Фото: Илья КутыревФото: Илья Кутырев

Пионеры электротяги

Благовещенец Антон Истомин является одним из первых владельцев электрокара в амурской столице. За рулем японского «Ниссана- Лифа» (Nissan Leaf) он уже больше года. За это время он успел оценить все плюсы и минусы этой машины. Положительных моментов, по словам горожанина, оказалось больше, но есть и один существенный минус — в Благовещенске нет специальных заправочных станций. А поскольку на одном заряде машина может проехать не больше 140 километров, отсутствие должной инфраструктуры становится главным «сдерживателем» популярности электрокаров. 

45

процентов электромобилей в России принадлежат жителям Дальнего Востока

— Я был владельцем нескольких «обычных автомобилей»: у меня были и мощные седаны с объемом двигателя 2,5 литра, и малолитражки. В 2016 году решил приобрести свежее авто. Несмотря на все существующие предрассудки в отношении электромобилей, к покупке «Ниссана-Лифа», признаюсь, шел недолго, — рассказывает горожанин. — Просто посчитал, что мой пробег в день составляет от 10 до 45 километров. В дальние поездки не езжу, в отпуск — только на самолете. Плюс не хотелось зимой ждать, когда же прогреется машина, и гадать, заведется ли она вообще. Реально начало раздражать: прогрел — проехал несколько километров — заглушил, опять прогрел — проехал — заглушил, и так по кругу. В таком режиме расход топлива совсем не радовал. Надоело ежемесячно тратить по несколько тысяч рублей на бензин, который с каждым годом все дороже и дороже.

Розетка вместо бензобака

С виду авто Антона Истомина ничем не отличается от обычной машины с двигателем внутреннего сгорания — ни по габаритам, ни по ходовым возможностям. Мощность «Ниссана-Лифа» — 110 лошадиных сил, стоимость — 693 тысячи рублей. Все детали у него такие же, как и у других представителей японского автопрома, только вместо бензобака — розетка, а вместо двигателя — силовая установка. 

— Езда на этой машине отличается от привычной, — отмечает Антон. — Она с одинаковой быстротой разгоняется как с 0 до 20 километров, так и с 20 до 40. Нет никаких раздумываний автомата, «какую передачу включить», рева двигателя и тому подобное. Ощущения просто космические, словами не передать. 

Что касается расхода топлива, то на каждый километр пути владелец «автомобиля будущего» тратит в восемь раз меньше, чем его бензиновый коллега.

По подсчетам Антона Истомина, примерно 150 километров пробега на «Лифе» обходятся ему в 50—60 рублей. Ровно столько стоит электроэнергия, потраченная на полную зарядку (21—24 киловатта) автомобиля. На нее, кстати, уходит от 5 до 8 часов. Бензиновому автомобилю, даже экономичному, на то же расстояние потребуется от 480 рублей.  

Холода сокращают пробег

— А если учесть, что электроавтомобиль не требует вообще никакого обслуживания, кроме одного литра технической жидкости, которая меняется один раз в 30 тысяч километров, вообще получается очень оптимистично, — говорит Истомин. — Никаких тебе фильтров, замены и течи масла, прокладок, сальников и прочих проблем, связанных с эксплуатацией автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Дальневосточные зимы для электромобиля не помеха, заявляет владелец «Лифа». Машина даже при дневном простое на морозе до –30 без проблем тронется с места и доедет до места назначения. Единственное, в зимнем режиме емкость батареи снижается, а пробег автомобиля на одной зарядке сокращается со 140 до 80 километров. 

Это не просто особенный автомобиль, он просто «другой»… После него эмоционально тяжело ездить на традиционном автомобиле. 

— В автомобиле довольно тепло, — отмечает Истомин. — Печка в любой мороз начинает дуть горячим воздухом через 10—20 секунд. В моей комплектации есть подогрев всех сидений и руля. Правда, печка потребляет довольно-таки много — от 1,5 до 4 кВт/ч, сокращая пробег на 4—5 километров. Но для города этого вполне достаточно.

