• Фото: Юрий Гафаров

Совместная программа реализуется в области уже три года. За это время на сохранение краснокнижника потрачено более двадцати миллионов рублей. Вчера экологи получили от федеральной сетевой компании еще два с половиной миллиона рублей. Деньги будут потрачены на исследования и обобщение опыта. На подведении итогов совместного проекта, посвященного сохранению и повышению популяции дальневосточного аиста, побывали корреспонденты АП.

Противоаистиные ежи и гнездовые площадки

У безобидного на первый взгляд ежика с длинными иголками из пластиковых труб довольно серьезная миссия. Устройство, которое разработали амурские энергетики и экологи, защищает электропровода от повреждений, а аистов от неминуемой смерти. Противоприсадный еж не позволит свить в этом небезопасном месте гнездо. Зато в другом  краснокнижника ждет новая квартира. Правда, с черновой отделкой.

Опоры ФСК. Фото: Анна Барма,WWF России

С 2014 года ФСК ЕЭС проводит работы по созданию защитных сооружений, предотвращающих гибель птиц на высоковольтных линиях.  За это время на природоохранные цели потрачено более двадцати миллионов рублей. Установлено около четырех   тысяч отпугивающих устройств и гнездовых платформ.  В 2017 году на установку свыше 1300 устройств потрачено шесть миллионов.

300

аистиных гнезд, согласно учету общественной экологической организации АмурСоЭС, находятся в Амурской области.  Учитываются только размножающиеся пары. Если прибавить к этому трех аистят (среднее количество приносимого потомства), то это более тысячи особей

 — 20 % из всех отключений электроэнергии связано с жизнедеятельностью птицы, —  замечает заместитель главного инженера ПАО «ФСК ЕЭС» Сергей Парубченко. —  Остальное — пожары и грозы.  На моей памяти было два случая, когда аисты погибли. Мы несем большие затраты на восстановительные работы. Необходимо найти это место, которое, как правило, находится далеко от мест нашего базирования, пригнать туда технику, рабочую бригаду. Три года назад мы получили от амурского филиала Всемирного фонда дикой природы карты с местами обитания дальневосточного аиста. С тех пор мы прогнозируем, какие участки линий мы можем перекрыть, чтобы не допустить заселения аистов на опоры. На основании этого мы закупаем отпугивающие устройства и монтируем их до прилета редкой птицы. Как правило, это первый квартал года. Помимо того, что мы не даем им селиться на опорах, мы строим выносные безопасные площадки для их гнездования.  На сегодняшний день уже обустроено 42 таких площадки, которые на девяносто процентов уже заселены.

Такой вариант устраивает энергетиков, потребителей и самих виновников торжества. Последние несколько лет в Приамурье идет рост популяции дальневосточного аиста.

— Территория, на которой размножаются дальневосточные аисты, наиболее освоена человеком и испытывает сильнейшую антропогенную нагрузку, — заявляет директор амурского филиала WWF России Петр Осипов. — Эта редкая птица гнездится и выводит потомство в бассейне Амура. Все меньше становится высоких деревьев, пригодных для строительства массивных гнезд (весом 200—500 килограммов и диаметром два с половиной метра), и в то же время все больше возводится ЛЭП. В качестве альтернативы аисты нередко выбирают линии электропередачи для строительства гнезд.  Это грозит неполадками на электролиниях, а для аиста может закончиться смертью. Очень важно, что в ПАО «ФСК ЕЭС» понимают эту проблему и стараются решать ее комплексно.

Птицезащитное устройство на опоре ЛЭП ФСК. Фото: Анна Барма, WWF России.

Выделенные два с половиной миллиона пойдут на исследования, которые проведут совместно амурский филиал WWF России и региональное отделение РГО. На выходе экозащитники приготовят рекомендации по защите аиста при взаимодействии с сетевой инфраструктурой. Вкладом в сохранение аиста станет оценка социально-экономических и природных условий мест обитания.  Будут созданы новые карты гнездовых плотностей, по которым определят, в каком месте необходимо ставить отпугивающие ежи и платформы для жилых домов краснокнижников.

Аиста возьмет под защиту РГО

— Сохранение редких видов — отдельное большое направление деятельности Русского географического общества, — считает председатель Амурского областного отделения РГО Геннадий Илларионов. — Дальневосточный аист станет десятым видом, попавшим под опеку РГО. Мы уже второй год осуществляем масштабный проект — комплексное изучение бассейна Амура. Территорией нашего исследования также являются и участки, прилегающие к местам обитания дальневосточного аиста.

Фото: Юрий Гафаров, WWF России.

