Фото: Игорь АфанасьевФото: Игорь Афанасьев

Каждое утро руководителей мехколонн, которые строят вторые пути на БАМе, начинается со сводки диспетчеров с линии. Если в Тынде сейчас -45, то на отдаленных перегонах, расположенных в низинах рядом с реками, фиксируют -55. Там нет метеостанций, поэтому строители доверяют обычным ртутным термометрам.

— При таком морозе могут работать люди, но не выдерживает техника. Металл становится хрупким, замерзает гидравлика. Поэтому все работы останавливаются, экскаваторы, бульдозеры, самосвалы стоят на прогреве, — объясняет начальник участка «Багульный» МК-7 Сергей Исаков. — Как только температура поднимается выше 40 градусов, мы возобновляем отсыпку земполотна.

В морозы рабочим нужно есть много мяса, сала, хлеба.

Если строители могут остановить из-за морозов работу, то железнодорожники позволить себе этого не могут. При любой температуре работники стальных магистралей обязаны обеспечить пропуск поездов. И чем холоднее, тем больше времени путейцы и осмотрщики вагонов должны проводить на улице.

— При морозе рельсы сжимаются, могут треснуть крепления, поэтому путейцы через несколько часов делают обходы железной дороги. Если выявили дефект пути, то сразу же останавливается движение и устраняется неисправность. Осмотрщики вагонов в такие морозы более тщательно обследуют тележки, балки, колеса грузовых вагонов. Риск выхода из строя оборудования в -40…-50 градусов повышается в несколько раз, — рассказывают железнодорожники.

Через каждые 2—3 километра вдоль железной дороги есть пункты обогрева, где путейцы могут согреться, выпить горячего чая и запастись калориями.

— Конечно, главное — в морозы одеваться тепло, но много зависит и от еды. Пища должна быть калорийной, жирной. Нужно есть много мяса, сала, хлеба. Голодным нельзя выходить на перегон, — говорит путеец Игорь Перцов. — Мы же много работаем физически. Попробуйте весь день подержать в руках кувалды, шпалоподбойки — сразу согреетесь.

Чем холоднее, тем больше времени путейцы и осмотрщики вагонов должны проводить на улице.

Строителям и железнодорожникам выдают специальную одежду, адаптированную к работе в суровых климатических условиях. Это сапоги на толстой подошве, шапки-ушанки, меховые бушлаты, рукавицы. Но, как признаются северяне, одежда не всегда спасает от стужи — на помощь приходит фантазия.

— Очень помогают пояса и наколенники из собачьей шерсти, обязательно должна быть шапка-ушанка из меха, хорошо, если еще и капюшон с меховой опушкой. Сапоги лучше брать на размер больше, чтобы можно было надеть шерстяные носки, положить стельки из оленьих шкурок, — рассказывает бригадир путейцев Сергей Воробьев. — Лицо смазывается жирным кремом, который защищает кожу от обморожения и обветривания. Мы уже привыкли к таким условиям. За год перепад температур у нас достигает 100 градусов: от -55 зимой до +45 градусов летом. Зимой можно на себя надеть теплую одежду, а что делать летом, когда пот льется ручьем, а солнце палит?!

Одевайтесь по принципу «капусты»: советы северян

Одевайтесь по принципу «капусты» — и никакие морозы вам не будут страшны, уверены северяне. При этом одежда должна быть только из натуральных тканей и не облегать. Обтягивающие джинсы в мороз лучше не надевать. А вот пару свободных кальсон под шерстяными брюками обеспечат комфортное пребывание на улице в течение 30—50 минут. И, конечно, спасают меха. Здесь нужно брать пример с коренных жителей севера — эвенков. Благодаря одежде и обуви из оленьих шкурок они много времени проводят на морозе в тайге.

Крещенские морозы останутся в Амурской области до 27 января. Ночные температуры ниже 40 градусов опускаются на территории 12 районов. 

Холода как привилегия

И все же на фоне массы неудобств от сильных морозов жители северных районов Приамурья видят и плюсы. Именно такой климат, согласно Трудовому кодексу, позволяет получать повышенную заработную плату с северными надбавками и районными коэффициентами, пользоваться бесплатным проездом к месту отдыха и дополнительными днями к отпуску. А на пенсию жители этих территорий Приамурья выходят на 5 лет раньше, чем их земляки из южных районов. Как говорят тындинцы, после морозов -55 вряд ли кто-то будет сомневаться в том, что на Крайнем Севере нужны эти льготы, которые хотели сократить.