Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

— Андрей Юрьевич, последние лет 15 у нас министры здравоохранения долго на своем посту не задерживались. А вы решились на эту расстрельную должность.

— Не соглашусь, что эта должность, как вы говорите, расстрельная. Эта должность ответственная. Это разные вещи, на мой взгляд. Когда в 2012 году я возглавил благовещенскую объединенную городскую больницу, там ситуация была хуже, чем сейчас в здравоохранении. Меня словно окунули в ведро с кипятком! Нечем было платить людям зарплату, а сегодня при всех проблемах многие лечебные учреждения на плаву.

Наша Амурская область стремительно меняется. Сюда заходят новые технологии, новые люди. На сегодняшний день отдачи еще, может быть, не видно, но она уже прослеживается, не в отдаленной, а ближайшей перспективе. Федерация заходит к нам с передовыми проектами по городу Свободному. Сюда приезжают высококлассные профессионалы для космодрома, Газпрома и Сибура, которые видели другой уровень современной медицины. И от нас требуют конкурентоспособности. Сегодня многие главные врачи говорят: вот зашла Транснефть — фельдшеры уходят туда, где лучше. Так это нормально. Значит, мы должны создавать условия для фельдшеров, а не сидеть и жаловаться на то, что к нам пришли передовые технологии. Надо с ними конкурировать — предложить нашим медицинским сотрудникам и жителям именно эти современные технологии и современный подход.

Я всю свою сознательную жизнь отдал медицине. Так что работа для меня не нова. 

«Районы кричат: врачей нет, врачей нет! Истопники есть, уборщицы есть, бухгалтеры есть, а врачей нет».

Только теперь передо мной лежит двойная ответственность: первая — как врача и вторая — как организатора. Предложение возглавить министерство поступило от губернатора Амурской области. И я не имею права его подвести. Здравоохранение — это часть работы всего правительства, в том числе и работы губернатора. Это командная работа.

— С вечера пятницы, 24 ноября, у вас появился аккаунт в Инстаграме. Кто‑то уже обратился с жалобами, просьбами?

— О болевых моментах написали жители поселка Серышево, несколько жалоб поступило из Сковородинского района. Причем обращаются и пациенты, и сами медики: «У нас нет реактивов, нет автомобилей — не можем доехать до больного». Да, проблемы есть. И они специфические для каждого района, для каждого лечебного учреждения области, потому что они работают по‑разному.

«Мне не стыдно смотреть людям в глаза»

— Понятно, что в один день все проблемы не решить. Что, на ваш взгляд, самое приоритетное сегодня?

— Конечно, это кадровые вопросы. Вот все говорят: будет достойная зарплата — придут врачи и сестры медицинские в здравоохранение. Соглашусь. Но как эта достойная зарплата появится? Даже при хроническом недофинансировании можно жить по‑разному. У нас в области есть лечебные учреждения, где зарплата даже выше, чем предусмотрено указами президента. А в каких‑то больницах и поликлиниках ситуация, далекая от этого. Естественно, там медработники задают вопросы. Сейчас мы все анализируем и поставили цель, чтобы по всем лечебным учреждениям указы президента выполнялись.

Андрей Субботин: «Нужно использовать все возможности в лечении пациента».

Но надо учитывать еще, что есть и так называемая вилка. Если врач с высшей категорией получает 70 тысяч рублей зарплату, то начинающий практику доктор не может получать такие деньги. У специалиста с опытом и стажем зарплата априори должна быть гораздо выше. И не нужно буквально понимать слова, что у каждого врача зарплата должна быть 60 тысяч рублей. Нет, не у каждого! Для начала надо посмотреть, где каких специалистов не хватает. Следующий вопрос, который я намерен решить и который стоит остро: в здравоохранении должны быть в приоритете кадры именно медицинские.

— А разве не так?

