Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №44 (28813) от 23 апреля 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
23 апреля 2019,
вторник

Гипермаркеты против киосков: как выживает малый бизнес в борьбе с сетевыми магнатами

Экономика

Вот уже несколько лет торговые киоски Приамурья выживают под натиском крупных сетей. Прилавочные магазины теснят дискаунтеры, супер- и гипермаркеты. Предприниматели кричат о давящей конкуренции. Отчаявшись, многие сворачивают дело, освобождая дорогу тем, кто рискует. И выигрывает! Кто победит в переделе рынка и кому это выгодно: «Амурская правда» собрала истории благовещенских бизнесменов и мнения экспертов.

  • Покупатель берет в супермаркете на 30% больше товара, чем в магазине прилавочного типа.

«Мы любим свое дело!»

Старт своему маленькому бизнесу Юлия Бризе и ее муж Александр дали в 2015 году. Молодые и отчаянные — тогда им было по 27 лет — взяли кредит в 100 тысяч рублей и пятачок торговой площади. «Семьдесят тысяч отдали за двухмесячную аренду, на оставшиеся 30 купили сигареты и набрали у агентов товары в рассрочку», — вспоминает Юлия Бризе. За два месяца начинающие бизнесмены рассчитались с долгами, и дело пошло в гору. Семья не скрывает: начинать было рискованно и страшно. Александр к моменту открытия только искал нишу в бизнесе, стабильной работы у него не было.

— Я трудилась главным бухгалтером на предприятии. Работу бросать не стала, дала себе зарок — всю прибыль в кассе до копейки как минимум полгода пускать на развитие магазина, — вспоминает Юлия.

50

миллионов рублей выделено на субсидии предпринимателям в 2018 году властями Амурской области. Условия предоставления поддержки сейчас в разработке. Право на участие в конкурсе дадут и владельцам малых торговых точек

Опытом в торговле супруги тоже похвастать не могли: она — экономист, он — по образованию учитель труда. Азы постигали, набивая шишки. Первое время не могли даже нанять продавцов. Оба директора стояли за прилавком по очереди, в ночную смену тоже. Довольно скоро точка начала приносить прибыль, появилась возможность расширяться. К тому моменту владельцы досконально знали все тонкости работы и управляющего, и продавца, и мерчандайзера.

— Я думаю, очень многие магазины сегодня разоряются из‑за неграмотного управления, — рассуждает Юлия Бризе. — Единицы готовы встать и торговать. Берут деньги у родителей или в кредит и сразу нанимают персонал, который потом их обманывает.

Юлия, прежде чем искать управляющих, сама руководила магазинами. «Я знаю, какую прибыль должна приносить каждая точка. Как меня могут обмануть?» — отмечает предпринимательница. Вместе с мужем они не раз разоблачали подворовывающий или некомпетентный персонал. «Однажды нам попался очень хитрый мальчишка-продавец. Он умудрялся продавать товар мимо кассы под видеонаблюдением, а выручку забирал себе. Но мы его вычислили. Он подносил продукты к оборудованию той стороной, где нет штрихкода, в итоге продажа не проходила через компьютер», — вспоминает Александр, как они ночами напролет листали накладные и отчеты.

— Нужно жить своим делом, болеть им и работать не покладая рук, — выводит первое условие успеха Юлия.

Теперь бизнесмены с улыбкой вспоминают, как просили у агентов отсрочки по долгам. Сегодня с их сетью сотрудничают больше 150 дистрибьюторов. А супруги поставили цель — в год открывать по одному магазину. Пока они движутся по графику. «Готовимся запустить четвертый супермаркет в центре города», — делится планами Александр.

Как конкурировать с монстрами торговли

Бизнесмены признают: конкурировать с супер- и гипермаркетами сложно. «За счет больших объемов крупные сети получают товар по цене ниже вплоть до 30 %! А люди в наше непростое время сравнивают и идут туда, где дешевле», — констатирует Александр. Многих неравные условия ломают. «Первыми с рынка уходят те, кто ошибся с выбором места для торговой точки», — отмечают предприниматели. Магазины Юлии и Александра находятся рядом с автотрассами и крупными объектами, через которые ежедневно проходит много людей.

