3

миллиона 415 тысяч рублей — общая сумма исков, выставленных амурским браконьерам за убийство диких животных в прошлом году

На протяжении последних лет стоимость каждой убитой особи постепенно возрастала. Речь не о штрафах, которые пока остаются неизменными — в пределах 500—4000 рублей. В первую очередь разговор идет о денежной компенсации для исчисления вреда, нанесенного дикой природе. Суммы называются более чем внушительные.

Например, так называемая базовая такса по косуле выросла в два раза — с 20 тысяч рублей до 40. Проще говоря, такова минимальная сумма оплаты за одну особь. Как отмечают специалисты, виновнику придется ее заплатить, если в гибели животного отсутствовал злой умысел. Это может быть некая случайность — например, животное погибло под колесами автомобиля.

При наличии отягчающих обстоятельств размер санкций  вырастает в несколько раз в зависимости от различных условий, места и даже пола животного. Например, самка косули, убитая в заказнике или в другой особоохраняемой природной территории, обойдется браконьеру в максимальную стоимость — 280 тысяч рублей. Цена, сопоставимая со стоимостью неплохого автомобиля.

До 2009 года браконьеру приходилось отдавать за убитую косулю всего пять тысяч рублей. Сегодня ситуация кардинально изменилась.

Самец стоит немного дешевле. А если зверь добыт на общедоступных охотничьих угодьях, то общая сумма также снижается. Однако особых иллюзий питать не стоит, уверяют специалисты. Даже минимальные цены будут кусаться.

— Допустим, такой пример: такса по лосю увеличилась в два раза и достигла уровня 80 тысяч рублей. Даже если это самец, но он незаконно убит на территории охотничьих угодий, то браконьеру придется заплатить 240 тысяч рублей. То есть применяются соответствующие коэффициенты, и конечная сумма увеличивается в три раза. И это не предел. В других обстоятельствах увеличение суммы наказания по разным животным может быть и семикратным, — рассказывает ведущий консультант управления по охране животного мира Амурской области Максим Бормотов.

По словам Максима Анатольевича, главная цель нововведений — сделать нелегальную охоту невыгодной.

Например, до 2009 года браконьеру приходилось отдавать за убитую косулю всего пять тысяч рублей. Но это в случае поимки. При этом в удаленных территориях Приамурья есть места, где отдельные люди живут таким видом заработка годами. Сегодня его поймали с косулей — он заплатил государству пять тысяч рублей. Завтра ему удалось уйти от наказания, и он продал добытое животное за те же пять тысяч рублей. То есть в худшем случае браконьер ничего не потерял, в лучшем — прилично заработал.  Сегодня ситуация кардинально изменилась.

— Когда государство начало постепенно увеличивать финансовую ответственность за незаконную охоту, количество таких людей начало заметно сокращаться. Сегодня и вовсе получается слишком дорогое удовольствие, — отмечает Максим Бормотов. — Даже если отбросить все моральные принципы, то браконьерство становится крайне невыгодным занятием.   

Как отмечают в Амурском охотуправлении, в прошлом году незаконно  добыто 45 копытных животных, и это лишь выявленные случаи. Однако даже по ним общая сумма исков по возмещению вреда достигла 3 миллионов 415 тысяч рублей.

Помимо косули, наибольшей популярностью у браконьеров пользуются фазаны и утки. Счет незаконно добытым птицам в данном случае также идет на десятки.