• Фото: ntv.ru
  • Фото: ntv.ru

«Хождение по мукам» уже переносили на экран, и не раз. В 1977 году роль Дарьи исполнила Ирина Алферова, а Ивана Телегина сыграл Юрий Соломин, и именно этот телевизионный вариант лучше всего запомнился зрителю. Перед создателями новой версии стояла непростая задача: столь же грамотно вместить три полноценных романа в 12 серий и вновь пробудить в публике интерес к знакомой, даже если и полузабытой истории. И при этом не изменить современной российской риторике в отношении событий начала XX века — ее в полной мере выразили в своих сериалах по случаю столетнего юбилея революции Первый канал и «Россия 1».

Немцы, война, мятущаяся интеллигенция, пролетариат с ружьем, бери шинель — пошли домой, а также священник Гапон и Кровавое воскресенье. Правда, Толстой в своей трилогии не стал делать реальные исторические персоны центральными персонажами — в тексте присутствуют и условный Ленин, и вполне конкретный Сталин, однако внимание писателя сосредоточено на судьбах десятка вымышленных героев. Не стоит забывать и о том, какое влияние на первоисточник оказывали обстоятельства жизни графа — первую часть, «Сестры», он писал в эмиграции и мог себе позволить критический взгляд на воцарившийся в стране большевизм, а заканчивал трилогию уже в качестве «придворного» литератора Сталина. Сценарист «Хождения по мукам» Елена Райская вряд ли могла себе позволить следовать этим тенденциям, а потому отважно взялась не только за перо, но и за ножницы. Продюсеры любовно называли ее «соавтором Толстого».

И это «соавторство» чувствуется не сразу. Добрую половину первой серии проект смотрится как исключительно уважительная экранизация, для которой текст аккуратно спрессован в скрипт. Очень быстро становится понятно, что центральной фигурой фильма станет Дарья — Чиповская уверенно забирает первый план, по-настоящему вживаясь в эту роль. Снигирь уступает ей существенно, а Светлана Ходченкова и вовсе проигрывает вчистую — наряду с персонажем Павла Трубинера ее героиню приходится признать наиболее неудачной работой.

Зрителю, знакомому с романом, вообще непонятен ход мыслей режиссера, утвердившего Ходченкову на роль Елизаветы Киевны: вместо плохо справляющейся с течением жизни, но способной на искренние чувства молодой женщины нам показали истеричную гимназистку с дурацкой прической. Она то ненатурально клеймит самодержавие, то столь же неправдоподобно пытается соблазнить Телегина —автор сценария даже написала для этой героини дополнительные сцены. И не только: несмотря на то что формат сериала подразумевал существенное сокращение литературной канвы, «Хождение по мукам» основательно насытили моментами, якобы отражающими реалии смутного времени. Это заставило создателей фильма избавиться от ряда героев Толстого, а также поверхностно показать важные для сюжета моменты: писатель обращался к совести тех, кто прочтет его книгу, экранизация предпочитает уровень набора картинок.

Герои «Хождения по мукам» постоянно принимают пафосные позы, которые способны вызвать разве что улыбку по другую сторону экрана. Антон Шагин, к примеру, воплощает на экране поэта Алексея Бессонова (прототипом которого принято считать Блока) так манерно, что поверить в его власть над женщинами решительно невозможно.

В первых же сериях «Хождение по мукам» рисует нам Россию, которую мы потеряли. 

Для пущего антуражу актер декламирует стихи собственного сочинения — при всем уважении к его таланту, на поэзию начала прошлого столетия они не тянут. Леонид Бичевин, которому досталась роль Телегина, изображает не переживающего душевный перелом патриота-интеллигента, а потомственного мещанина, которому и нужно только, чтобы его оставили, наконец, в покое. Впрочем, в случае с этим персонажем «постаралась» и сценарист, уничтожив профессиональную сторону жизни Ивана Ильича — его так торопятся нарядить в шинель и отправить в окопы, что до этого инженер как бы и не жил.

