Фото: Андрей АнохинФото: Андрей Анохин

Заслон из зимних боновых заграждений ставится по всей ширине реки

Нефтетранспортники сознают свою ответственность за уникальную дальневосточную природу и следят за тем, чтобы ее сохранить. Тем более что в ближайшие годы ВСТО-2 выйдет на проектную мощность, объемы ежегодного транзита достигнут 50 миллионов кубометров. В надежности современного трубопровода специалисты не сомневаются, но не устают проводить регулярные тренировки, чтобы быть готовыми к любой нештатной ситуации. Как показали учения амурских подразделений ООО «Транснефть — Дальний Восток», которое перекачивает нефть по ВСТО-2, чтобы обезопасить реку, понадобятся считаные часы.

Река Зея в районе Свободного. В нескольких десятках километров выше по течению ее пересекает нефтепровод. «Самочувствие» магистрали под круглосуточным контролем современной автоматики и многочисленных специалистов. Диспетчеры увидят любое «недомогание» в реальном времени. По легенде учений, на подводном участке трубопровода упало давление, патрульная группа подтвердила версию утечки. Задержать условное пятно предстоит около Свободного. Здесь организуется боновый рубеж.

Летом специальные боновые барьеры нефтетранспортники выстраивают при помощи плавсредств. У зимы своя специфика — работа на льду опасна сама по себе, плюс серьезное препятствие в виде ледяного панциря. В начале февраля его толщина более метра и до водной глади еще нужно добраться. Труд специалистов осложняют нешуточные морозы.

— Аналогичные тренировки проводим в любых условиях, не реже одного раза в месяц. Участвуют разные подразделения, которые стягиваются на место учений. Здесь важно добиться слаженности, чтобы каждый сотрудник знал свою работу. Все этапы отрабатывается до автоматизма. Сегодня у нас задействована 21 единица техники и 56 специалистов, — рассказывает начальник нефтеперекачивающей станции НПС-24 (Шимановский район) Дмитрий Ардатов.

21 единица техники и 56 специалистов приняли участие в учениях по предотвращению утечки нефти в реку Зею


На льду Зеи работают тракторы с ледорезным оборудованием. Под определенным углом к течению делают несколько разрезов льда по всей ширине реки. В разрезы необходимо опустить зимние боновые заграждения. Такие барьеры будут «отбивать» условный слой нефти подо льдом и направлять его в специально оборудованную прорубь — майну. Из нее «нефть» перекачивается в мобильный резервуар и в дальнейшем «отправляется на утилизацию». Место установки заградительных рубежей рассчитывается математическим методом. Причем современная аппаратура позволяет с высокой точностью определить площадь, скорость и даже траекторию движения условного нефтяного пятна в зависимости от погоды, температуры воды, времени года и других условий.

На все мероприятия с момента подтверждения условного ЧП до завершения очистки реки отведено 4 часа. В положенное время нефтетранспортники уложились. В учебно-тренировочных занятиях приняли участие специалисты нефтеперекачивающих станций НПС-24 (Шимановский район), НПС-27 (Екатеринославка), бригады центральной ремонтной службы районного нефтепроводного управления «Белогорск» и другие подразделения.

Максим Шушарин, заместитель начальника управления по эксплуатации Белогорского РНУ ООО «Транснефть — Дальний Восток»:

— Надежность и экологическая безопасность второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» обеспечивались еще на этапе проектирования. На его объектах используются инновационные технологии, передовые технические решения. Это, например, единая система управления, которая отвечает в том числе за контроль основных параметров транспортировки нефти — рабочее давление, расход, температуру. Еще одна инновация —  система обнаружения утечек и контроля активности.  С ее помощью мы контролируем не только состояние трубопровода на любом отрезке в реальном времени, но и все происходящее рядом с трубой: система фиксирует любые передвижения. Высокочувствительное оборудование может отличить шаги человека от шагов животных. Определяется тип проезжающей техники — колесная или гусеничная и так далее.

Помимо того, на ВСТО-2 действует и система контроля сейсмической активности, важная для объектов, находящихся в сейсмоинтенсивных регионах, таких как Амурская область. 

Конечно, за нашими объектами следит не только автоматика. Подводные переходы проверяют специальные обходчики, а подвижные бригады службы безопасности патрулируют производственные площадки и трассу нефтепровода.