фото: kinofilms.uaфото: kinofilms.ua

То, что получилось, уже непохоже на противостояние со вселенной Marvel (хоть и похоже на саму вселенную Marvel) — Зак Снайдер снял картину, которая должна была ответить на все накопившиеся вопросы, а вместо этого демонстрирует всеобщую усталость от процесса. Исключениями можно назвать только ту самую Чудо-женщину и Флэша, которые хоть как-то оживляют происходящее на экране. И все же «Лига справедливости», которую публика ругает скорее по инерции, больше всего подходит под установленные конкурентами комикс-стандарты. 

Чтобы сделать собственных «Мстителей», пришлось пройти непростой путь: вероятно, «Лига» станет последним фильмом с участием Бена Аффлека, в исполнении которого Бэтмен похож не на супергероя, а на мужчину за сорок, которому после работы приходится напяливать на себя идиотский костюм и медленно избивать каких-то домушников. Человека — летучую мышь уже ничего не воодушевляет, даже очередной конец света: ну да, предотвратить надо, для этого приходится даже скитаться по исландским деревушкам и расспрашивать местных алкоголиков о частоте визитов жителей Атлантиды. Сколачивать команду непросто: с Дианой, конечно, удалось договориться еще в прошлой серии, а Флэш, уставший разносить пиццу со скоростью света, готов ввязаться в любую авантюру, зато у Киборга депрессия, Аквамен слишком увлечен нарциссизмом, а Супермен, как известно, мертв. Да, его почти религиозное воскрешение обязательно должно было состояться — но Снайдер пошёл дальше, продемонстрировав зрителю, что команда только для этого и собиралась. Воскресший криптонец способен прихлопнуть тапком любого угрожающего землянам таракана, ни на миг не прекращая самодовольно улыбаться. Нет, он, конечно, свой парень, которому нужен дом и диван — но в битве за справедливость запросто может обойтись без летучих мышей и феминисток. 

Снайдер идет по проторенному пути, но кое в чем даже превосходит прямолинейность Marvel, заславшей в стан DC своего агента Джосса Уидона для консультирования. Главный злодей в «Лиге справедливости» не разменивается на предупреждения о визите, а просто сваливается на землю в луче света (что само по себе парадокс, ведь несёт он только тьму и топор), эффектно приземляется на одну коленочку и тут же принимается крошить в капусту подвернувшихся под руку амазонок. Девчонки сражаются, как будто позади Москва, приносят себя в жертву, но в итоге оказываются совершенно бесполезными в этой борьбе. Степной Волк, пришедший превратить Землю в некое подобие стереотипической преисподней, должен сначала собрать три кубика (куда ж без геометрически выверенных артефактов) — а уже потом спрятаться в своеобразном восточноевропейском Чернобыле и запущать оттуда щупальца зла. О его планах известно всем: древнее знание, чего ж вы хотели, так что, немного попререкавшись, ребята в разноцветных костюмчиках и самая сильная амазонка во вселенной собираются вместе, чтобы обломать Волку рога. Ну да, у него рога. Но он Волк. Злодея сопровождает туча соверешнно нелепых исчадий ада с крылышками, которые жужжат и отсылают нас к Стивену Кингу. Кстати, не только они.  

Вся эта кутерьма поставлена дорого (так дорого, что вряд ли окупится), красиво и залихватски: куда только подевалась знаменитая депрессивная возня вокруг нелегитимных разрушений в Метрополисе. Супергероям никто не нужен: Лоис Лейн, Джеймс Гордон, непременный Альфред в этом фильме предстают даже не статистами, а так, вроде мебели. Снайдер пытается сбалансировать имеющийся материал: Бэтмен устал, Супермен лежит в могиле, Чудо-женщина тоскует по любимому, который тоже лежит в могиле, Флэш необъяснимо позитивен, Киборг не хочет жить, а Аквамен не хочет умирать. Опыт «Отряда самоубийц» показал, что удержать равновесие в таких случаях очень непросто, но режиссер «Лиги» справляется, распределяя супергероические обязанности и экранное время с порционной точностью работницы столовой. Сюжет при этом старательно вычищен от всяких глупостей типа логических объяснений и важных деталей: действие, как бэтмобиль, с ревом несется вперед, чтобы припарковаться возле взявшихся за ручки супергероев — чтоб не пропасть поодиночке, когда в следующей серии придется сражаться с Дэтстроуком. Если она, конечно, состоится. Правда, нам довольно неуклюже показывают, что мир после гибели криптонца стал довольно паршивым местечком, где каждый скинхед может позволить себе пнуть ящик с мандаринами, оскорбив этим торговку в хиджабе, а террористы самовзрываются почём зря, потому что они «радикалы». 

Вот, говорит нам Снайдер, на что вы годитесь: никто и никому не придёт на помощь. Разъярённый мужик в рогатом шлеме и с топором телепортируется туда и сюда, убивает людей, ломает все, что построено непосильным трудом, но на это вообще никто не обращает внимания: в мире Справедливости армия-полиция нужна лишь для того, чтобы мигать Бэтмену его собственным фонариком, мол, приди-разберись. Государство, похоже, полностью самоуничтожилось в прошлой серии на заседании про судьбу Супермена, а журналисты пишут в основном про котиков. Угроза, прямая и явная, никому не интересна: журналистка Лейн о близкой Последней битве говорит скучающим тоном, её интересует только эксгумированный возлюбленный, который, как и положено настоящему мужику, ее успокаивает — разберусь, вернусь, купим бытовую технику, заживем. Но зрителя это даже не возмущает: слишком уж выверенно выстроено происходящее на большом экране в трех измерениях, слишком красиво скачет амазонка Гадот в slo-mo, слишком смешно шутит шутки Эзра Миллер в шкуре Флэша, да еще и ассоциации с «Игрой престолов» повсюду понатыканы и даже Русе Болтон опять скотина. Хронометраж, опять же, не дотягивает и до двух часов: бада-бум, зато можно финальное сражение не растягивать до неприличия, а просто взять и поставить точку.   

Смотреть «Лигу справедливости» — одно удовольствие, ведь DC, решительно избавившись от нолановских заповедей, демонстрирует то, что лучше всего умеет: развлечение. Фильм можно разбирать по визуальным деталькам, вертеть их перед глазами и наслаждаться непогрешимостью — сюжет в таком деле автоматически уходит на второй, третий и последующие планы. «Моя суперсила — деньги», — говорит Бэтмен Флэшу, а на самом деле, конечно, зрителю. Можно похвалить актеров, но в этом калейдоскопе никому из них не удалось как следует развернуться — Генри Кавилл, правда, снова хорош. Супергерои, перебрасываясь невыносимо пафосными фразами, идут к своей цели: воскресить бога и загнать дьявола обратно в космическую нору. В сцене после титров (боже, вы же так долго говорили, что не собираетесь заниматься этой ерундой) Супермен и Флэш бегают наперегонки до Тихого океана, а чуть раньше Чудо-женища снисходительно называет товарищей по Лиге детьми. Всё это, действительно, похоже на фразеологический детский сад, но когда приходит злая сила, именуемая Тёмной матерью, ее отпрыски сопротивляются как могут, лишь бы продолжить играть. Даже грустно, что на этом все может закончиться — супергеройская вселенная, которая, по замыслу, должна приносить деньги, пока способна их только пожирать.

Возрастная категория материалов: 18+