Фото: Архив АПФото: Архив АП

Сергей Михайлович всю свою жизнь посвятил служению Родине — сначала в рядах Вооруженных сил, а уйдя в запас, на общественной работе. Он объединил все поисковые движения Приамурья ради одной цели — установления имен и увековечивания памяти воинов, погибших на территории Китая во время Русско-японской войны, и советских солдат, которые полегли на полях сражений уже Второй мировой — на территории сопредельного Китая и под Волгоградом.

Большой гуманист

Он был своим человеком в Амурском областном краеведческом музее имени Новикова-Даурского, которому подарил множество экспонатов военной тематики и, по сути, написал полновесную историю маньчжурских событий.

— Вся война августа 45‑го года благодаря Сергею Михайловичу была по‑новому написана и осознана. До него по существу, оказывается, даже мы, музейщики, мало что знали о войне с милитаристской Японией — не было никаких источников. Сергей Михайлович проделал грандиозную работу, восстановив те события подробно, во всех деталях, по каждому воинскому соединению, каждому бою. Это настоящее историческое открытие, учитывая все источники, которые он нам дал, и архивные материалы, которые нам привез. Все, что он сделал, для меня это похоже на подвиг. Он один за несколько лет успел сделать то, что обычно делается коллективами и десятилетиями.

Сергей Орлов показывал военную историю через судьбы человеческие, через боль тех людей, кто не дождался с войны своих родных. Всю поисковую работу мест захоронений солдат, воскрешение имени каждого погибшего — не важно, офицер это или простой солдат, он воспринимал как долг свой личный.

— Сергей Михайлович все через себя пропускал. Это был еще и большой гуманист. Для меня его уход из жизни — это большое потрясение. Сейчас главное — ни в коем случае не остановиться, — выразила мнение всего сообщества музейных работинков Елена Пастухова.

Дар дипломата

С тех пор как в 2008 году стартовал народный проект «Историческая память Приамурья», Сергей Орлов проехал и прошел сотни километров победным маньчжурским маршрутом советских солдат. Он вел переговоры и наводил мосты с китайскими властями, разрабатывал международные поисковые маршруты. Он обладал редким даром дипломата и мог договориться о многом. Благодаря ему был проложен интереснейший военно-исторический тур в Китае по местам боев 2‑й Краснознаменной армии, в том числе на крепость Шеньшань. До этого военное сооружение, возведенное еще японскими милитаристами, было засекречено. А сегодня на уникальных объектах российские и китайские школьники проводят военно-патриотические игры.

Сергей Орлов привлекал к поисковой работе историков, археологов, медицинских экспертов, общественников, студентов, журналистов — всех неравнодушных. «Давайте объединим усилия, — призывал Сергей Михайлович, — у каждого есть информационный «кусочек». Вместе мы быстрее соберем воедино всю разрозненную информацию о подвигах отцов и дедов, чтобы как можно полнее восстановить героические события тех лет для наших потомков».

Друзья, соратники по поисковой работе называют Сергея Орлова человеком-легендой  и говорят: «Это была личность всероссийского масштаба. Его уход из жизни — это большая утрата не только для Амурской области, но и для всей страны. 

Он был интереснейший собеседник и обладал энциклопедическими знаниями. Военная история — это его конек. Мог часами в мельчайших подробностях рассказывать о том, что происходило на дальневосточном театре военных действий. Помню совместные поездки по китайским поселкам и городам, где много наших братских могил. Тогда Сергей Михайлович по договоренности с китайской стороной проверял, как в провинции Хэйлунцзян приводят в порядок за российские деньги наши воинские захоронения.

— Только в районе поселка Сиганцзы полегло около 200 советских солдат. Наши войска подошли сюда 12 августа, а взяли поселок только 20‑го. Восемь дней штурмовали. Из японской бригады — это около 10 тысяч человек — в плен сдалось меньше половины, — рассказывал Сергей Михайлович, подкрепляя слова конкретными цифрами. А мы удивлялись, как он держал все в уме: названия китайских деревень — старые и новые, даты, номера боевых подразделений, фамилии командиров — наших и японских, подробности боестолкновений…

«Труженик был еще тот!»

