Достаточно заметить, что повествование начинается не с политических перипетий, а сразу с Эроса и Танатоса: секс в бронепоезде предшествует непременным децимациям. Фрейдистских мотивов впереди будет еще навалом, ну а какой же Троцкий без расстрела каждого десятого из бросивших поля сражений Гражданской войны солдат? Делает он это буднично, хоть и не без пафоса — и уж, конечно, не собственными руками. Благодаря этим крупным мазкам портрет героя становится понятен даже тем, кто о Льве Давидовиче слышал только из знаменитой неприличной поговорки про тех, кто говорит неправду. Впрочем, повествование тут же бросается путешествовать во времени, по ходу дела обозначая главных действующих лиц того времени: от Парвуса до Плеханова, от Сталина до Ленина. Ну и жён Троцкого сценаристы не забывают. А вышеупомянутый Зигмунд Фрейд, даже будучи умершим, является главному герою по вечерам и ведет с ним философско-психологические диспуты.

Становление главного героя проходит на фоне событий, хорошо известных всем, кто хотя бы поверхностно интересовался чередой русских революций. Смелый Лев, конечно, готов идти по головам, брать деньги у врагов России (которые совсем уж прямолинейно озвучивают свои коварные планы) и дружить против. Заодно он ненароком огорчает молодого и пока еще горячего кавказского боевика по имени Иосиф Джугашвили. Так зарождается лютая ненависть, которую эти две исторических персоны будут испытывать друг к другу, пока смерть не разлучит их.

У сериала найдутся недоброжелатели, которым взгляд на события начала прошлого века покажется слишком предвзятым, хотя это, по сути, некий общий, всенародный взгляд, сложившийся за долгие десятилетия.

Режиссерами «Троцкого» выступили Александр Котт и Константин Статский, послужные списки которых полны противоречивых работ. Этот сериал способен по-настоящему захватить зрителя: действие не стоит на месте подолгу, используя в качестве центральных и второстепенных персонажей людей, имена которых вписывали в учебники и столь же легко оттуда вычеркивали. И все же просмотр предполагает определенный набор знаний, иначе не так интересно. Авторы проекта упрощают там, где это необходимо. На самом деле наблюдать за словесными баталиями социал-демократов вдали от родины вряд ли было столь интересно. При этом сериал время от времени позволяет себе и вольности, и даже некоторую мистику, которая прекрасно уживается с научными и не очень теориями, обуревавшими в то время большую часть интеллигенции.

Правда, некоторое время зрителю потребуется, чтобы привыкнуть к тому, что чуть ли не половина важных событий происходит в поездах, хотя главный поезд, страшный и несущий смерть, у Троцкого впереди. Железнодорожный транспорт становится еще одним действующим лицом. В нем не только добираются из точки А в Брюссель, но и устраивают перестрелки, предаются страсти и, конечно, мечтают полностью переделать окружающую действительность, потому что какой же революционер без мечты. Делать Льва Давидовича однополярно положительным никто не собирается: но это получается само собой, центральная фигура любой истории редко видится со знаком минус.

Режиссеры постарались раздать исполнителям главных ролей больше, чем по одной символической личине. Евгений Стычкин в образе Владимира Ленина воплощает хитрость, которая запросто может смениться яростью; Михаил Пореченков — Парвус демонстрирует страсть добиваться своего любыми средствами и спокойствие удава. Любопытная, хоть и небольшая роль досталась Сергею Гармашу, который играет человека, невольно давшего заключенному юноше по фамилии Бронштейн фамилию собственную, которую вскоре узнал весь мир. И все же герои событий вековой давности предстают перед нами такими, какими прочно утвердились в стереотипах: играть с внешностью или манерами Иосифа Джугашвили никто не собирается. Более того, лишь только появившись в кадре, он незамедлительно грабит очередную карету казначейства (не менее эффектно, чем это делал персонаж Константина Хабенского в «Статском советнике»). Можно предположить, что, когда действие переместится на российские просторы и погрузится в хаос Гражданской войны, мы увидим немало других хрестоматийных героев вместе с их буденновскими усами и ворошиловской оловянностью во взгляде. Что ж, вероятно, именно такими эти давно покинувшие подлунный мир люди останутся навсегда, и обвинять создателей «Троцкого» в поверхностном знании истории совсем не хочется.

В конце концов, никаких мифов проект развеивать не должен: на этой полянке и без того сломано неописуемое количество копий. Так или иначе у сериала найдутся недоброжелатели, которым взгляд на события начала прошлого века покажется слишком предвзятым, хотя это, по сути, некий общий, всенародный взгляд, сложившийся за долгие десятилетия. А также точка зрения самого Льва Давидовича, который по сюжету не хочет, но все равно рассказывает историю своей жизни молодому журналисту в исполнении Максима Матвеева. Эта повесть никогда не станет однозначной: образ Троцкого-чудовища слишком долго создавался в сознаниях людей. Вероятно, он действительно был монстром, которых XX-й век подарил человечеству в изобилии, и свой ледоруб, как и годы в постоянном ожидании покушения, заслужил в полной мере. Судить об этом может любой. Но сериал «Троцкий» не столько про восхождение дьявола, сколько про силу личности в истории. А о таких вещах действительно стоит вспоминать хотя бы по случаю очередного сомнительного юбилея.



 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Они делали революцию: телеканалы «оживили» Ленина, Троцкого и других вершителей Октября

Возрастная категория материалов: 18+