Главные героини фильма в исполнении Яны Осиповой, Екатерины Вилковой, Марьяны Спивак и Елены Пановой. Фото Вадима Тараканова и кинокомпании

В главных ролях снимаются Марьяна Спивак (ставшая особенно популярной после главной роли в фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь»), Екатерина Вилкова, Яна Осипова и Елена Панова. В фильме также заняты Сергей Пускепалис, Михаил Евланов, Олег Гаас, Дмитрий Мазуров и многие другие известные актеры и актрисы.

Корреспондентам  ИА «Столица» удалось побывать на съемочной площадке, понаблюдать за процессом съемок и побеседовать с режиссером и актрисами.

Зима по заказу

Сегодняшнюю сцену снимают в особняке Носова. Это молодежный историко-культурный центр на северо-востоке Москвы, построенный в стиле модерн. Сегодня здесь, по замыслу авторов, расположится ресторан «Горный», в которым работает Анна — героиня Екатерины Вилковой. Рядом со зданием припаркована «Победа», на заборе — афиши концертов того времени, у ворот — телефонная будка из прошлого века (самая настоящая, кстати, и даже телефонный аппарат в ней «тот самый» — по две копейки за звонок). Анна должна выбежать из ресторана на улицу, зайти в телефонную будку и сделать важный звонок.

По сюжету действие происходит в морозный и снежный зимний день. А поскольку в день съемок ни на мороз, ни на снег в Москве нет даже намека, иней, сугробы и даже узоры мороза на стекле телефона-автомата и окнах соседнего здания пришлось изображать с помощью вспомогательных средств: специальной пены, которой щедро поливали землю из шланга, и особой краски из аэрозольных баллончиков. Она как раз «отвечала» за узоры на стеклах.

Героини

Режиссер картины посвящает нас в некоторые детали сюжета.

—  Идея фильма куплена у англичан, но в нашем варианте есть ряд изменений, — рассказала Вера Сторожева. — Формально это адаптация, но по сути — самостоятельный фильм. Во-первых, у нас будет 16 серий, а в оригинальной версии их шесть или семь. Во-вторых, советские женщины в 50-е годы прошлого века сильно отличались от своих английских сверстниц. Сейчас образ жизни более или менее схож, а тогда разница была очень существенной. Единственное, пожалуй, сходство в том, что героини у нас, как и у них — четыре девушки, работавшие в свое время в шифровальном отделе.

Актриса Елена Панова на съемочной площадке фильма «Шифр».

Самая старшая по возрасту — Екатерина. Она бывший подполковник и руководит всей группой. У Сони — еврейской девушки, которая в войну потеряла всех своих родственников — феноменальная фотографическая память. Ирина — математик, главный аналитик этой группы. Героиня Екатерины Вилковой Анна обладает прекрасной интуицией и имеет талант замечать то, чего не замечают другие. Каждая из девушек наделена не какими-то невероятными сверхспособностями, а обостренными чувствами и особыми умениями. И когда они вместе, им удается разгадывать загадки, которые недоступны другим.

Реквизит почти весь настоящий. Каждый предмет доставали с большим трудом.  Одежду привозили из Праги, что-то шили в наших мастерских, а валенки на каблуках валяли на заказ.

Звонок Вилковой

Пока художник с ассистентами готовит «зимнюю» площадку, Екатерина Вилкова обсуждает с режиссером подробности предстоящей сцены. И приступает к репетиции. Даже такой, казалось бы, простенький эпизод, где предстоит забежать в телефонную будку и сделать звонок, сначала надо тщательно, во всех деталях отработать. Тогда и дублей потребуется значительно меньше. И хотя на улице сегодня не очень холодно, Екатерина накидывает поверх пальто теплый пуховик.

Во время репетиций актриса отрабатывает сюжет в кроссовках — так удобнее, ноги меньше устают. Но уже к первому дублю переобувается в элегантные туфли на небольшом каблучке, скидывает пуховик и входит в кадр.

— Камера! Мотор! Снег пошел! — командует в рупор режиссер. 