— Когда мы были в первой экспедиции в Китае в районе города Мудацзян, там нам приходилось неоднократно подниматься на гору Хашао, — вспоминает Владимир Федорук, который участвовал вместе с Орловым в нескольких поисковых экспедициях. — В переводе это название означает «горящая гора». Там очень крутой подъем. У Сергея Михайловича больные ноги, мы видели, насколько ему было тяжело подниматься пешком вверх. Мы пытались его как‑то поберечь, остановить, чтобы он с нами не поднимался лишний раз. Но это далеко не всегда удавалось. Было тяжело, он отставал от нас, но шел вперед. Труженик был еще тот!

У Сергея Орлова были налажены тесные контакты в Министерстве обороны РФ, государственном военном архиве. Каждую экспедицию он готовил очень основательно. Изучив все возможные документы, он рисовал схемы боестолкновений с обозначениями, где какое количество людей погибло.

Прощание состоится в Благовещенском кафедральном соборе на Релочном  с 11 до 13 часов дня.

— Иногда моделируя ситуацию, ту обстановку, которая была на поле боя, Сергей Михайлович говорил: «тут не могло быть пулеметное гнездо», или «там никак не могли оказаться самоходные орудия, которые обозначены на архивных схемах», — вспоминает уже волгоградскую экспедицию Владимир Федорук. — И потом во время раскопок догадки Орлова подтверждались.

«Для всех историков и поисковиков очень большая потеря»

— Мы познакомились с Сергеем Михайловичем в 2014 году, когда он организовал первую международную экспедицию в рамках проекта «Вахта памяти». Это полностью его инициатива, его идея была, — вспоминает директор Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области Денис Волков. — И на следующий год в мае мы впервые вместе работали в полевых условиях, бок о бок в тайге, потом создали совместно книгу по этому проекту. Это кладезь исторической информации. Ни одна встреча с Сергеем Михайловичем не проходила скоротечно. Всегда, когда мы собирались обсудить рабочие вопросы, они переходили в многочасовую дискуссию. Для всех историков, поисковиков очень большая потеря. Я до сих пор пребываю в непонятном состоянии. Тяжело очень... Ему не раз говорили: «Сергей Михайлович, вы знаете столько, что могли бы написать не одну докторскую диссертацию, не говоря уже о кандидатской». Он с улыбкой отвечал: «Я не ученый, знаниями своими поделиться готов, но я призван заниматься другим делом». И он отдал этому делу жизнь.

Прощание состоится в православном соборе

Сергей Орлов скончался в понедельник, 4 декабря, в клинике им. Вишневского в Москве, куда он ездил в надежде на передовые методики лечения онкологического заболевания. Грозный диагноз для Сергея Михайловича, который был полон планов на будущее и готовил новые поисковые экспедиции в КНР и Волгоград, стал откровением. По словам близких, диагноз поставили уже на поздней стадии, когда даже светила российской медицины не смогли ничем помочь. Он ушел из жизни в семь часов вечера по амурскому времени. Печальное известие родным и Герою Советского Союза генералу Юрию Кузнецову, с которым Сергея Михайловича связывала давняя дружба, сообщила дочь Ольга, сопровождавшая отца на лечение в Москву. Вчера тело известного амурчанина доставили из Москвы в Амурскую область военным бортом. Все организационные вопросы по доставке и расходы взяло на себя Министерство обороны России.

Сергей Михайлович был человеком православным, и в последний путь его проводят в сегодня, 8 декабря, по христианским традициям. Прощание состоится в Благовещенском кафедральном соборе на Релочном. В 11 часов — отпевание, в 13 часов вынос.

Соболезнования выразил губернатор

Свои глубокие соболезнования семье, родным, близким и соратникам Сергея Михайловича Орлова выразил губернатор Амурской области Александр Козлов:

— Трудно поверить, что оборвалась жизнь у такого энергичного, доброжелательного, полного идей и оптимизма человека. Человека, который посвятил себя служению Родине в рядах Вооруженных сил, а уйдя в запас — общественно-политической работе. Человека, который так много сделал для установления имен воинов, погибших во время Русско-японской войны и Второй мировой войны на территории Китая, и увековечивания их памяти. Для Амурской области безвременный уход Сергея Михайловича станет невосполнимой утратой. Приложим все усилия для продолжения дела, которому Сергей Михайлович посвятил последние годы жизни. Вечная память.