До Тамары ни одна модель мира не снималась со страусами зимой. Фото: Игорь Новиков

— Тома, с чего началась твоя карьера?

— С прогулки по торговому центру. Я родилась и жила в Благовещенске и до 14 лет никуда не выезжала из Приамурья. В 2007 году произошла эта судьбоносная история. Сейчас таких мало — в основном моделей находят через интернет. Мы гуляли с подругой по торговому центру и меня заметили ребята из модельного агентства. Предложили поехать на фестиваль моды в Далянь. Конечно, мы сначала испугались, убежали от них. Но в итоге поездка состоялась. В Китае меня заметила агент из Хабаровска, отправила мои снимки в Москву, и вскоре раздался звонок: приезжайте.

— Сильно удивилась?

— Просто меня надо было видеть в те годы — я была цыпленком, кривые зубы, большой нос. Без явных перспектив. О карьере модели не мечтала, а в детстве вообще хотела работать в ООН, чтобы менять мир к лучшему. Но судьба распорядилась иначе. В Москве мне сделали тестовые съемки и отправили в зарубежные агентства. Новые лица везде ценятся. Через пару недель пришло приглашение из лучшего агентства Нью-Йорка. И летом 2008-го вместе с мамой я отправилась в свою первую рабочую поездку.

— В чем заключалась работа?

— В основном это были тестовые съемки, чтобы, как говорится, набить руку, получить хороший опыт. Агентство меня нигде не светило, чтобы я оставалась новым лицом. Очень важно представить новую девочку в нужный момент. Обычно это делается на Неделе моды. Также были съемки для журналов — японских Elle, Madame Figaro. Очень крутые съемки, а для той меня — вообще космос!

Италия, показ Jil Sander.

В США я пробыла месяц, потом работала в Японии, в 2009-м попала на свою первую Неделю моды — в Милане. Причем тогда я сделала эксклюзив для очень известного бренда Jil Sander. Эксклюзив — когда один из лучших дизайнеров берет девочку в свой показ и с другими она в этом сезоне не работает. Это считается очень круто.

Важный момент для модели — выстрелить и не исчезнуть. А после итальянской Недели я не смогла поехать в Париж — мне не было 16. Я вернулась в Благовещенск оканчивать школу и немного упустила момент.

— Но на этом карьера не закончилась?

— Конечно, я делала показы. Возвращалась в Нью-Йорк, работала с Верой Вонг, Джилл Стюарт. Показ в Лондоне коллекции Вивьен Вествуд — вообще моя гордость. Это икона, человек эпохи! Показ проходил в красивом здании, шикарная атмосфера, модели, которых я знала по журналам. Даже Наоми Кэмпбелл заметила рядом, пока переодевалась.

— Многие уверены, что быть моделью — та еще работа: ходи туда-сюда, да и все.

— Ну это не просто пройти прямо в наборе одежды. Нужно понять идею дизайнера и донести ее до зрителя. Это огромная ответственность — люди работают месяцами, придумывают, отшивают вещи. И порой только от тебя зависит успех всей коллекции.

Это порой сложно. Не говоря уже о десятках кастингов, по которым в 15 лет я бегала по незнакомым городам с бумажной картой в руке, примерках до полуночи, пребывании на площадке с утра до позднего вечера, пока не закончится показ. Плюс ко всему многочасовые съемки и в жару и в холод, испорченные волосы, частые переезды, квартиры с одной ванной на 10 девочек… Но это, конечно, отдельная история.

— Какова материальная сторона модельного бизнеса? Много можно зарабатывать?

— Есть фешен и коммерция. Фешен — это показы и съемки в журналах. На этом заработать очень сложно. Журналы почти не платят, за показы тоже редко дают хорошие деньги. Считается, что все это ради опыта, идет в твое портфолио. Обычно девочки зарабатывают в Азии на съемках рекламы, каталогов, лук-буков. Свои первые деньги я получила в Японии. Купила диван, пылесос, очень собой гордилась. Азия — большой коммерческий рынок. Некоторые приезжают после Европы в Китай и обратно уже не возвращаются. Потому что модные столицы — это постоянная беготня по кастингам, ты отлично проводишь время, но непонятно, что ждет тебя завтра.

— Что, по-твоему, за 10 лет изменилось в модельном бизнесе?

— Многое. Раньше, к примеру, были важны параметры. Ты не смогла бы работать на показах с ростом ниже 180 см. А сейчас можно быть просто уверенной в себе, иметь миллион подписчиков или происходить из популярной семьи — и стать моделью.

Personality — это то, что всегда отличало простых моделей от топ-моделей. У таких девушек были идеальные фигура, внешность и плюс к этому — своя харизма, индивидуальность. А сейчас можно выехать только на одном том, что ты интересный человек с интересным лицом. Даже без соответствия каким-то стандартам.

Славянский тип — светлая кожа, волосы, глаза — как был, так и остается одним из самых популярных в модельном бизнесе. В какой-то момент был тренд на странные лица, и я даже переживала, что слишком обычная. Но затем снова вернулась классика.

Десять лет назад я была одной из немногих из Амурской области девочек, которые активно работали моделями. Сейчас, знаю, что как минимум четыре благовещенки работают за рубежом на показах. Стало больше возможностей заявить о себе.

