неплохих объемах. Приамурье остается на первом месте по валовому сбору. Но если раньше Дальний Восток давал около 70 процентов этой культуры в стране, то сейчас меньше 50. Урожайность у соеводов на западе хорошая, протеин ниже, но они могут найти сорта, которые будут вызревать, и в перспективе дойти до Урала и Сибири. А у нас под носом 120 миллионов японцев, полтора миллиарда китайцев, 70 миллионов корейцев. Треть населения земли!

Весь соевый шрот наша компания сейчас поставляет в Россию: 90 процентов — в Сибирь и на Урал, остальное в центральную часть страны. Гидратированное соевое масло полностью экспортируем в Китай. Оно сырое, предназначено для дальнейшей переработки. Спрос большой — не мы клиентов ищем, а они борются за нас: кто дороже купит, больше объемов возьмет. Скоро будем выпускать масло в бутылках — на пищевые цели. Сейчас достраиваем цех рафинации, в ноябре-декабре планируем запуск.

В туалетах — сенсоры, в примерочных — пакеты на голову

Больше всего поразили туалеты. Любая общественная уборная оборудована по инновационным технологиям — везде автоматически поднимаются крышки, сиденья с подогревом, биде с омыванием. Все управление сенсорное: мыло, вода, сушка, двери. Руками ни до чего дотрагиваться не нужно. Единственное, что не сенсорное, — спиртовая бутылочка на выходе для дезинфекции рук. Чистота такая, что позавидует самая помешанная на уборке домохозяйка. В России подобную стерильность не в каждой больнице встретишь.

Гигиене уделено какое‑то космическое внимание. В офисах японцы разуваются, как и в гостях. Сейчас я бы у вас в пресс-центре сидел в тапочках. До абсурда доходит! В торговых центрах в примерочных объявление — прежде чем примерить майку или футболку, нужно надеть одноразовый пакет на голову! Чтобы посетители не оставляли следов от косметики, жира, пота.

Когда мы были в Тойота-центре, вместе с 3D-очками нам выдали марлевые маски — чтобы оправа не контактировала с кожей. Сидишь как ниндзя! При этом сами очки обрабатывают спиртовой салфеткой. И такие каноны чистоты не только в Токио, но и в фермерском регионе — Хоккайдо.

В многомиллионном Токио не чувствуешь на улицах выхлопных газов. Воздух чистейший! Либо это качественный бензин, либо дополнительные очистные насадки. Такого, как в Благовещенске — проехал грузовик и клубни копоти, — нет! Газов даже не видно.

Удивили и очереди. Если скапливается больше трех человек, то они выстраиваются друг за другом, змейкой. Никогда, как у нас, толпой не стоят, и тем более не лезут вперед, толкаясь.

Конечно, уровень инноваций там очень высокий, везде бесконтактные терминалы, скоростные поезда. Но Страна восходящего солнца спокойно пользуется иностранными достижениями. Например, квадрокоптеры используют известной китайской фирмы. Мы все помним, что лет 15 назад фаворитами были телевизоры «Панасоник», «Хитачи», сегодня — корейские. Японцы чувствуют конкуренцию, и когда продукция становится дешевле, они уходят в другую нишу.

Возрастная категория материалов: 18+