http://www.ampravda.ru/subscription
Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №144 (28611) от 12 декабря 2017 года
Издается с 24 февраля 1918 года
13 декабря 2017,
среда

Революция поз: сериал «Хождение по мукам» как вольное переложение романа Алексея Толстого

Кино

На НТВ с понедельника показывают проект «Хождение по мукам» — четвертая кнопка выдержала значительную паузу, позволив другим федеральным каналам драться за зрителя одновременно вышедших «революционных» проектов. Экранизацию трилогии Алексея Толстого в анонсах амбициозно называли главной телевизионной премьерой года, делая упор на солидный бюджет и подбор актеров: главных героинь, сестер Булавиных, сыграли Анна Чиповская и Юлия Снигирь, и на втором плане тоже немало известных имен. Режиссером многосерийного фильма выступил Константин Худяков — опытный сериальщик, не раз обращавшийся к исторической тематике. Проект обещал выйти за рамки привычного «мыла», воссоздавая Россию в беде, описанную человеком, получившим за это Сталинскую премию и неофициальный статус «красного графа».

  • Фото: ntv.ru
  • Фото: ntv.ru

«Хождение по мукам» уже переносили на экран, и не раз. В 1977 году роль Дарьи исполнила Ирина Алферова, а Ивана Телегина сыграл Юрий Соломин, и именно этот телевизионный вариант лучше всего запомнился зрителю. Перед создателями новой версии стояла непростая задача: столь же грамотно вместить три полноценных романа в 12 серий и вновь пробудить в публике интерес к знакомой, даже если и полузабытой истории. И при этом не изменить современной российской риторике в отношении событий начала XX века — ее в полной мере выразили в своих сериалах по случаю столетнего юбилея революции Первый канал и «Россия 1».

Немцы, война, мятущаяся интеллигенция, пролетариат с ружьем, бери шинель — пошли домой, а также священник Гапон и Кровавое воскресенье. Правда, Толстой в своей трилогии не стал делать реальные исторические персоны центральными персонажами — в тексте присутствуют и условный Ленин, и вполне конкретный Сталин, однако внимание писателя сосредоточено на судьбах десятка вымышленных героев. Не стоит забывать и о том, какое влияние на первоисточник оказывали обстоятельства жизни графа — первую часть, «Сестры», он писал в эмиграции и мог себе позволить критический взгляд на воцарившийся в стране большевизм, а заканчивал трилогию уже в качестве «придворного» литератора Сталина. Сценарист «Хождения по мукам» Елена Райская вряд ли могла себе позволить следовать этим тенденциям, а потому отважно взялась не только за перо, но и за ножницы. Продюсеры любовно называли ее «соавтором Толстого».

И это «соавторство» чувствуется не сразу. Добрую половину первой серии проект смотрится как исключительно уважительная экранизация, для которой текст аккуратно спрессован в скрипт. Очень быстро становится понятно, что центральной фигурой фильма станет Дарья — Чиповская уверенно забирает первый план, по-настоящему вживаясь в эту роль. Снигирь уступает ей существенно, а Светлана Ходченкова и вовсе проигрывает вчистую — наряду с персонажем Павла Трубинера ее героиню приходится признать наиболее неудачной работой.

Зрителю, знакомому с романом, вообще непонятен ход мыслей режиссера, утвердившего Ходченкову на роль Елизаветы Киевны: вместо плохо справляющейся с течением жизни, но способной на искренние чувства молодой женщины нам показали истеричную гимназистку с дурацкой прической. Она то ненатурально клеймит самодержавие, то столь же неправдоподобно пытается соблазнить Телегина —автор сценария даже написала для этой героини дополнительные сцены. И не только: несмотря на то что формат сериала подразумевал существенное сокращение литературной канвы, «Хождение по мукам» основательно насытили моментами, якобы отражающими реалии смутного времени. Это заставило создателей фильма избавиться от ряда героев Толстого, а также поверхностно показать важные для сюжета моменты: писатель обращался к совести тех, кто прочтет его книгу, экранизация предпочитает уровень набора картинок.

Герои «Хождения по мукам» постоянно принимают пафосные позы, которые способны вызвать разве что улыбку по другую сторону экрана. Антон Шагин, к примеру, воплощает на экране поэта Алексея Бессонова (прототипом которого принято считать Блока) так манерно, что поверить в его власть над женщинами решительно невозможно.

В первых же сериях «Хождение по мукам» рисует нам Россию, которую мы потеряли. 

Для пущего антуражу актер декламирует стихи собственного сочинения — при всем уважении к его таланту, на поэзию начала прошлого столетия они не тянут. Леонид Бичевин, которому досталась роль Телегина, изображает не переживающего душевный перелом патриота-интеллигента, а потомственного мещанина, которому и нужно только, чтобы его оставили, наконец, в покое. Впрочем, в случае с этим персонажем «постаралась» и сценарист, уничтожив профессиональную сторону жизни Ивана Ильича — его так торопятся нарядить в шинель и отправить в окопы, что до этого инженер как бы и не жил.

Невнятный герой получился у Андрея Мерзликина, герой Александра Яценко интересен, но у него мало пространства. Наблюдать за происходящим в меру любопытно, но в себя сериал не затягивает — между героями постоянно кипят ураганные страсти, они разговаривают исключительно на повышенных тонах, рыдают и палят в потолок из огнестрельного оружия. Сцена разгона бастующих рабочих, например, снята так, чтобы зритель не ощутил ничего, кроме растущего раздражения. Зато в ее концовке камера красиво поднимается над площадью, над которой в выверенных позах лежат убитые.