Когда мне сказали, что у моделей в Нью-Йорке начали проверять странички в Инстаграм и при выборе отталкиваться от количества подписчиков, я рассмеялась. Хотя на самом деле это грустно и обидно. Всегда была вера, что есть кастинг-директор, который сможет разглядеть нужное лицо. А сейчас достаточно хорошо вести свои соцсети. Мой Инстаграм на модельный не очень похож. И надо это исправлять. Нужно, чтобы клиент видел мои фотографии со съемок, а не то, что я бабочек хорошо фотографирую.

— Чем ты занимаешься сейчас?

— Последние два года никуда не ездила. Живу в Москве, с молодым человеком у нас небольшой бизнес — магазин одежды, которую мы привозим из Европы. Получаю дистанционное образование в РГГУ на факультете культурологии, но хочу сменить на лингвистическое направление, заниматься языками. Продолжаю работать с некоторыми дизайнерами на показах — Александром Арутюновым, Викторией Андреяновой, Олегом Овсиевым.

— О Европе не думаешь?

— Рассматриваю возможность сниматься — внешность позволяет. Хотя лет уже по модельным меркам не мало —  24 года. Но у меня много знакомых, которые спокойно работают до 30 — здесь вопрос в том, как ты выглядишь и каково твое моральное состояние. Пару раз в году ездить вполне возможно.

Англия, показ Vivienne Westwood.

— Тома, общаешься с тобой и понимаешь, что ты очень мягкая, добрая, даже стеснительная. Не мешает характер в работе? Модели ведь должны локтями себе дорогу расчищать.

— Есть такое мнение, что все модели — стервы. Да, нужно иметь характер, чтобы на тебе воду не возили, но это в основном в общении с клиентами, с агентствами. Иногда мне этого не хватало. Нужно знать себе цену, понимать, что тебе нужно. Но в то же время важно быть спокойным, доброжелательным, позитивным. Ведь это работа в команде. А кто захочет работать с неприятным человеком?

 

Про диеты и худобу

Для фешен-показов нужны определенные параметры — узкие бедра, небольшая грудь. Такая фигура, на которую можно повесить тряпку, и она будет хорошо смотреться. В общем, нужно быть худой. У меня есть знакомые, которые загубили карьеру — выстрелили на Неделе моды, а к следующему сезону не заметили, как поправились на 10 килограммов на японских сладостях.

Лучше приходить в этот бизнес, имея склонность к худобе. Если наоборот — можно запросто угробить здоровье. Я сидела на диетах всего несколько раз, когда было нужно сбросить пару килограммов. А некоторым девочкам приходится постоянно себе в чем-то отказывать.

С возрастом проблема набора веса встает перед каждым. И нужно не на диетах сидеть, а менять принцип питания. Я нашла свой —  не есть мучное, сладкое. Нужно больше фруктов, овощей, круп. Плюс заниматься спортом и быть счастливым человеком.

«С детьми сниматься сложнее, чем со страусами»

В начале января в Константиновском районе прошла уникальная съемка. Благовещенский фотограф Игорь Новиков устроил фотосессию для Томы и трех страусов.

«Благовещенская школа «Гримерка» всегда придумывает какие-то новые проекты, находит интересные места, необычные обстоятельства. Съемку со страусами можно назвать уникальной — фотосессий с этими птицами на снегу не делал никто, — говорит Тамара. — Сначала я, честно говоря, испугалась. Во-первых, при -12 я еще не снималась. Во-вторых, это достаточно опасные птицы, с которыми сложно наладить контакт. Но эта троица была очень спокойной. Они клевали у меня из рук капусту, и нужно было просто ловить момент, когда мы все хорошо смотримся в кадре. Сразу скажу, что на страусов меня не сажали — хозяева их жалеют, не мучают. В общем, все оказалось не так страшно, а вот недавно с годовалым ребенком снималась —  это было посложнее, чем со страусом».

Неделю моды отменили из-за землетрясения

Вторая поездка в Японию у Тамары пришлась на март 2011-го, когда произошло сильнейшее в истории страны землетрясение. По разным оценкам, во время стихийного бедствия погибло около 16 тысяч человек. 

 Англия, показ Vivienne Westwood.

«Мы с девочками жили в Токио, ждали Неделю моды. 11 марта, когда собирались на очередной кастинг, вдруг затрясся пол. Через несколько минут он уже ходил ходуном, как будто дом пнул великан. Позвонили из агентства и сказали, что в стране землетрясение. Все очень серьезно. Мы собрались на холме у кладбища — единственном поблизости месте, которое не было окружено зданиями. Было жутко, но мы все друг друга поддерживали и старались не паниковать.

До Токио дошли уже относительно слабые толчки. Но все дни до отъезда мы жили в постоянном напряжении. Смотрели на цветок на окне — наш сейсмометр: с какой силой трясутся листья. Намочили шторы, включили кондиционер — так нелепо мы спасались от радиации. Закупили лапши и воды. Что пугало — полки в супермаркетах были почти пустые. А в какой-то момент нам отключили свет… Неделю моды, конечно, отменили. Не до показов, когда гибнут люди».