Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №135 (28602) от 21 ноября 2017 года
Издается с 24 февраля 1918 года
23 ноября 2017,
четверг

Прибытие бронепоезда: рецензия на сериал «Троцкий» Первого канала

Кино

Трудно найти личность более «историческую», нежели Лев Троцкий. Революционер, полководец, политик, изгнанник, мученик — самых разных званий и эпитетов можно приводить многие десятки. Немудрено, что актер Константин Хабенский на пике карьеры возвращается к этой роли, хотя об эпизодическом явлении этого персонажа в телепроекте «Есенин» уже мало кто помнит. Сериал «Троцкий» стал частью своеобразного соцсоревнования, устроенного главными каналами страны. Так или иначе отдать должное «славному юбилею», навстречу которому советский народ шел-шел, но так и не дошел, постарались на разных кнопках. Как и подобает носителю попавшей в название фамилии, мини-сериал идет своим путем, который иногда так и хочется обвинить в излишней прямолинейности.

Прибытие бронепоезда: рецензия на сериал «Троцкий» Первого канала / Трудно найти личность более «историческую», нежели Лев Троцкий. Революционер, полководец, политик, изгнанник, мученик — самых разных званий и эпитетов можно приводить многие десятки. Немудрено, что актер Константин Хабенский на пике карьеры возвращается к этой роли, хотя об эпизодическом явлении этого персонажа в телепроекте «Есенин» уже мало кто помнит. Сериал «Троцкий» стал частью своеобразного соцсоревнования, устроенного главными каналами страны. Так или иначе отдать должное «славному юбилею», навстречу которому советский народ шел-шел, но так и не дошел, постарались на разных кнопках. Как и подобает носителю попавшей в название фамилии, мини-сериал идет своим путем, который иногда так и хочется обвинить в излишней прямолинейности.

Достаточно заметить, что повествование начинается не с политических перипетий, а сразу с Эроса и Танатоса: секс в бронепоезде предшествует непременным децимациям. Фрейдистских мотивов впереди будет еще навалом, ну а какой же Троцкий без расстрела каждого десятого из бросивших поля сражений Гражданской войны солдат? Делает он это буднично, хоть и не без пафоса — и уж, конечно, не собственными руками. Благодаря этим крупным мазкам портрет героя становится понятен даже тем, кто о Льве Давидовиче слышал только из знаменитой неприличной поговорки про тех, кто говорит неправду. Впрочем, повествование тут же бросается путешествовать во времени, по ходу дела обозначая главных действующих лиц того времени: от Парвуса до Плеханова, от Сталина до Ленина. Ну и жён Троцкого сценаристы не забывают. А вышеупомянутый Зигмунд Фрейд, даже будучи умершим, является главному герою по вечерам и ведет с ним философско-психологические диспуты.

Становление главного героя проходит на фоне событий, хорошо известных всем, кто хотя бы поверхностно интересовался чередой русских революций. Смелый Лев, конечно, готов идти по головам, брать деньги у врагов России (которые совсем уж прямолинейно озвучивают свои коварные планы) и дружить против. Заодно он ненароком огорчает молодого и пока еще горячего кавказского боевика по имени Иосиф Джугашвили. Так зарождается лютая ненависть, которую эти две исторических персоны будут испытывать друг к другу, пока смерть не разлучит их.

У сериала найдутся недоброжелатели, которым взгляд на события начала прошлого века покажется слишком предвзятым, хотя это, по сути, некий общий, всенародный взгляд, сложившийся за долгие десятилетия.

Режиссерами «Троцкого» выступили Александр Котт и Константин Статский, послужные списки которых полны противоречивых работ. Этот сериал способен по-настоящему захватить зрителя: действие не стоит на месте подолгу, используя в качестве центральных и второстепенных персонажей людей, имена которых вписывали в учебники и столь же легко оттуда вычеркивали. И все же просмотр предполагает определенный набор знаний, иначе не так интересно. Авторы проекта упрощают там, где это необходимо. На самом деле наблюдать за словесными баталиями социал-демократов вдали от родины вряд ли было столь интересно. При этом сериал время от времени позволяет себе и вольности, и даже некоторую мистику, которая прекрасно уживается с научными и не очень теориями, обуревавшими в то время большую часть интеллигенции.

Правда, некоторое время зрителю потребуется, чтобы привыкнуть к тому, что чуть ли не половина важных событий происходит в поездах, хотя главный поезд, страшный и несущий смерть, у Троцкого впереди. Железнодорожный транспорт становится еще одним действующим лицом. В нем не только добираются из точки А в Брюссель, но и устраивают перестрелки, предаются страсти и, конечно, мечтают полностью переделать окружающую действительность, потому что какой же революционер без мечты. Делать Льва Давидовича однополярно положительным никто не собирается: но это получается само собой, центральная фигура любой истории редко видится со знаком минус.