Войну Худяков и вовсе снимает по канонам сериалов о Второй мировой, не обходясь без идиотского наступления в полный рост на пулеметы, к которым прикованы немецкие солдаты, без пылающих огнеметчиков и концентрационных лагерей а-ля Дахау. Германцы привычно выглядят фашистскими захватчиками, хотя события описываемой войны отнюдь не так однозначны: в бессмысленную мясорубку ввязались сразу несколько европейских государств, включая Россию, которые на патриотическом подъеме сломали себе шею. Режиссер не показывает масштабы катастрофы, а пичкает зрителя локальными сражениями. Этим, конечно, занимался и Толстой, но в его повествовании нет этого отчаянного героизма русского воина, который, правда, почему-то вскоре покинет фронт и направит винтовку на того, кто ему ее выдал. Возвращаясь в еще не охваченные революционным хаосом города, постановщик со вкусом описывает мещанский быт — и даже в госпитале у него все ходят чистенькие и отутюженные, слегка зажимая пальцами нос.

Если сериалы «Троцкий» и «Демон революции» были просто поверхностны, то проект НТВ и вовсе предполагает наличие у зрителя достаточного объема знаний о том, кто в кого выстрелил в Сараеве и причем тут отречение от престола Николая Кровавого.

Пролетариат, конечно, понемногу начинает хаметь, но пока достаточно пары пощечин, нанесенных девичьей рукой, чтобы поставить маргинала на место. Даже любопытно, как пойдет дело, когда экранизация доберется до третьей книги, напичканной восторженными ожиданиями от мудрого правления товарища Джугашвили. В первых же сериях «Хождение по мукам» рисует нам Россию, которую мы потеряли. Конечно, кто-то там маленько недоедал, но это еще не повод отбирать дома, наряды и билеты в Ниццу у тех, кто имеет на все это право по рождению.

В итоге зритель получает не совсем переложение трилогии Толстого, а скорее некое не очень связное рассуждение на тему событий, положенных в ее основу. Для того чтобы понимать, что творится между персонажами, нужно предварительно прочитать книгу. В какой-то степени, конечно, это полезное свойство сериала, но все же так беспощадно вытаскивать из сюжета несущие балки не стоило. Излишняя истеричность экранного повествования вызывает неприятные ощущения. В трейлерах это смотрелось уместно, ведь в «Хождении по мукам» достаточно моментов крайнего напряжения, но находиться в нем на протяжении всего просмотра сможет не каждый. Историческая составляющая на поверку оказывается фиктивной. Если сериалы «Троцкий» и «Демон революции» были просто поверхностны, то проект НТВ и вовсе предполагает наличие у зрителя достаточного объема знаний о том, кто в кого выстрелил в Сараеве и причем тут отречение от престола Николая Кровавого. Прибавьте к этому еще и нарочитую театральность большинства сцен — актриса Снигирь, заламывая руки, последовательно лишает свою героиню шансов на сочувствие публики. «Хождение по мукам» стоит смотреть хотя бы из-за работ Чиповской и Яценко, но в общем и целом можно сказать: задачу, поставленную к юбилею переворота 1917 года, российские телеканалы скорее провалили, нежели выполнили. Очень вероятно, что сложившееся отношение к событиям прошлого века пора пересматривать — этого не могут политики, зато могут художники.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Как в последний раз: рецензия на новый молодежный триллер «Счастливого дня смерти»Как в последний раз: рецензия на новый молодежный триллер «Счастливого дня смерти»
Надоело жить в Рязани: рецензия на фильм «Легенда о Коловрате» с Алексеем СеребряковымНадоело жить в Рязани: рецензия на фильм «Легенда о Коловрате» с Алексеем Серебряковым
Зубы дракона: рецензия на боевик «Иностранец» с Джеки Чаном и Пирсом Броснаном
Медицина здесь бессильна: рецензия на новый триллер «Коматозники» с Эллен Пейдж
Всё, что было до тебя: рецензия на новый триллер «Снеговик» с Майклом Фассбендером
Ворваться в городок: рецензия на новый фильм Джорджа Клуни «Субурбикон» с Мэттом Дэймоном
Материнский капитал: рецензия на новый кинокомикс «Лига справедливости» с Беном Аффлеком
Кондуктор не спешит: рецензия на новый фильм «Убийство в Восточном экспрессе» с Джонни Деппом
Прибытие бронепоезда: рецензия на сериал «Троцкий» Первого канала
Дитя без глазу: рецензия на новый кинокомикс «Тор: Рагнарёк» с Крисом Хемсвортом

Фото: ntv.ruФото: ntv.ruФото: ntv.ruФото: ntv.ru
Гороскоп на 13 декабря: Козероги сделают ответственный шаг, а Тельцы подтвердят звание оригиналовСоветы
Амурские медвежата Миша и Маша вырыли берлогу в сафари-паркеЖивотные
Три амурских студента выиграли гранты на 600 тысяч рублей от РосмолодежиОбщество
Амурские юмористы взяли бронзу Международной телевизионной лиги КВНОбщество
Появилась единая база данных о новых предприятиях на Дальнем ВостокеЭкономика
Гороскоп на 12 декабря: Ракам захочется покататься на коньках, а Девы начнут решать дела близкихСоветы

Читать все новости

http://fartov.org/

Кино

Как в последний раз: рецензия на новый молодежный триллер «Счастливого дня смерти» Как в последний раз: рецензия на новый молодежный триллер «Счастливого дня смерти»
Надоело жить в Рязани: рецензия на фильм «Легенда о Коловрате» с Алексеем Серебряковым
Зубы дракона: рецензия на боевик «Иностранец» с Джеки Чаном и Пирсом Броснаном
Медицина здесь бессильна: рецензия на новый триллер «Коматозники» с Эллен Пейдж
Всё, что было до тебя: рецензия на новый триллер «Снеговик» с Майклом Фассбендером
Система Orphus