— К сожалению, нет. Сегодня все больницы укомплектованы прочим персоналом практически на сто процентов, но при этом мы говорим о кадровом голоде по врачам. Одна из болевых точек сегодня — это Белогорск. При этом дефицита другого персонала нет. Ко мне обращаются доктора и спрашивают: «Почему я, врач, отработав 24 часа в сутки, снова иду лечить людей, а бухгалтер за те же деньги после трудового дня идет домой?» Давайте разбираться, почему так происходит. Сколько стоит рабочий час у врача и сколько он стоит у бухгалтера. Я понимаю, что и тот и другой труд высококвалифицированный, но почему в оплате он так разительно отличается?

— Помнится, когда пять лет назад проводили реформы в горбольнице, про вас говорили, что «Субботин закручивает гайки».

— Это с какой стороны посмотреть. Объясните мне, пожалуйста, почему бухгалтер должен уходить с работы в три часа и из бухгалтерии должно выходить 36 человек, а хирург должен дежурить один на больницу, допустим, на 600 коек? Или почему в отделении работает 4 хирурга, но зато в больнице 11 кадровиков и 40 водителей? Куда они ездят, кого возят? Врачей? Нет! Опять же бухгалтеров и прочий персонал. Никакой там жесткости не было. Мы стали наводить дисциплину, порядок, в том числе и профессиональный. Пациенты из городских поликлиник не могли попасть на лечение в больницу, потому что очень многие поступали по направлениям из частных медицинских центров. А в честь чего?!

— Чтобы поломать эту систему, надо обладать не только хорошими организаторскими качествами, но и смелостью.

— Никто никого не переламывал. Тут я с вами принципиально не соглашусь. Это называется эволюция. Пришли единомышленники, пришла команда. До того как стать главным врачом, я в этой больнице когда‑то отработал 19 лет. Я знал практически всех врачей. Со многими ел из одной тарелки. Я дежурил с ними, причем дежурил много. Это мои коллеги. И когда они увидели мой посыл и подход, в итоге они меня поддержали. Через 8 месяцев мы подняли зарплату персоналу в 2,5 раза. Мне не стыдно смотреть людям в глаза.

Да, у нас есть проблемы по финансированию, но важно еще оптимизировать расходы лечебных учреждений. И посмотреть соотношение персонала. Врачи справедливо задают вопрос: кто у нас сегодня в приоритете в больницах — пациент и медицина или другие службы? Если в Благовещенске еще ситуация с кадрами более-менее ровная, то районы кричат: врачей нет, врачей нет! Истопники есть, уборщицы есть, бухгалтеры есть, а врачей нет. Что за парадокс такой? Надо создавать условия для доктора, чтобы его заинтересовать.

О бюрократии и контроле

— Спросила у своего участкового терапевта, которая ушла работать в частный медцентр, насколько там выше зарплата. Она ответила: зарплата такая же, но я хочу лечить людей, а не писать отчеты. Сегодня многие жалуются на излишнюю бюрократию, и врачи, оказывается, тоже.

— Я с этим соглашусь. Сегодня нужно стремиться к тому, чтобы все рабочие места врачей были компьютеризированы. Тогда доктор сможет посмотреть все анализы, все исследования у себя в компьютере. Ему программа помогает подобрать правильное лечение. Он видит выписку льготного рецепта, какие и когда исследования пациент проходил. Информатизация помогает врачу двинуться даже не на шаг, а на несколько шагов вперед. Но для начала каждого доктора надо обеспечить этим информационным ресурсом и научить им грамотно пользоваться. Когда врач владеет этими технологиями, у него и показатели в лечебном деле выше.

И еще что немаловажно: информационные технологии позволяют проанализировать работу врача от и до: что и когда он назначал пациенту, правильно ли поставил диагноз и выбрал тактику лечения. Для врача это дополнительная ответственность. Ведь контролируем качество его работы не только мы, страховая компания, но и пациент.

Записались на прием и — не пришли!

