Фото: audienceseverywhere.net/Фото: audienceseverywhere.net/

Путешественник Йосси Гинсберг, ставший главным героем фильма, потерялся на просторах Амазонии ещё в начале 80-х годов прошлого века: его трехнедельные скитания давно стали символом человеческого стремления к выживанию. С тех пор израильтянин сделал очень много добрых дел (в том числе и в той же Боливии, где чуть было не погиб, заблудившись), а на досуге написал книгу с претенциозным названием «Затерянные в джунглях. Правдивый душераздирающий рассказ о приключениях и выживании». МакЛин свой рассказ тоже хотел сделать предельно душераздирающим, тем более, что для этого имелись вполне подходящие инструменты, подробно описанные Гинсбергом: от огненных муравьев до галлюцинаций эротического характера. Кастинг позволил вписать в титры еще одно знаменитое имя: Томас Кречман. Актер обычно играет в кино нацистов, что стало дополнительной «игрой слов»: его персонаж в «Джунглях», конечно, форму СС не носит, но отдельный представитель еврейского народа от действий «проводника» по имени Карл настрадался вволю. Имена остальных исполнителей мало что скажут российскому зрителю: оно и неудивительно, ведь  режиссер с самого начала не стремится даже к истории на двоих и последовательно готовит зрителя к разговору тет-а-тет с героем Рэдклиффа. Готовит, правда, неспеша: как выясняется, скитания человека по джунглям не такая уж и визуально интересная штуковина.

Ох, мотивация: здоровенный кусок хронометража МакЛин тратит на прерывистое и похожее на телевизионный фильм о хиппи знакомство с главным героем. Йосси не сидится на месте, и хотя папа, мечтавший взрастить из сына юриста, отлучил его от семейного бюджета за страсть к скитаниям, герой находит возможности. В разговоре он упоминает даже о разгрузке вагонов — похоже, межнациональным способом заработать себе на пропитание и билет на другой конец света. Путешествуя, Гинсберг обрастает знакомствами с такими же бродягами, как и он сам. Так что на момент встречи с австрийцем Карлом, предлагающим навестить некое оторванное от цивилизации южноамериканское племя, желающих отправиться в поход оказывается трое. Помимо самого Йосси это Маркус, который здесь за страх, и Кевин, который здесь за ненависть. Вооружившись нелепой детской картой (Карл, впрочем, сразу объясняет салагам, что карты в джунглях не помогают, что не помешает ему через час экранного времени говорить совершенно обратное), друзья отправляются вглубь. Приятная поначалу прогулка постепенно превращается в утомительный анабазис с поеданием жареных на костре обезьян и чувством близости ягуара. Совершив самое нелепое путешествие по реке в истории кинематографа, туристический квартет распадается на две равные части: а вскоре (после еще одного нелепого путешествия по реке) Йосси и вовсе остается один на один с дикой природой и собственными страхами.

Йосси, пытаясь спасти собственную жизнь в совершенно незнакомом для себя мире, все больше ощущает себя муравьишкой на теле планеты.

Избавившись от необходимости поддерживать искру в четырех костерках сразу, МакЛин набирает полные легкие воздуху и в герое Рэдклиффа возгорается пламя. Британец отыгрывает так, будто от этой роли зависит вся его дальнейшая карьера: вспоминать вялые телодвижения дурацкого персонажа «Иллюзии обмана 2» при этом даже как-то стыдновато. Постановщик тем временем рассыпает аллюзии, умудряясь вольно или невольно даже намекнуть на еще один фильм с бывшим Гарри Поттером под названием «Рога». Йосси, пытаясь спасти собственную жизнь в совершенно незнакомом для себя мире, все больше ощущает себя муравьишкой на теле планеты, которого очень сложно будет найти, даже если кто-то этого всерьез захочет. Джунгли не пытаются его убить, но и не дают поблажек: забрался в болото — последствия будут соответствующие. Чередуя ночи и дни, главный герой раз за разом утверждает на экране четкие символы человеческого бытия: возвращение к пройденному, бунт против божества и, конечно же, иллюзии. Как известно, чем голоднее сновидец, тем реалистичнее пища в его снах. Отчаяние Йосси доходит до такой степени, что он даже признает правым своего отца, хотя совсем недавно уверенно разглагольствовал о том, что нет на свете ничего важнее свободы выбора. Есть у него и талисман — МакЛин то и дело фокусирует взгляд на этом артефакте, утверждая, что средством разговора с всевышним может стать что угодно.

Это, конечно, не ново, но подается выверенными порциями и не дает зрителю заскучать. «Джунгли» можно условно поделить на две части, одна из которых достойна помещения в папку «Чушь»: впрочем, речь идет о реальных событиях, а люди в жизни склонны действовать согласно логике далеко не всегда. Зато все, что останется, достойно всяческих похвал: и на фоне предыдущего фильма этого постановщика под названием «Эксперимент «Офис» история Йосси выглядит по-настоящему взрослым произведением кинематографического искусства. МакЛин задается разными вопросами, далеко не все из которых глобальны и касаются отношений человека со всей остальной вселенной. Он даже вводит в сюжет пару, казалось бы, совершенно ненужных персонажей, чтобы точнее описать то, что происходит между людьми в экстремальных и противоположных экстремальным ситуациях. Потерявшийся, лишенный всяческих надежд и имеющий право рассчитывать только на самого себя герой сочетает в себе страх ребенка и уверенность мужчины: с этим парадоксом отлично справляются и режиссер, и исполнитель. Чуть раньше герой Кречмана выдает непродолжительный и полный банальностей монолог о том, что человек есть заболевание планеты, которое уничтожает все вокруг себя. Едва закончив философствовать, он стреляет в ни в чем не повинную обезьяну, а спутникам напоминает о необходимости принимать пищу. Такими простыми ходами МакЛин вплетает в авторскую историю собственные мысли — и они уже не так банальны, как речи Карла. 

Зритель отправляется размышлять над тем, справился бы он в подобной ситуации или отдал себя на съедение ягуарам.

Немаловажную роль играет и заведомый хэппи-энд (как-то же скиталец Гинсберг смог рассказать о своих похождениях) — в какой-то момент эта история обретает мощный религиозный подтекст. Чтобы придать себе силы двигаться дальше, главный герой подвергает себя истязанию, которым ранее пользовались миссионеры, чтобы обращать жителей Амазонии в христианство. Но стоит зрителю заподозрить, что рассказ вот-вот неоправданно свернет не туда, как МакЛин убавляет громкость: спасение придет ни от каких не от богов, а от самых что ни на есть обычных людей, один из которых способен верить, а другой — договариваться. То, что расскажут зрителю закадровым голосом перед самыми титрами, даст дополнительный повод задуматься — жизнь порой сочиняет на редкость хитроумные сюжеты. В итоге «Джунгли» оказываются вовсе не попыткой переснять «Выжившего» в тропическом антураже: это скорее хороший пример того, как кто-то рассказывает чужую историю как свою. Антураж, кстати, красивый, хотя снималось кино главным образом вовсе не в Боливии. МакЛин и Рэдклифф ставят себе жирные плюсы в послужные списки, а зритель отправляется размышлять над тем, справился бы он в подобной ситуации или отдал себя на съедение ягуарам. Такие штуки на себе лучше не проверять.