Есть ли жизнь после «цифры»: смогут ли местные СМИ победить интернет и «народное репортерство»

Через год амурчане могут остаться без районных телекомпаний. Это значит, что с экранов мы уже не услышим о подвиге соседа или коммунальных проблемах собственной многоэтажки. Как ни парадоксально, тотальную гибель телевизионщикам из глубинок предвещает технологический прогресс. С 1 октября 2018 года российский телерынок готовится стать полностью цифровым и отключить аналоговое вещание. Еще один натиск современности — «народное репортерство» в соцсетях. Смогут ли газеты и ТВ победить интернет? Ведущие журналисты региона, представители власти и районных газет обсудили свое будущее на дискуссии в рамках фестиваля областных СМИ «Профи-2017».

Уверенность в завтрашнем дне есть только у региональных телеканалов — ГТРК «Амур» и Амурского областного телевидения. 

Борьба за выживание

Руководитель известного медиахолдинга и модератор дикуссии Игорь Горевой начал разговор с тревожной новости. Со зрителями Свободного попрощался местный телеканал «Регион», проработавший на рынке СМИ 17 лет. Телекомпания прекратит вещание в начале 2018 года. Причиной радикальных перемен сами журналисты называют тяжелое финансовое положение. Отсутствие рекламных предложений и дотаций от городской и районной администраций поставило коллектив на грань выживания. В период кризиса власти ушли от затрат и стали размещать информацию в глобальной сети. В похожем положении оказываются многие телекомпании и газеты по всей стране, привыкшие жить на субсидии от мэрий.

— Бюджетные деньги — это такой наркотик. Если ты получал их все время, то постоянно на них рассчитываешь. Это не позволяет СМИ быть максимально эффективным на рынке, не нужно зарабатывать, повышать свою конкурентоспособность, — высказала мнение журналист, член жюри конкурса «Профи-2017» Эльвира Оверченко.

Повторить судьбу свободненской телекомпании в скором времени могут и другие коллективы. «Меняется рынок телевидения в России. По закону все кабельные операторы должны брать каналы только в мультиплексе. «Регион» является сетевым партнером, а с сетевым партнерством войти в мультиплекс невозможно. Поэтому свободненская телекомпания сидела на аналоговом вещании, которое сегодня смотрят лишь 30 процентов неплатежеспособного населения. Отсюда колоссальное падение рекламных доходов. Мы знаем, что до 1 октября 2018 года аналоговое вещание в России будет отключено полностью. Из-за этого все региональное ТВ, если оно не будет субсидировано, не выживет», — спрогнозировал угрожающие перспективы генеральный директор ООО «Амурский Медиа Центр» Руслан Дуб.

Уверен в своем будущем сегодня только филиал Всероссийской государственной телерадиокомпании «ГТРК-Амур» — он будет вещать в мультиплексе. Региональный телеканал — Амурское областное телевидение (АОТВ) — в этом году получил право разместить свой контент на 21-й кнопке в сетях кабельных операторов, выиграв федеральный конкурс в Москве. С октября 2018 года возможность вещания в аналоге у него останется при условии оплаты передатчиков в Приамурье.  

Со зрителями Свободного попрощался местный телеканал «Регион», проработавший на рынке СМИ 17 лет.

На дискуссии прозвучало предложение объединить районные телекомпании под эгидой Первого областного. Власти региона пообещали собрать ТВ-журналистов области на совещание и обсудить, как сохранить в Приамурье собственное телевидение.

Непотопляемая печать

Непростые времена переживают и газеты — от районных до изданий областного значения. Кризис в экономике, сокращение субсидий от властей заставляют урезать коллективы и «худеть» номера. Но желание жить и работать остается несмотря ни на что.

— С 97-го года мы организовали свою службу доставки, потому что каждая газета знает, сколько денег у нас отнимает «Почта России». Нам трудно, у нас очень большой район, но мы договариваемся с машиной или самолетом и в каждое село вовремя доставляем газету, — поделилась секретом выживания журналист старейшей в области газеты Зейского района «Зейский вестник» Марина Тишкова. — У нас есть свой печатный цех, пусть и старенький. Мы сами печатаем газету, сами покупаем бумагу. Зато у нас хоть какие-то деньги остаются, и мы можем сохранять свой коллектив.

