Юрий Смитюк. ТАССЮрий Смитюк. ТАСС

На расчетную орбиту не был доставлен метеорологический аппарат «Метеор-М 2-1» и еще 18 малых космических спутников. После того, как «Метеор» не вышел на связь с целевой орбиты, появились предположения, что либо он упал в Атлантический океан в районе Антарктиды, либо застрял на промежуточной орбите.

Возможен производственный брак

По данным предварительных отчетов, потеря аппарата могла быть спровоцирована технической неполадкой в агрегатах разгонного блока вследствие производственного брака. Случившаяся авария снова делает актуальным вопрос о системе контроля качества выпускаемой продукции.

— «Фрегаты» производятся и в интересах космических войск, но их сборка контролируется военным представительством на предприятии, они несут ответственность за его дальнейшую эксплуатацию, — уточнил источник в правительстве. — Для «Фрегатов» по заказу Роскосмоса есть только заводской контроль — как видно, недостаточный.

Во вторник ни в Роскосмосе, ни в Белом доме, ни в Кремле не спешили с прогнозами о перестановках в отрасли в связи с аварией.

Комплексную оценку работы НПО имени Лавочкина поручено дать независимой комиссии во главе с руководителем научно-технического совета госкорпорации Юрием Коптевым. Ее 28 ноября, в день аварии, распорядился создать Дмитрий Рогозин — для проверки выводов аварийной комиссией Роскосмоса.

Кадровые решения будут напрямую зависеть от итогов работы двух комиссий. Если версия с производственным браком, допущенным на предприятии, подтвердится, вопросы зададут гендиректору Сергею Лемешевскому и исполнительному директору по обеспечению качества и надежности Роскосмоса Андрею Калиновскому. Изготовленные ранее «Фрегаты» отправятся на переборку. В этом случае планы осуществить третий пуск «Союза» с космодрома 22 декабря придется скорректировать.

— Запущенный во вторник «Фрегат» изначально предназначался для вывода на орбиту другого космического аппарата, но после переноса пуска находился на ответственном хранении у изготовителя, — рассказал источник. — Есть вопросы к НПО имени Лавочкина.

Проблемы с «Фрегатами» в последнее время участились. Так, из-за засорения магистрали горючего в «разгоннике» с 7 на 26 декабря был перенесен запуск с Байконура ангольского спутника AngoSat 1.

Спутник искали военные

Утром в день запуска Госкомиссия под руководством первого замгендиректора Роскосмоса Александра Иванова дала добро на взлет ракеты. В 14.41 по амурскому времени «Союз-2» успешно стартовал. От ракеты-носителя последовательно отделились три ступени. В 14.51 прошло первое включение «Фрегата». Он должен был доставить «Метеор-М» с малыми спутниками на солнечно-синхронную орбиту на высоте около 800 километров. После первого включения «разгонника» вице-премьер Дмитрий Рогозин поблагодарил боевой расчет и сотрудников Восточного за добросовестную работу. И выразил уверенность, что в последующие годы количество пусков будет постепенно наращиваться, а космодром — достраиваться без задержек.

После этого ждать вывода спутника на орбиту Рогозин не мог, поскольку вертолет должен был улететь с космодрома до наступления темноты. О возникших проблемах вице-премьер узнал в Благовещенске, где проводил совещание с потенциальными подрядчиками второй очереди Восточного. Известно, что головной блок («разгонник» и спутник) был выведен на заданную промежуточную орбиту, но во время первого сеанса связи с «Метеором» не удалось установить связь «из-за отсутствия его на целевой орбите».

По горячим следам для выяснения причин создали аварийную комиссию, которую возглавил один из топ-менеджеров Роскосмоса. По словам источника «Коммерсанта», участвующего в расследовании, у специалистов нет телеметрических данных о втором включении маршевого двигателя «Фрегата». Оно должно было состояться через час после пуска «Союза».

Для поиска аппарата на орбите бросили все силы. Минобороны РФ пыталось обнаружить «Метеор» при помощи системы контроля космического пространства, а командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD), к которому российские специалисты обратились с просьбой о помощи, — собственными средствами. Однако найти спутник так и не удалось. По версии «Интерфакса», обломки трехтонного «Метеора» уже находятся на дне Атлантического океана. Руководитель компании «Главкосмос» Денис Лысков о коммерческом использовании ракет «Союз-2».

По данным официальных тендеров госзакупок, космический аппарат «Метеор-М» обошелся примерно в 1,65 миллиарда рублей, блок «Фрегат» — в 376,8 миллиона рублей, а ракета «Союз-2.1б» — примерно в 1,25 миллиарда рублей (в ценах 2012-2014 годов). Риски при запуске и летных испытаниях «Метеора» были застрахованы СОГАЗом и еще тремя страховыми компаниями из РФ на 2,6 миллиарда рублей.

Кремль ждет доклада от Роскосмоса

В Кремле не обладают информацией о причинах нештатной ситуации со спутником «Метеор-М» и ждут доклада от Роскосмоса, пишут «Известия». Об этом во вторник, 28 ноября, сообщил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Я не располагаю информацией, не думаю, что есть детальная информация о том, что же именно произошло и по какой причине. Мы ждем информации от наших соответствующих ведомств, в первую очередь от госкорпорации Роскосмос», — заявил представитель Кремля.

Виноват ли священник

Ответственность за неудачный запуск «Союза-2.1б» с космодрома Восточный лежит на благовещенском епископе Лукиане, который освящал ракету-носитель перед стартом. Об этом 28 ноября радиостанции «Говорит Москва» сообщил протодиакон Андрей Кураев, пишет «Лента.ру».

«Если человек нечто делает, а выходит плохо, то для него это вопрос задуматься, правильно ли он делает. Очень странно, что церковь вроде предоставляет услуги, но никогда не отвечает за качество этих услуг. В этом есть некоторая проблема», — цитирует Кураева сайт радиостанции.

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан освятил «Союз-2.1б» 27 ноября. Он же освящал «Союз-2.1а», который стартовал с Восточного в апреле 2016 года, это стало первым запуском с нового космодрома. Тогда его планировали на 27 апреля, но отложили на день. Из-за отсрочки президент России Владимир Путин объявил выговор вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

В спор с Андреем Кураевым вступил священник Благовещенской епархии Святослав Шевченко. Он назвал условием успешной работы техники «соработничество человека и Бога».

«Освящение машины не защитит от ДТП, если ты нарушаешь правила дорожного движения. Скажем так, если освятить машину с пустым бензобаком, она не заведется. Мы обращаемся к Богу с молитвами, но освящение не отменяет человеческого фактора, не отменяет и поломок. Мы крестим людей и не гарантируем, что они попадут в рай, венчаем и не говорим, что они точно не разведутся, это уже зависит от людей. Есть идея соработничества человека и Бога», — заявил отец Святослав.

По данным источника «Интерфакса», причиной аварии стал человеческий фактор: «Возникла ошибка в полетном задании ракеты-носителя и разгонного блока «Фрегат», в результате чего первый импульс был выдан не в той ориентации, которая необходима, поэтому разгонный блок вместе со спутником вошел в атмосферу и упал в Атлантический океан».

Возрастная категория материалов: 18+