Режиссеры постарались раздать исполнителям главных ролей больше, чем по одной символической личине. Евгений Стычкин в образе Владимира Ленина воплощает хитрость, которая запросто может смениться яростью; Михаил Пореченков — Парвус демонстрирует страсть добиваться своего любыми средствами и спокойствие удава. Любопытная, хоть и небольшая роль досталась Сергею Гармашу, который играет человека, невольно давшего заключенному юноше по фамилии Бронштейн фамилию собственную, которую вскоре узнал весь мир. И все же герои событий вековой давности предстают перед нами такими, какими прочно утвердились в стереотипах: играть с внешностью или манерами Иосифа Джугашвили никто не собирается. Более того, лишь только появившись в кадре, он незамедлительно грабит очередную карету казначейства (не менее эффектно, чем это делал персонаж Константина Хабенского в «Статском советнике»). Можно предположить, что, когда действие переместится на российские просторы и погрузится в хаос Гражданской войны, мы увидим немало других хрестоматийных героев вместе с их буденновскими усами и ворошиловской оловянностью во взгляде. Что ж, вероятно, именно такими эти давно покинувшие подлунный мир люди останутся навсегда, и обвинять создателей «Троцкого» в поверхностном знании истории совсем не хочется.

В конце концов, никаких мифов проект развеивать не должен: на этой полянке и без того сломано неописуемое количество копий. Так или иначе у сериала найдутся недоброжелатели, которым взгляд на события начала прошлого века покажется слишком предвзятым, хотя это, по сути, некий общий, всенародный взгляд, сложившийся за долгие десятилетия. А также точка зрения самого Льва Давидовича, который по сюжету не хочет, но все равно рассказывает историю своей жизни молодому журналисту в исполнении Максима Матвеева. Эта повесть никогда не станет однозначной: образ Троцкого-чудовища слишком долго создавался в сознаниях людей. Вероятно, он действительно был монстром, которых XX-й век подарил человечеству в изобилии, и свой ледоруб, как и годы в постоянном ожидании покушения, заслужил в полной мере. Судить об этом может любой. Но сериал «Троцкий» не столько про восхождение дьявола, сколько про силу личности в истории. А о таких вещах действительно стоит вспоминать хотя бы по случаю очередного сомнительного юбилея.



 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Они делали революцию: телеканалы «оживили» Ленина, Троцкого и других вершителей Октября

https://www.instagram.com/ampravda/

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Ворваться в городок: рецензия на новый фильм Джорджа Клуни «Субурбикон» с Мэттом ДэймономВорваться в городок: рецензия на новый фильм Джорджа Клуни «Субурбикон» с Мэттом Дэймоном
Материнский капитал: рецензия на новый кинокомикс «Лига справедливости» с Беном АффлекомМатеринский капитал: рецензия на новый кинокомикс «Лига справедливости» с Беном Аффлеком
Кондуктор не спешит: рецензия на новый фильм «Убийство в Восточном экспрессе» с Джонни Деппом
Дитя без глазу: рецензия на новый кинокомикс «Тор: Рагнарёк» с Крисом Хемсвортом
Человек — муравей: рецензия на новый фильм «Джунгли» с Дэниелом Рэдклиффом
Земля в иллюминаторе: рецензия на новый фильм-катастрофу «Геошторм» с Джеральдом Батлером
В этом мире только мы одни: рецензия на новый фильм Бориса Хлебникова «Аритмия»
Все совпадения случайны: новый сериал Юрия Быкова «Спящие» стартовал на российском ТВ (отзыв)
Сторож брату моему: рецензия на новый фильм «Бегущий по лезвию 2049» с Райаном Гослингом
Когда весна придет, не знаю: рецензия на новый фильм Алексея Пиманова «Крым»

Гороскоп на 23 ноября: презентики помогут Весам помириться, а Девам поправят здоровье витаминкиСоветы
Для амурчан по их просьбе благоустроили почти 40 дворов и 8 мест отдыха Власть
Приамурье вошло в список регионов с растущей экономикойЭкономика
Оперный певец Дмитрий Хворостовский умер на 56-м году жизниОбщество4
На амурский космодром Восточный начали наведываться волкиЖивотные
В 2018 году в Приамурье пересчитают дальневосточных аистовЖивотные

Читать все новости

http://fartov.org/

Кино

Ворваться в городок: рецензия на новый фильм Джорджа Клуни «Субурбикон» с Мэттом Дэймоном Ворваться в городок: рецензия на новый фильм Джорджа Клуни «Субурбикон» с Мэттом Дэймоном
Материнский капитал: рецензия на новый кинокомикс «Лига справедливости» с Беном Аффлеком
Кондуктор не спешит: рецензия на новый фильм «Убийство в Восточном экспрессе» с Джонни Деппом
Дитя без глазу: рецензия на новый кинокомикс «Тор: Рагнарёк» с Крисом Хемсвортом
Сказка «Последний богатырь» обошла «Матильду» в российском кинопрокате
Система Orphus