• «Золотые пески» Зейского района давно прописались в фотоальбомах и соцсетях амурчан / booking.com
  • Фото: youtube.com
  • Фото: turbazy.su
  • Фото: amurvisit.ru
  • Фото: prim25.ru

Пока говорить о туристическом буме в Зейском районе еще рано, отмечают власти района. Происходящее скорее напоминает активную разведку. Но список привлекающих туристов факторов расширяется — это и повышение финансовой и транспортной доступности, и улучшение сервиса, а также уникальность этой северной территории.

«Золотые пески» — близко и по-черноморски

«Золотые пески» Снежногорска давно прописались в фотоальбомах и социальных сетях амурчан и жителей соседних регионов. Хорошенько загореть и накупаться в районе Зейского моря сродни экзотике. Правда, до последнего времени подобные развлечения оставались доступными разве что любителям внедорожников и диких пляжей. Гравийная автотрасса Зея — Снежногорск годами оставляла желать лучшего. Проблем добавляли мосты, трубопроводы и прочие гидросооружения, коих насчитывалось более 60, и все это хозяйство — в плачевном состоянии. Путь в Снежногорск у многих отбил желание отдохнуть близко, дешево и вполне по-черноморски.

Рассматривается идея создать в заказнике Токинском собственное стадо оленей, которые будут использоваться как транспортное средство.

Ситуацию изменила активная дорожная кампания, охватившая Амурскую область в последние пару лет. И как следствие — случился приход цивилизации на север. По словам главы Зейского района Андрея Ложечкина, в этом году «Золотыми песками» интересовались даже инвесторы из центральных районов Амурской области.

— В нынешнем году на «Золотые пески» приезжали даже на низеньких малолитражках. Абсолютно реально приехать из Благовещенска всей семьей, поставить палатку и отдохнуть на наших песчаных пляжах. Они находятся в ведении Зейского лесхоза. Оборудованы туалеты, установлены баки под мусор, организован вывоз бытовых отходов. Порядок навели, ради безопасности отдыхающих организованы дежурства, автотранспорт стоит только на охраняемой автостоянке. Раньше машины чуть ли не у самой кромки воды парковались. Сегодня никто никому не мешает и экология водоема не нарушается, — рассказывает Андрей Ложечкин. — Сразу скажу: въезд на пляж платный, но сумма достаточно символичная. В нынешнем году на территорию зашли три торговые точки. Даже из Белогорска предприниматель был. Можно говорить о том, что к «Золотым пескам» просыпается интерес у бизнеса. Конечно, уровень сервиса уже совершенно иной, и мы рассчитываем на приток туристов.

По словам главы района, торговля спиртным на территории пляжей запрещена. Как правило, в ассортименте продукты питания, прохладительные напитки. Качество воды и санитарное состояние пляжей регулярно проверяются сотрудниками Роспотребнадзора.

На Зейском море разбирают гектары

Еще одна полноценная рекреация может появиться в заливе Уган на Зейском море. Там активно разбирают дальневосточные гектары. Главная цель — возвести небольшие турбазы, организовать рыбалку.

— Конечно, когда нам звонят из Краснодарского края, Санкт-Петербурга или Москвы и просят гектар в районе Бомнака для разведения клубники, мы стараемся человеку объяснить, что у нас север. Нам важно не количество выделенных гектаров, а чтобы они приносили каждому владельцу реальную пользу. С туризмом ситуация иная — я считаю такое направление перспективным, поэтому с каждым соискателем земли работаем индивидуально, — добавляет глава Зейского района.

Хребет Тукурингра привлекает йогов

Другое культовое направление не для ленивого отдыха под ласковым северным солнцем — это восхождение на хребет Тукурингра в Зейском заповеднике. Его ежегодно совершают 250—350 амурчан и гостей региона. Здесь практически нет ограничений по времени года. Каждой группе на выбор дают 2-3-4-дневные маршруты. Если один подразумевает подъем и спокойное созерцание красот с высоты 1400 метров, то другой позволяет отмахать прямо по узкому гребню хребта несколько километров.

— На всем протяжении этого пути человек находится словно на вершине горы. Гребень не заросший, только карликовые растения не выше 20 сантиметров, как в тундре. Заросли кедрового стланика начинаются ниже, а в самом низу настоящий лес. С вершины видно все, в ясную погоду можно даже разглядеть Зейское водохранилище и контуры Станового хребта на границе с Якутией, — рассказывает директор Зейского заповедника Сергей Игнатенко. — На маршруте есть вся необходимая инфраструктура, включая горные приюты для ночевки. Если же говорить о туристическом значении хребта Тукурингра, то это самые доступные горы в Амурской области.

