Фото: forumcinemas.lvФото: forumcinemas.lv

«Счастливого дня смерти» — это стандартный (и полузабытый) слэшер (слэшер — поджанр фильмов ужасов, для которого характерно, как правило, наличие убийцы-психопата, который преследует и кроваво убивает серию жертв-подростков в типично случайной неспровоцированной манере, убивая многих за один день) про кого-то в маске, вырезающего молодежь. И благодаря «сурковской» составляющей жанр обрел неожиданно любопытную философскую подоплеку, но остался самим собой в главном.

Не стоит забывать, что этот фильм — очередное удачное детище студии BlumHouse, которое за первые же выходные проката в США пять с лишним раз окупило свой пятимиллионный бюджет: Джейсон Блум продолжает попадать в финансовое яблочко несколько раз в год. Рука мастера чувствуется в этом фильме, особенно там, где зрителю вроде бы положено пугаться или хотя бы тревожиться за героиню. Постановщик Лэндон когда-то давно написал сценарий к блумовскому же «Паранормальному явлению 2», после чего надолго примагнитился к этой франшизе, постепенно обрастая статусами: режиссер, а затем и продюсер.

Чего-то выдающегося от выходца из этой череды абсолютно одинаковых и скучных фильмов про самооткрывающиеся по ночам двери никто особенно не ждал — даже с учетом того, сколько эти самые «Явления» заработали. Но Лэндон собрался и снял неровное, местами откровенно глупое, но все же любопытное кино о том, как может измениться жизнь человека, если он перестанет бояться собственной смерти. За беготней главной героини от неподдающегося идентификации маньяка в маске скрывается несколько смысловых слоев. На новаторство они не претендуют, но основательно облегчают просмотр. Говорят, лучшим в этом жанре был «Крик». Но последовавшие за ним эпигонские творения делались под копирку, поэтому сложно понять, что именно взяли за образец в этой картине. Это, собственно, и не важно: линия с убийцей больше напоминает пародийное «Очень страшное кино», нежели какой-нибудь «Я знаю, что вы сделали прошлым летом».

В главной роли — тридцатилетняя актриса Джессика Рот, которая шла к главной роли через удачные и не очень проекты, где появлялась в основном на третьем и втором планах. Одним из удачных можно назвать «Ла-Ла Ленд», в котором ее героиню, само собой, никто не заметил и не запомнил. Были в карьере Рот и главные персонажи, но именно «Счастливого дня смерти» позволяет ей раскрыться как разноплановой актрисе и дает неплохие карьерные перспективы, учитывая коммерческий успех фильма. Студентка медицинского университета Триш, которой суждено просыпаться каждое утро и умирать каждый вечер внутри одного и того же дня, живет нарочито стервозной жизнью.

Превращая неприятную молодую особу в приветливую и понимающую девушку, режиссер совсем не держит в уме жанровые правила.

В список входит все: презрение к ближним, интрижка с преподавателем, страсть к массовым и беспредельным попойкам и абсолютная, пусть и скрытая, ненависть к себе. Оказавшись в комнате общежития у незнакомого молодого человека после алкогольного забвения, девушка немедленно возвращается на привычные круги, что тоже весьма символично. Ведь выбраться ей предстоит не только из временной петли, но и из собственной обыденной жизни. Вечером Триш отправляется на очередную вечеринку по случаю собственного дня рождения (который, само собой, праздновать не любит) и натыкается там на того самого незнакомца в маске и с ножом. Умерев, героиня просыпается в той же общаге и быстро понимает, что так и будет продолжаться, пока она не установит личность собственного убийцы.

Действие рискует свалиться в череду повторов, и Лэндон спешит его разнообразить, неминуемо скатываясь в молодежную комедию про разбитную студенческую жизнь. Здесь непременно кого-то обливают шоколадным напитком, на других опрокидывают подносы с едой, третьи просто потешно падают. Не меньшее веселье царит и в сценах вечерних убийств. К этому постановщика вынуждает еще и низкий возрастной рейтинг его «фильма ужасов», в котором постоянно машут вострыми ножами, но не проливают при этом ни капли крови. Главная героиня постепенно начинает извлекать из тупиковой ситуации, в которой оказалась, неожиданную выгоду. В конце концов, когда еще выпадет возможность прогуляться обнаженной по кампусу среди бела дня, зная, что вечером умрешь, потом воскреснешь, и все отмотается к началу. Дурацкая интернет-мудрость про «живи каждый день, как последний», будучи материализована, обретает довольно забавный оттенок. И не окажись Триш перед необходимостью прекращать заниматься глупостями и начинать экстренно решать проблему, еще неизвестно, куда бы нас завела ее фантазия. Но создатели фильма все же отдают себе отчет, что от однообразных шуток про сексуальную ориентацию и девичий снобизм зрителю быстро станет скучно, а потому в срочном порядке подбрасывают в сюжет серьезные линии. Лэндон под необычным углом смотрит на понятие перерождения: умирая раз за разом, Триш не столько меняет других, сколько преображается сама. Примерно то же самое было с Уильямом Кейджем в «Грани будущего», ну и про «День сурка» опять же не следует забывать.

Превращая неприятную молодую особу в приветливую и понимающую девушку, режиссер совсем не держит в уме жанровые правила. Дело в том, что к середине картины зрителю становится совершенно плевать, кто из ее картонных знакомых на самом деле так сильно жаждет ее смерти. Когда детективная интрига окончательно растворяется в воздухе, Лэндон о ней вспоминает. И фильм тут же превращается в серьезные щи, сюжет лихорадочно выстраивает двойное дно, в нем появляются героические самоубийства, а с лица актрисы Рот наконец исчезает ослепительная улыбка. Из ниоткуда выплывает серийный убийца, которого ищут пожарные, полиция и все прочие, кому положено искать серийных убийц, но на зрителя это не производит ровным счетом никакого впечатления: момент безнадежно упущен. Тем более что там, за стенами странных больниц, в которых вечно пусты коридоры и темны подсобные помещения, продолжается все та же беззаботная жизнь с проблемами типа «мы ходили на свидание один раз, я не обязана тебе звонить».

«Счастливого дня смерти» — крайне неритмичное кино, которое при всех своих недостатках способно заставить зрителя как минимум смеяться, а как максимум — задуматься.

Действие окончательно разделяется на встречные движения, причем заранее понятно, какое именно выберет главная героиня. Наклевывается и восстановление отношений со страдающим папочкой, и непременная настоящая любовь, так что постановщику приходится побыстрее сворачивать историю про сумрачного преступника, похожего на бомжа, и ставить финальную точку, вынырнув на поверхность. Там мы, наконец, узнаем, кто разгуливал в маске, увидим потешную финальную схватку а-ля драка за школой и отправимся прямиком в хэппи-энд.

«Счастливого дня смерти» — крайне неритмичное кино, которое при всех своих недостатках способно заставить зрителя как минимум смеяться, а как максимум — задуматься. Напугать оно по объективным причинам может разве что ребенка, но детям такие фильмы обычно не показывают, их сексуальное созревание прекрасно обходится без таких вот пособий. Для картины с ничтожным бюджетом, малоизвестными актерами и ни на что особенно не претендующим режиссером даже такие достижения — достижения, что долларом доказали сами зрители. Что не может не радовать, так это отсутствие каких-либо намеков на продолжение в финале, но воодушевленный успехом Блум может и настоять на сиквеле. В конце концов, вторая часть «Грани будущего» — вполне себе подтвержденный проект, хотя там тоже был стерильный хэппи-энд.

Возрастная категория материалов: 18+