Екатерина Вилкова выбегает из ворот ресторана, заходит в телефонную трубку, кому-то звонит, возбужденно рассказывая что-то явно интересное. Правда, из-за работающей машины со снегом и плотно закрытой двери телефонной будки нам не слышно ни слова. А режиссер подробности не раскрывает — секрет!

После нескольких дублей режиссер объявляет, что кадр снят,и отпускает съемочную группу на обед. А мы получаем возможность расспросить участников съемок о том, как идет работа над «Шифром».

Погружение в среду

Как выяснилось, костюмы подбирали не только в соответствии со стилисткой фильма и модой того времени, но и с характером каждой из героинь. 

— Я готовилась к съемкам этого фильма целый год, не бралась ни за какую другую работу, — поведала Вера Сторожева. — Это для меня в некотором смысле дебют: моя первая ретро-история. У нас присутствует полное погружение в ту эпоху. И это касается не только атрибутов, но и пластики: актрисы даже двигаться стали иначе! Ведь раньше, в 50-е годы, люди не были настолько эмоциональными и импульсивными, они и общались, и двигались по-другому. Конечно, многое зависит от характера, но и эпоха накладывает свой отпечаток.

«Я по жизни левша, а у моей героини в советское время просто не могло быть этой особенности. И вот с августа занимаюсь тем, что переучиваюсь на правшу», — говорит Марьяна Спивак.

Что касается реквизита, то он почти весь — настоящий. Каждый предмет доставали с большим трудом. Например, одежду для наших героев привезли из Праги — там на киностудии отличные костюмерные, богатый выбор нарядов всех времен и народов. Но что-то, конечно, пришлось и шить в наших мастерских. Валенки — у наших героинь они на каблуках — нам валяли на заказ. Мы старались уделять внимание всем этим мелочам, ведь от этого зависит, насколько достоверно удастся воссоздать то время. А от этого зависит, в свою очередь, поверит ли нам зритель. Какие- то детали подсказывают консультанты: генерал-майор из Следственного комитета, криминалист, есть даже специалист-шифровальщик, поскольку есть эпизоды, связанные с передачей и шифрованием данных. 

Стать правшой

Марьяна Спивак — исполнительница роли Ирины, руководителя и главного аналитика группы — посвятила нас в некоторые подробности.

Рабочий момент фильма. В кадре Марьяна Спивак и Сергей Пускепалис.

— Моя героиня отвечает за логическую часть работы: составляет графики, собирает информацию и выстраивает ее в логические цепочки, — рассказала Марьяна. — И хотя мы с моей героиней совершенно не похожи по характеру и привычкам — в жизни я, например, юбки не ношу, — мне очень комфортно в этом образе: появляться в кадре в красивых платьях, с уложенными волосами. В обычной жизни меня чаще всего можно встретить в джинсах и кроссовках — в том, в чем мне удобно. И уж тем более никогда не думаю о том, чтобы встать на 15 минут пораньше и сделать себе какую-то прическу. Зато не представляете, как это приятно: приходишь в семь утра на съемочную площадку, и через полчаса ты уже красотка!

Для съемок в «Шифре» Марьяне Спивак пришлось специально учиться некоторым вещам, а точнее, переучиваться.

Героиня Марьяны Спивак после войны становится преподавателем математики.

— По сюжету я отвечаю в группе за всю писанину. Причем я по жизни левша, а у моей героини в советское время просто не могло быть этой особенности: учительница в школе, работала в генеральном штабе, да еще на таких должностях! — пояснила Марьяна. — И вот я с августа занимаюсь тем, что переучиваюсь на правшу.

— Ну и как успехи? — с интересом спрашиваем мы.

— Потихоньку начинает получаться. Думаю, что к концу съемок я буду писать правой рукой лучше, чем левой!

Перерыв окончен, и актрис снова приглашают на съемочную площадку. После того как закончится работа над фильмом в Москве, вся группа переедет в Санкт-Петербург, где пробудет до середины зимы, а потом снова вернется работать в Москву.