— Платные услуги: можно ли найти компромисс между интересами пациента и лечебного учреждения? Человеку надо сделать УЗИ, а ему говорят — бесплатно надо ждать две недели, а если платно, то можно сейчас. Также сложно попасть срочно на прием к узкому специалисту.

— То, что общее решение найти можно, это однозначно. Тут многое зависит и от врачей, которые работают, и от руководства поликлиники, и от пациента. Во-первых, пациенты должны четко понимать, что они хотят от этих платных услуг. Если есть желание пройти обследование сегодня или завтра, а по нормативу это обследование в течение двух недель или месяца, то, естественно, нужно в очереди кого‑то подвинуть. Это сложно. Такие проблемы существуют сегодня абсолютно во всех лечебных учреждениях.

Андрей Субботин окончил Благовещенский государственный медицинский институт. Начал трудовую деятельность в 1988 году с прохождения интернатуры по специальности «хирургия» в городской клинической больнице № 1. С 2013 года до момента назначения министром работал в должности главного врача городской поликлиники № 1.

Проблема еще в другом. Сегодня можно записаться на прием по электронной регистратуре, что многие и делают. Как показывает статистика, около 30 процентов людей потом не приходят к врачу. Тем самым они вносят дисбаланс в работу лечебного учреждения. Я призываю людей к взаимному уважению и пониманию. Если ты записался на прием и не можешь прийти, позвони и сними свою заявку на это посещение — вместо тебя придет другой. Но сегодня, к сожалению, люди этого не делают. И когда мы звоним и начинаем напоминать, то встречаем негатив: почему вы мне указываете?! И пациенты, и врачи должны более уважительно относиться друг к другу.

Мы призываем: приходите к заведующему отделением, приходите к заместителю главврача, к главному врачу, изложите свою проблему, вам помогут. Но люди, даже не обратившись, начинают делать выводы: мне никто не хочет помочь. Если у человека температура, острое воспаление — это одно, в таком случае всегда можно сделать исследование вне очереди. Другой вопрос, когда пациент хочет пройти обследование, для которого нет показания. Меня что‑то тревожит, я хочу, чтобы вы мне сделали это и это. Есть нагрузка на лечебный персонал, есть трудовое законодательство. Мы не можем заставить специалиста выполнить три норматива по нагрузке. Он может это сделать во вред своему здоровью, но тогда ему надо заплатить за это.

«Врач должен думать о пациенте, а не о себе»

«Что такое медицина, я знаю с пеленок — родился, когда мои родители учились в медицинском институте. Они выпускники 1968 года — отец хирург, мама гинеколог, оба работали в Мазановском районе. И по отцовской линии, и по линии мамы многие родственники работали врачами. Так что в медицину я пошел осознанно. Были времена, когда мы зарплату вообще не получали по несколько месяцев. Кто‑то ушел из профессии, для меня такой вопрос никогда не стоял. В первую очередь врач должен думать о пациенте, а не о себе. Это основное правило. К тебе пришел человек с горем, с болью… И он должен быть уверен в твоей компетентности, что ты ему обязательно поможешь. Врач не должен позволить себе выразить и тени сомнения в этом. Он должен бороться за жизнь пациента несмотря ни на что. У меня принцип такой: не мы эту жизнь давали и не нам решать, жить этому человеку или нет. Ты должен сделать все, чему тебя научили, все, на что способен ты и твои коллеги. Нужно использовать все возможности в лечении пациента».

Глубинке нужны специалисты широкого профиля

Сельских врачей необходимо обучать смежным специальностям.

«Нагрузка на врача в Благовещенске и в любом районе отличается. Если человек работает в небольшом населенном пункте, он не принимает ежедневно по 30—40 человек. Но этот человек там очень нужен! И значит, нужно менять подход, учить его другим смежным специальностям, таким как невролог, окулист, кардиолог. Чтобы он мог при необходимости и перевязку больному сделать. А вы покажите мне, где сегодня этим занимаются? Мало где, и это не вина врачей. Нам нужно готовить специалистов широкого профиля».

Возрастная категория материалов: 18+