По словам руководителя АмурСоЭС Юрия Гафарова, такая защита дала свои результаты.  Снизилось количество аварий, виновниками которых стали птицы. Если в 2014 году ФСК озвучивала двадцать биоповреждений, то в 2017-м их было шесть. «Сейчас наблюдается рост количества аистов, которые гнездятся на опорах ЛЭП.  Из 150 гнезд по южным районам области около 60 свиты на опорах —  и их количество растет. И это по одной причине — больше негде гнездиться.

Опыт амурчан станет очень полезным не только на Дальнем Востоке. Биоповреждения — одна из серьезных причин аварийности во всем мире. Гибнут крупные хищные птицы и редкие виды. Защитить их от линий электропередачи —  весомый вклад в охрану не только российской природы.

Аист расширяет ареал и летит на север

Юрий Гафаров, руководитель АмурСоЭС:

— Если говорить о динамике вида, то десять лет назад, когда мы начали работу по сохранению аиста, на наших модельных участках, а это три заказника (Муравьевский, Березовский и Амурский), количество размножающихся пар увеличивалось. В 2014 году, после масштабного наводнения, популяция выросла в два раза. Последние годы мы наблюдаем не только прибавление, но и расширение ареала редкой краснокнижной птицы. Аисту становится тесно, и он летит гнездиться на север и северо-запад, начинает занимать новые места обитания. То, что аист стал активно селиться на ЛЭП, —  это явление последних лет. Существует много территорий, где есть хорошие кормовые условия: реки и болота, но нет пригодных деревьев. В связи с рубками и пожарами их остается все меньше. И линии электропередачи становятся единственным местом, где крупная птица, вес которой около четырех килограммов, а размах крыльев достигает двух метров, может свить гнездо. В том, что аист заселяет опоры ЛЭП, есть и свои плюсы. Это повышает вероятность выживания этого вида и способность занимать новые территории. Но,  с другой стороны, это проблема для энергетиков и опасность для птиц. Поэтому мы пытаемся решать ее комплексно.

Амурские хранители аистиных гнезд защищают своих подопечных и от других бед. Проводят противопожарную обработку деревьев, на которых располагаются гнезда. В начале 2018 года по просьбе АмурСоЭС дирекция ООПТ должна установить шесть опор на территории Муравьевского заказника, по пять опор —  в Амурском и Березовском.

Птичье реалити-шоу

В плане дальнейшего изучения символа Амура экологи намечают в 2018 году поставить несколько камер на аистиные гнезда и запустить онлайн-трансляцию. В первую очередь это позволит наблюдать за биологией птицы: сколько она ест, сколько корма приносит птенцам. Этот вопрос до сих пор недостаточно изучен. С другой стороны — это красивая картинка, которую можно показать людям. Ведь аист  символизирует не только приход весны и новой жизни, но и счастье, долголетие, целомудрие, детородность. Он приносит людям благую весть.

4000

особей дальневосточного аиста насчитывается в мире. 1000 — в Амурской области

— Такая практика есть во всем мире, — добавляет Юрий Маратович. — Камеры ставятся над гнездами  черных и белых аистов, а также хищных птиц. У дальневосточных аистов это будет впервые. Одну камеру мы поставим на гнездо опоры ЛЭП, вторую на — дерево. Для сравнения. В следующем году совместно с коллегами из КНР, которые плотно занимаются аистами на своей территории, мы планируем поучаствовать в программе мечения аистов спутниковыми передатчиками. Планируем повесить около сотни передатчиков на птиц в разных частях дальневосточного ареала. Нам важно понять, куда они летят, как они перемещаются.

Датчики слежения повесят на молодых птенцов. Китайская сторона готова предоставить сотню трекеров, которые будут работать в течение трех лет. 

— На российской стороне хорошо отработаны биотехнические и полевые исследования этой краснокнижной птицы, — замечает Петр Осипов. — У китайцев — метод спутникового мечения. Они лучше нас знают, как аисты летают, а мы лучше их изучили биологию птицы. Мы пытаемся совместить наши знания в единое целое. Уже сейчас мы получили интересные сведения, что аисты, рожденные на территории Северного Китая,  перед тем как лететь на юг на зимнюю миграцию, докармливаются на российской стороне. Это говорит о том, что в Китае  недостаточная кормовая база.

Нам важно знать, что еще нужно сделать для благополучия этого вида и наметить, как еще мы можем защитить этих редких птиц на всей части ареала России и Китая.

Помимо трекеров, птенцов будут кольцевать традиционным способом. Кольца наденут на аистят, родившихся в гнезде на опорах ЛЭП. У природозащитников есть предположение, что на линиях электропередачи гнездятся те особи, которые сами выросли на них.  У такого метода слежения есть свои преимущества: датчик работает три года, а кольцо с номером птица будет носить всю жизнь.  Мечение аистят пройдет в начале июня 2018 года, а сам следующий год экологи планируют назвать Годом дальневосточного аиста.

Возрастная категория материалов: 18+