Супруга Антона Истомина хочет поменять единственный в семье электрокар на бензиновый кроссовер. На что девушка получает в ответ категоричное «нет». Благовещенец согласен поменять свой «Лиф» только на более усовершенствованный электрокар. 

А что с заменой батареи?

Главный и самый дорогой элемент электрокара —300-килограммовая батарея. Именно на ее якобы «короткий» срок службы кивают скептики технического прогресса. Мол, замена такой батареи обходится в сумму, равную половине стоимости самой машины. 

— Это старая байка, которая гуляет из уст в уста еще с тех времен, как в Благовещенске стали появляться первые гибридные автомобили, — опровергает миф еще один «пионер электротяги» в амурской столице Сергей Блинов. — Дескать, батарея стоит столько же, сколько весь автомобиль. На самом деле батареи не ломаются и стоят они не так уж и дорого. Батарея на электрокар еще год назад обходилась в 200 тысяч рублей, сейчас она стоит около 100 тысяч, через год будет еще дешевле. Да, сумма немаленькая, но надо учесть, что ресурса установленной в машине батареи (это 250000 километров) хватит на 7—8 лет. 

Сергей Блинов тоже владеет самым популярным в нашей стране электрокаром — Nissan Leaf. Правда, экотранспорт в его семье появился, скорее, из профессионального интереса. Мужчина является руководителем специализированного сервиса по обслуживанию и ремонту гибридных автомобилей в Благовещенске. Электрокар он покупал, чтобы повысить свои знания и опыт в обслуживании «автомобилей будущего». 

— «Лиф» очень приятный для вождения автомобиль и очень экономичный даже в сравнении с гибридными автомобилями. Но «Лиф» слабо приспособлен для работы в зимнее время. Приходится выбирать: ехать в холодном салоне, но дольше, либо в тепле, но с ограничениями по пробегу, — говорит Сергей Блинов. — Плюс, когда машина постоит на холоде, она превращается в телегу — ходовая стучит. 

Город — это стихия электромобиля, а Благовещенск с его компактным месторасположением и равнинной местностью — и подавно. А потому интерес к экологичному транспорту среди горожан будет расти в геометрической прогрессии, уверен Сергей Блинов. Однако пока, помимо электрокара, в семье должна быть вторая машина для езды на дальние дистанции. 

 — Покупая такую машину, нужно понимать, что ты от нее хочешь. Понятно, что для поездок в Хабаровск она не подойдет, — говорит Блинов. — Электромобиль предназначен для решения повседневных задач — передвижения на работу и обратно с заездом по пути в магазин. Для поездок на дальние расстояния необходим второй автомобиль.

90

процентов всех проданных электромобилей в России принадлежат Nissan Leaf

У самого Сергея Блинова вторым авто является гибридная «Тойота-Приус» (Toyota Prius). За руль полностью бензинового автомобиля, по заверению мужчины, он сядет, «если жизнь заставит». 

— Гаража у меня нет, живу я в обычном многоэтажном доме. Проблему с подзарядкой электрокара решил просто — протянул кабель с розеткой к месту парковки и установил специальный антивандальный ящик. Заряда, который машина получает за ночь, даже зимой мне хватает вполне. Летом я заряжал «Лиф» раз в три дня.

Автоэксперты отмечают, что на всплеск популярности электромобилей сказалось и то, что с каждым годом они становятся доступными по цене. Если в 2015 году стоимость подержанного «Ниссана-Лифа» начиналась от 650 тысяч рублей, то сегодня этот автомобиль в максимальной комплектации можно купить за 420 тысяч. 

— Есть уже модели, в которых модернизирована силовая установка. Она меньше тратит заряд батареи и прибавляет запас хода на 30—50 километров. В сентябре 2017 года автоконцерн Nissan презентовал новый «Лиф», который способен проехать на одной зарядке 400 километров, — говорит Сергей Блинов. — Остается только надеяться, что следом за прогрессом в автомобилестроении будет подтягиваться и инфраструктура городов, будут устанавливаться промышленные зарядные устройства, способные «заправить» электромобиль за 30—40 минут.