Понятное дело, что драме о баскетболе не только сделали мощную рекламу, но и по традиции расчистили ей путь в прокате, противопоставив единственного более или менее серьезного западного соперника — мюзикл «Величайший шоумен». Однако «Движение вверх» сумело собрать в себе все составляющие блокбастера, которые мгновенно запустили сарафанное радио, заставив зрителя заполнять новогодние кинозалы. Одним из главных достоинств картины, открыто продолжающей дело «Легенды № 17» (да там и многие имена в составе съемочных групп совпадают), стало отсутствие обычного для «народного кино» пафоса про «кто к нам с мечом придет» и про «это все придумал Черчилль в 18 году».

Вместо этого публике преподносят историю крепко сколоченного коллектива, который сумел преодолеть и внешние, и внутренние препятствия на пути к победе, потому что заставил себя в эту победу поверить. И если в фильме о Валерии Харламове все действие было построено вокруг этого самого Харламова, на фоне которого терялся даже персонаж Олега Меньшикова, то «Движение вверх» нарочито избавляется от любого намека на центрального героя. Даже Владимир Машков со своей могучей харизмой, способной, как известно, тягаться даже с харизмой Тома Круза, здесь выглядит только частью «красной машины»: важной, жизненно необходимой, но все же деталью. 

Совпало все. Сыграли свою роль и всем надоевшие допинговые скандалы, глядя на которые, многим действительно очень хочется в Советский Союз, где не нужно было с утра до ночи рассуждать по обе стороны телеэкрана, допустят спортсменов к участию в Олимпийских играх или нет — тогда они если вдруг и не ехали, то по совсем другим причинам. Невозможно не провести параллели между реальными и сюжетными чиновниками от спорта — и в очередной раз убедиться, что эта напасть с нами надолго, если вообще не навсегда. Наконец, зрителю, привыкшему по вечерам со скучающим видом наблюдать, как российские биатлонисты на пределе возможностей бьются за место «в десятке сильнейших», хочется увидеть невозможное. Именно это ему и предлагает «Движение вверх», рассказывая о том, как всемогущие и летучие американские баскетболисты впервые за 36 лет остались без олимпийского золота, потому что на пути у них встали наши. И дело уже не в достоверности — хотя и с ней создатели картины обращаются достаточно бережно, чтобы не стать объектом насмешек, — дело в том самом чувстве единения конкретных людей с массами, которое в России обычно пытаются вызывать с помощью неких дурацких обрядов, а потом удивляются, что в очередной раз не вышло. Свой бюджет фильм Мегердичева в этом плане, безусловно, полностью оправдывает и именно поэтому уже неоднократно его окупил.

С патриотизмом в его стандартном (и прискорбном) понимании в «Движении вверх» что-то идет не так: одним из главных противников героев в борьбе за победы, причем не только баскетбольные, становится собственное государство. Сыновьям своего Отечества далеко не всегда понятно, почему оно хватает их за ноги, бьет по рукам и вообще откровенно фолит там, где должно бы отдавать пасы или хотя бы стоять в сторонке и не мешать. Все эти предчувствия и последствия холодной войны, из-за которых спорт уже тогда начал превращаться в бессмысленную битву империй, в «Движении вверх» показаны если не с отвращением, то уж точно без особого восторга. Многонациональная сборная прибывает в Мюнхен, чтобы играть в баскетбол, с удовольствием делает это даже на городских улицах, отчаянно выставляя на кон самое дорогое — нет, не Родину, конечно, а черную икру.

Героям не чуждо ничто человеческое, они способны выпивать, ссориться и отчаиваться. И именно благодаря этому понимаешь, что пресловутая машина цвета нашего бывшего знамени и с места бы не сдвинулась без самих людей. Не менее символичен и тот факт — и это уже не сценарий, — что действие происходит именно на мюнхенской Олимпиаде, где смешивание спорта и политики в неверных пропорциях привело к самым трагическим последствиям, ставшим самой черной страницей в истории всего движения. На таком фоне любая победа — на вес золота.

Через банальные и не очень тернии режиссер ведет команду к главному матчу, который снят так, что руководству министерства культуры впору провинчивать в пиджаках дырочки для орденов: в конце концов, за успехи обычно отчитываются именно они. Воссоздавать на экране спортивные баталии — дело неблагодарное и редко по-настоящему удается даже многоопытным и вооруженным несоизмеримыми с «Движением вверх» бюджетами голливудским кинематографистам. У оператора Игоря Гринякина получилось: сцена не грешит ненужными включениями slow-mo (Slow Motion — эффект замедления времени, часто применяется в кинематографе для демонстрации особенно интересных моментов — Прим. ред.) и отлично передает динамику матча, который многие посетители кинотеатров вовсе и не видели в трансляции, но получили отличный повод найти и посмотреть.

Безусловно, это не сближение с документалистикой — в художественной драме о былых подвигах оно никому не нужно, но происходящее на экране отлично дополняет воображение самого зрителя, который быстро забывает, что смотрит кино, и начинает искренне болеть за советских баскетболистов, даже если до этого не проявлял никакого интереса к спорту как социальному явлению вообще. Здесь предела достигают и профессиональные возможности актеров — Мегердичев не стал брать в «команду» хоть сколько-нибудь раскрученных исполнителей, и, чтобы убедить публику, оставалось только сделать Машкова «каким-то» тренером, с чем он и справился блестяще.

«Движению вверх» многое можно простить — другое дело, что прощать-то особенно и нечего. Безусловно, дотошные ценители спорта нашли в сценарии исторические несоответствия, в которые вцепились так крепко, что быстро забыли, что именно смотрят. Безусловно, определенная часть населения принялась размахивать советским флагом и громко кричать о бесплатной медицине и несправедливых наветах, а другие, наоборот, усмотрели в происходящем на экране очередной образчик антизападной пропаганды. Это, во-первых, само по себе говорит об определенной творческой удаче, а во-вторых, заставляет в очередной раз посочувствовать российскому обществу, измученному плохими фильмами и политическим белым шумом, доносящимся из каждого бытового и не очень прибора.

Споры сойдут на нет, а «Движение вверх» наверняка станет одним из любимых пунктов в телепрограммах россиян, которым они смогут прервать поток ток-шоу. Удастся ли самому фильму одержать главную кассовую победу в, как ни странно, уже ушедшем году, а также, вероятно, в наступившем — пока неизвестно, но у команды очень неплохие шансы на успех. Для зрителя это, впрочем, далеко не самая важная информация — свой голос он уже отдал.

Знаменитые 3 секунды Олимпиады-1972 СССР – США 51:50.

Афишу благовещенских кинотеатров можно посмотреть ЗДЕСЬ.