— Рядом есть заводы и больницы. Я бы никогда не открыла магазин просто в жилом квартале и тем более в элитном доме. Максимум люди спускались бы ко мне взять лук или майонез, которые забыли купить в супермаркете, — отмечает Юлия.

Основная клиентская масса торговых точек днем — работники заводов, по ночам — таксисты. Ассортимент подбирают на любого покупателя. «Мы стали работать по типу закусочной. У нас всегда есть выпечка, готовые обеды и горячие напитки. В день только сдобы берут на 4—6 тысяч рублей», — отмечает Александр. Когда начался отток покупателей, владельцы магазина приняли решение трудиться и по ночам.

— Многие ошибочно думают, что работать круглосуточно невыгодно. Боятся: мол, кто придет ночью? Зачем нести затраты на коммуналку и зарплату продавцам ради 2—3 клиентов? Но есть люди, которые возвращаются домой с работы в 23 часа, когда все супермаркеты закрыты. Они покупают то же самое, что и клиенты днем. У нас был шок, когда мужчина в 4 утра пришел за краской для волос! — смеется Юлия.

39

торговых центров общей площадью 208 тысяч кв. м работают в Благовещенске, по данным на 1 января этого года

В век, когда больше всего ценят время, в прилавочных магазинах супруги стали внедрять принципы работы супермаркета, в основе которого — доверие и близость к покупателю. Здесь не запирают холодильники — клиент может сам выбрать пельмени, блинчики, мороженое и напитки. «Людям хочется ознакомиться с продуктом, почитать этикетку. Психологически человек настроен купить больше, если он берет товар в руки», — объясняет Юлия. Супруги-бизнесмены советуют хвататься за любой способ заработать. К примеру, недавно они начали доставлять товары на дом, и уже получают по несколько заявок в день.

— Кроме нас, эту услугу предоставляет только один магазин. Она востребована, особенно среди людей с ограниченными возможностями. Кто‑то сломал руку, например, или бабушка не может донести домой несколько пятилитровых бутылей воды, — рассказывает Александр.

Помимо экономической стратегии, Юлия Бризе вывела целую философию маленького магазинчика. Немаловажное место в ней занимает эстетика. «Многие считают затраты на электричество лишними расходами. Но благодаря хорошему свету выкладка товара кажется лучше, а в самом магазине покупателю уютнее», — подмечает хозяйка бизнеса. Даже к персоналу одно из требований — приятная внешность и умение общаться с людьми.

— Нам приходилось увольнять хороших работников за грубое обращение с покупателями, — не скрывает Юлия.

Ведь магазин в своем районе часто становится едва ли не комнатой психологической разгрузки. Продавцов знают по именам, рассказывают им о своих проблемах и даже дарят девушкам за прилавком цветы. «Бывает, что мужчины идут к определенной кассирше. А в прошедший Новый год у нас был рекорд: одной из наших продавщиц за смену подарили 40 шоколадок», — рассказывает Александр.

Бизнес борется за покупателя

Предпринимательское сообщество массово жалуется на катастрофическое падение прибыли. Малый бизнес давят возросшие налоги и новые требования — узаконить алкоголь через ЕГАИС, установить онлайн-кассы. Вместе с открытием новых гипермаркетов клубок этих проблем стал решающим поводом задуматься о закрытии дела и для Натальи (имя изменено по ее просьбе), которая 10 лет держала продуктовый минимаркет на окраине Благовещенска. Долгое время торговая точка была ведущей в микрорайоне Тепличный.

— А потом появились «Перекресток», «Острова», «Самбери», люди ездят туда на машинах, а к нам заходят, если что‑то забыли купить в крупном гипермаркете. Ко всему прочему у людей сейчас нет денег, упала покупательская способность», — сетует предприниматель.