На протяжении многих лет не утихают споры по поводу будущего районных газет. Бумажным изданиям из года в год пророчат гибель. Но в журналистском сообществе Приамурья в это не верят. «Уникальность районной газеты в том, что она живет среди своих людей. Она пишет о соседе по дому, коллеге по работе, оттого и любима», — отмечает директор издательского дома «Дважды два» Николай Семашко.

Читателя отнимает отнюдь не глобальная сеть и смартфоны.

— Во многих газетах нечего читать. От СМИ уходят, потому что нет живых тем, нет интересных героев. Интерес читателя в большей степени зависит от профессионализма коллектива, от любви к своему изданию и профессии, — уверена главный редактор газеты «Амурская правда» Елена Павлова. — Газеты выживут, но только те, которые перестанут мыслить бумажным номером. Мы не боимся интернета, потому что развиваемся на всех интернет-площадках: сайт, соцсети, читательские группы в мессенджерах. Люди читают «Амурскую правду» там, где им удобно. 

Областные власти в свою очередь обещают поддерживать печатные СМИ. «У нас есть газеты, которые, по результатам социологических опросов, читают до 70 процентов жителей старше 18 лет. Такие издания мы хотели бы сохранить», — прокомментировал заместитель министра внутренней информационной политики Амурской области Андрей Дюмин.

Стоит ли верить народным репортерам

Журналистика сегодня вынуждена конкурировать с пабликами в соцсетях, созданными активистами из народа, а также блогерами в Сети. К популярным у народа лидерам мнений, имеющим миллионные подписки в Instagram и высокие рейтинги на Youtube, утекает реклама, на которую живут редакции.

— В соцсетях молодые люди ведут свои аккаунты, у них по 30—40 тысяч подписчиков. Они берут деньги за свое мнение. Рекламодатели идут к ним, платят за то, чтобы они сказали, что, к примеру, в этом кафе китайской кухни вкусно. Что мешает журналистам делать то же самое? — советует маркетолог Дмитрий Евсеев.

Популярные паблики и просто репортеры из народа нередко первыми откликаются на громкие события. Чтобы удержать читателя, редакции становятся конвергентными — распространяют свой контент на всевозможные площадки: создают интернет-порталы, осваивают соцсети. «СМИ производят продукт, который проверен. Мы отвечаем за наши слова, в том числе и по закону, и это очень ценно. Не все паблики и лидеры мнений дают достоверную информацию», — выделяет преимущество журналистских публикаций Эльвира Оверченко.

В Приамурье выбрали профи среди журналистов

В минувшую пятницу жюри фестиваля среди региональных СМИ «Профи-2017» подвели итоги конкурса и наградили победителей. Лучшей журналистской работой признали материал «Работа над ошибками» корреспондента «АмурЛенты» Елены Ивановой. Фотокорреспондент этого же информационного портала Дмитрий Тупиков был отмечен в номинации «Лучшее мгновение».

«Амурское областное телевидение» собрало сразу четыре награды фестиваля. Передачу телеканала «Наше утро» назвали лучшей развлекательной программой, лучшими были признаны и ее ведущие — Мария Красилова и Иван Дурнев. Корреспондента «Амурского областного телевидения» Марианну Геворкян выделили в номинации «Особое мнение» за специальный репортаж «Дети улиц». Также весь коллектив телекомпании был удостоен приза зрительских симпатий.

«Альфа-канал» взял три награды: «Альфа-новости» победили в номинации «Лучшая информационная программа», а их ведущая Анна Краснобаева стала лучшей ведущей новостей. Ирина Стругачева была названа лучшим корреспондентом за специальный телерепортаж «Время троллейбусов прошло». Приз за лучшую операторскую работу получил сотрудник МУ ИА «Город» Андрей Белый. Жюри выделило его сюжет «Стрельбы».

Информационное агентство «Амур.инфо», коллектив телекомпании ГТРК «Амур» и редакция газеты «Маршрутка» города Райчихинска были отмечены специальными призами губернатора. Свободненская газета «Зейские огни» получила награду за лучший материал о реализации ключевого инвестиционного проекта.

Возрастная категория материалов: 18+