По словам Сергея Юрьевича, в последние три года количество желающих сходить на Тукурингру заметно не увеличивается, однако люди в большинстве своем меняются. По мнению директора заповедника, это хороший знак, и говорит он о пробуждении интереса к активному пешеходному туризму. Впрочем, здесь отмечают и появление постоянных любителей восхождений. Например, регулярно наведываются почитатели йоги. Их привлекает возможность позаниматься упражнениями на горной вершине, а весной на Тукурингру ходила группа судей Амурского областного суда.

Школьники массово идут в горы

Все же 70 процентов горных туристов — подростки и старшеклассники. Помимо детей из Зейского района, на хребте отметились школьники из села Чигири, поселка Новобурейского и Шимановска.

250

-

350

амурчан ежегодно совершают восхождение на хребет Тукурингра в Зейском заповеднике. Подъем рассчитан на людей со среднемесячным достатком в 20—40 тысяч рублей

— Младшеклассникам ходить в горы тяжело, поэтому для них у нас экскурсионный маршрут. Он насыщен современным интерактивным оборудованием. Дети идут три километра вместе с экскурсоводом, изучают нашу природу. В финале — занятия в экологическом классе, где можно также попить чай, погреться у камина, поиграть в интерактивные игры на поляне. В нынешнем году у нас по экскурсионному маршруту прошло более 500 ребятишек, — продолжает Сергей Игнатенко. — Заповедник в данном случае выступает в качестве учреждения дополнительного образования. Наша задача приучить детей к трудностям, физическим нагрузкам, элементарно развести костер. В целом это любовь к природе, родному краю.

По его словам, денег на таких маршрутах не заработаешь. Тот же подъем на Тукурингру рассчитан именно на людей со среднемесячным достатком в 20—40 тысяч рублей. Подобный отдых привлекателен в силу своей финансовой доступности. При этом организовать его помогают спонсоры. Два горных приюта и экскурсионный маршрут для младшеклассников — на 80 процентов заслуга компании РусГидро и, в частности, Зейской ГЭС. Задача-максимум для Зейского заповедника — возрождение традиций, если хотите, своеобразной моды, отмечает Сергей Игнатенко. К слову, мода на пешеходный горный туризм процветает в Красноярске — там Красноярские Столбы ежегодно посещают 200 тысяч человек — это пятая часть города. Пешеходный горный туризм в большинстве своем всегда привлекает людей интеллигентных и образованных, замечает директор Зейского заповедника. Такой отдых трудно назвать примитивным, он требует как физической нагрузки, так и интеллекта.

На оленях по пути Улукиткана

Заказник Токинский — в числе перспективных направлений для экологического туризма. Он расположен на самой границе с Якутией в районе Станового хребта. Заказник появился восемь лет назад благодаря проекту Зейского заповедника. Это места, где ступала нога знаменитого советского писателя и геодезиста Григория Федосеева в сопровождении не менее знаменитого Улукиткана. Там пасут стада оленей эвенки, встречается редкий снежный баран.

Улукиткан — легендарный охотник, следопыт, проводник картографических экспедиций, эвенк по национальности, герой произведений писателя-геодезиста Григория Анисимовича Федосеева.

Пока туристические маршруты в Токинском торят немногочисленные любители сплавов по горным рекам, которые съезжаются из разных районов страны. Отдельные туристы из Благовещенска и Белогорска заходят со стороны Якутии, по эвенкийской тропе, идут мимо самого большого водопада в Амурской области, добираются до Зеи. Дальше водным путем сплавляются до Зейского водохранилища. Сегодня Министерство природных ресурсов РФ совместно с Зейским заповедником проектируют в Токинском национальный парк. После этого туристические возможности уникального уголка природы могут расшириться.

— Не исключено, что в устав национального парка будет вписана обязанность сохранения оленеводства и традиционного образа жизни эвенкийского народа. Возможно создание собственного стада оленей. В том числе они будут использоваться и в качестве транспортного средства. Например, в кавказских регионах туристы передвигаются на лошадях, людям это нравится, — отмечает Сергей Игнатенко.