Выигрышная стратегия

Намерение реструктуризировать долги перед федеральной казной — ключевой момент амурского бюджета следующего года. Хотя, с одной стороны, использование заемного капитала — это основной драйвер роста экономики в современном мире: таким инструментом пользуются как частные компании, так и целые государства. (Достаточно вспомнить США с их громадным государственным долгом и самой мощной экономикой в мире, стабильно показывающей очень хорошие темпы экономического роста). Но с другой стороны — в условиях стагнации в экономике приходится жить по средствам: не наращивать долги, а наоборот, погашать их, отмечает Денис Пинигин.

Снижать долговую нагрузку можно двумя путями – либо форсировано погашать долги, либо реструктуризировать их, договариваясь с кредиторами об изменении графика платежей. Амурская область предпочла второй вариант, выбрав альтернативу ускоренному погашению долгов. Изменение графика выплат – как процентов по долгу, так и сумм, предназначенных к его погашению — позволило области сохранить объем расходов бюджета. В том числе, и на социальные нужды.

Социалку не урезали

На погашение долгов уходит профицит казны. Уже в этом, 2017 году, областной бюджет был запланирован и исполняется с профицитом. Мера вынужденная, так как к 1 января 2018 года госдолг нужно снизить на 3,5 миллиарда рублей. В связи с этим регион направляет часть своих налоговых поступлений на расчеты по долговым обязательствам с кредитными организациями и федеральным бюджетом.

Чтобы достичь профицита, казне приходится идти на сокращение расходов. Но выбор статей, которые можно урезать, не так велик. Федеральное законодательство закрепило для субъектов те расходы, секвестировать которые регионы не в праве. К ним относятся дорожный фонд, взносы на неработающее население фонду обязательного медицинского страхования, дотации и субвенции местным бюджетам. В Амурской области эти статьи составляют 55 процентов объема расходов казны — это сумма в 22,7 миллиарда рублей.

Бюджет области исторически в довольно большой степени социально ориентирован. Например, в 2017 году, учитывая ежегодный рост тарифов и повышение цен, была возобновлена индексация социальных выплат, пособий и мер социальной поддержки, приостановленная с 2014 года. Амурская казна постоянно наращивает социальные расходы — в сфере образования, медицинского обслуживания, организации детсадов и так далее.

Есть и масштабные инфраструктурные инвестиции. Скажем, за счет средств дорожного фонда, предусмотренного на 2017 год в сумме 5,6 миллиарда рублей, отремонтировано 154,5 километра автодорог, обустроено порядка 8 километров тротуаров, освещено 13 километров улично-дорожной сети, обустроены площадки для автобусных остановок, установлено 12 светофоров. Также завершены работы по ремонту 164,5 километров автомобильных дорог и 263 погонных метров мостов.

Правильная логика властей Амурской области

На остальные расходы направлено 18,8 миллиарда рублей — это не весь объем потребности, поясняет эксперт. «Сохранение высокого уровня социальных выплат и инфраструктурных расходов – это, конечно, хорошо, кто бы спорил. Всем приятно улучшение уровня жизни. Однако с точки зрения экономики решения должны быть оправданы, — говорит Денис Пинигин и вспоминает, как в 90-е годы на всероссийский референдум пытались вынести вопрос о повышении заработной платы. — Конечно, такой закон было бы можно принять, но он бы никогда не заработал – откуда деньги-то? Поэтому с точки зрения законов экономических логично полагаться не на политические заявления, а именно на соображения, за счет чего и каким образом будет расти благосостояние».

Так как реструктуризация — это не прощение долгов (ведь их погашение растянется на более долгий срок и тяжесть выплат упадет на следующие поколения), значит нужно понимать, как сегодняшние решения помогут заработать потом. Иными словами, как текущий рост расходов бюджета за счет реструктуризации долга поможет увеличить эти доходы в будущем.

С этой точки зрения логика властей Амурской области выглядит правильной. Крупнейшими плательщиками налогов в регионе на протяжении многих лет являются предприятия электроэнергетики, транспорта, строительной и добывающей отраслей. Кроме этого, в области реализуется 4 крупных инвестиционных проекта — космодром Восточный, Нижне-Бурейская ГЭС, магистральный газопровод "Сила Сибири" и Амурский газоперерабатывающий завод. Уже за 9 месяцев текущего года от реализации данных проектов в консолидированный бюджет области поступило 1,5 млрд рублей. Следует также отметить, что у региона есть и дополнительные резервы к дальнейшему наращиванию налогового потенциала. Предусматривается рост численности работающих, задействованных на строительстве Амурского ГПЗ до 14,5 тысяч человек в 2018 году. Улучшение налогового администрирования по данному направлению позволит региону дополнительно получить от 0,5 до 1 млрд рублей налогов на доходы физических лиц.

Наличие таких масштабных инвестиционных проектов оправдывает, конечно, и реструктуризацию долга (давайте сейчас выгодно вложим средства в рост экономики региона, пока это актуально), и вложения в социальную и инфраструктуру (на новых предприятиях должен кто-то работать, эти люди должны жить достойно, специалистов из других регионов логичнее переманивать хорошими условиями жизни).

Нужно стимулировать экономическую активность

«Профицит бюджета, за счет которого погашаются долги – это, конечно, хорошо, так как долговая нагрузка должна быть разумной. Но необходимо понимать, что при этом деньги реально изымаются из экономики региона, а не вкладываются в нее», — замечает Денис Пинигин. По его мнению, амурской казне не помешали бы конкретные меры по бюджетному стимулированию экономической активности.

– В современном мире инвестиционная привлекательность – как проектов, так и регионов и даже целых государств – определяется целым комплексом обстоятельств. Можно привлечь стратегического инвестора и построить крупный завод. Но гораздо больший эффект дает развитие бизнеса вокруг такого предприятия: кто-то должен-же, в конце концов, хотя бы кормить его сотрудников. Иными словами, нужны комплексные меры стимулирования развития, в том числе – меры стимулирования малого бизнеса, инвестиций, — пояснил специалист.

По его словам, такие решения хорошо известны, как в мировой, так и в отечественной практике. Прежде всего, это меры бюджетного стимулирования – налоговые послабления малому бизнесу, освобождение от налогов капитальных инвестиций и тому подобное.

– Пока в бюджете Амурской области на 2018-й они не прописаны. Конечно, нет пока определенности и с реструктуризацией долга – это вопрос следующего года. Но инвестиции любят определенность. Видимо поэтому правительство области уже сейчас обозначает источники роста, предположительно прописав, на что пойдут доходы, высвобожденные в ходе реструктуризации долга. И обозначив, какая их часть пойдет на стимулирования экономики и инвестиций, – похвалил верный подход к делу эксперт. – Иначе опять канут в референдумы о повышении зарплаты или просто будут проедены – и снова на очередные четверть века растянется сказка про белого бычка, будет еще одно «потерянное поколение».