Невнятный герой получился у Андрея Мерзликина, герой Александра Яценко интересен, но у него мало пространства. Наблюдать за происходящим в меру любопытно, но в себя сериал не затягивает — между героями постоянно кипят ураганные страсти, они разговаривают исключительно на повышенных тонах, рыдают и палят в потолок из огнестрельного оружия. Сцена разгона бастующих рабочих, например, снята так, чтобы зритель не ощутил ничего, кроме растущего раздражения. Зато в ее концовке камера красиво поднимается над площадью, над которой в выверенных позах лежат убитые.

Войну Худяков и вовсе снимает по канонам сериалов о Второй мировой, не обходясь без идиотского наступления в полный рост на пулеметы, к которым прикованы немецкие солдаты, без пылающих огнеметчиков и концентрационных лагерей а-ля Дахау. Германцы привычно выглядят фашистскими захватчиками, хотя события описываемой войны отнюдь не так однозначны: в бессмысленную мясорубку ввязались сразу несколько европейских государств, включая Россию, которые на патриотическом подъеме сломали себе шею. Режиссер не показывает масштабы катастрофы, а пичкает зрителя локальными сражениями. Этим, конечно, занимался и Толстой, но в его повествовании нет этого отчаянного героизма русского воина, который, правда, почему-то вскоре покинет фронт и направит винтовку на того, кто ему ее выдал. Возвращаясь в еще не охваченные революционным хаосом города, постановщик со вкусом описывает мещанский быт — и даже в госпитале у него все ходят чистенькие и отутюженные, слегка зажимая пальцами нос.

Если сериалы «Троцкий» и «Демон революции» были просто поверхностны, то проект НТВ и вовсе предполагает наличие у зрителя достаточного объема знаний о том, кто в кого выстрелил в Сараеве и причем тут отречение от престола Николая Кровавого.

Пролетариат, конечно, понемногу начинает хаметь, но пока достаточно пары пощечин, нанесенных девичьей рукой, чтобы поставить маргинала на место. Даже любопытно, как пойдет дело, когда экранизация доберется до третьей книги, напичканной восторженными ожиданиями от мудрого правления товарища Джугашвили. В первых же сериях «Хождение по мукам» рисует нам Россию, которую мы потеряли. Конечно, кто-то там маленько недоедал, но это еще не повод отбирать дома, наряды и билеты в Ниццу у тех, кто имеет на все это право по рождению.

В итоге зритель получает не совсем переложение трилогии Толстого, а скорее некое не очень связное рассуждение на тему событий, положенных в ее основу. Для того чтобы понимать, что творится между персонажами, нужно предварительно прочитать книгу. В какой-то степени, конечно, это полезное свойство сериала, но все же так беспощадно вытаскивать из сюжета несущие балки не стоило. Излишняя истеричность экранного повествования вызывает неприятные ощущения. В трейлерах это смотрелось уместно, ведь в «Хождении по мукам» достаточно моментов крайнего напряжения, но находиться в нем на протяжении всего просмотра сможет не каждый. Историческая составляющая на поверку оказывается фиктивной. Если сериалы «Троцкий» и «Демон революции» были просто поверхностны, то проект НТВ и вовсе предполагает наличие у зрителя достаточного объема знаний о том, кто в кого выстрелил в Сараеве и причем тут отречение от престола Николая Кровавого. Прибавьте к этому еще и нарочитую театральность большинства сцен — актриса Снигирь, заламывая руки, последовательно лишает свою героиню шансов на сочувствие публики. «Хождение по мукам» стоит смотреть хотя бы из-за работ Чиповской и Яценко, но в общем и целом можно сказать: задачу, поставленную к юбилею переворота 1917 года, российские телеканалы скорее провалили, нежели выполнили. Очень вероятно, что сложившееся отношение к событиям прошлого века пора пересматривать — этого не могут политики, зато могут художники.

Возрастная категория материалов: 18+