К нам заходят только, если что-то забыли купить в крупном гипермаркете.

За последние два года оборот товара в магазине Натальи снизился почти наполовину. По ее словам, бизнес работает в ноль: прибыли хватает лишь на покрытие расходов. Подобные трудности переживают и крупные торговые сети: гипермаркеты «съедают» дискаунтеры и супермаркеты. К примеру, вернувшийся к жизни «Наш универсам» выдает чеки с надписью «Самбери». В компании подтвердили: теперь эти магазины входят в один холдинг с популярнейшей торговой сетью. Иными словами, торговые точки, оказавшиеся на грани банкротсва, купили конкуренты.

В сложившихся условиях в выгодном положении оказывается покупатель, за которого продавцы вынуждены бороться. По данным управления по развитию потребительского рынка и услуг Благовещенска, обеспеченность торговыми площадями в амурской столице превышает норматив более чем в два раза. В областной столице работает больше тысячи различных объектов торговли, 39 торговых центров. Каждый хочет, чтобы люди пришли к нему.

— С открытием «Самбери» отток клиентов в первую неделю у нас составил 50%, значительно упала выручка, — на условиях анонимности рассказали «Амурской правде» в одной из крупных торговых сетей Благовещенска, работающей 10 лет. — Спустя время люди стали возвращаться. Такое происходит всегда, когда на рынке появляется новый конкурент. И это заставляет старых игроков вливать средства в рекламу, ребрендинг, меняться. Мы, к примеру, набрали штат поваров и открыли собственное производство. Продаем людям то, что они хотят — готовые обеды, салаты, выпечку, даже хлеб свой начали печь.

И, пожалуй, еще никогда супермаркеты не делали столько скидок и акций с розыгрышами путевок на моря и бытовую технику.

«Речь о качестве»: как амурский инженер стал популярным поваром

Даже маленький бизнес может стать конкурентным. Это доказал амурчанин Виктор Косицын. В 2016 году уставший от неприбыльной работы инженер-строитель решился на отчаянный шаг — он уволился и запустил по Благовещенску гриль-мобиль. Это был фургон на колесах, оснащенный профессиональным оборудованием — печью и грилем. Виктор сам, будучи поваром-любителем, готовил стейки, шашлыки и овощи-гриль на глазах у покупателей. Так он стал владельцем единственного в городе ресторана на колесах, где элитные блюда, приправленные авторскими соусами, подавали в течение 20 минут и дешевле, чем в заведениях общепита. Первое время новоиспеченный бизнесмен дерзко парковался напротив гипермаркета «Перекресток».

— Люди делали заказы, пока шли в магазин, а сделав покупки, забирали готовое блюдо, — рассказал о своем опыте Виктор, не побоявшийся, что его бизнес «съедят» торговые гиганты.

«Речь о качестве и вкусе еды, — уверен предприниматель, привлекший покупателей уникальным ассортиментом. — В гипермаркете готовая еда лежит на прилавке целый день. А у меня стейк из-под ножа. И не нужно томиться в ожидании в ресторане». По подсчетам Виктора, в день благовещенцы заказывали от 20 до 50 порций. Прибыль составляла порядка 20 тысяч рублей, половина из них — чистая выручка. А плюсом кухни на колесах стала ее мобильность.

— Меня приглашали люди при деньгах. Вечером в пятницу я приезжал, жарил им шашлыки, а после вечеринки возвращался домой, — отмечает Виктор.

По стечению обстоятельств амурчанин уехал в Санкт-Петербург вместе с бизнесом. Его гриль-мобиль по-прежнему на ходу, но уже в северной столице.

Мнение

«Маленькие магазины вымрут»

Борис Белобородов, председатель амурского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

— В сложившихся условиях маленькие магазинчики постепенно будут вымирать. Они не выдержат конкуренции с крупными сетями, если не получат поддержку от властей — муниципальные контракты, льготы по налогу на имущество. Это не очень хорошо, так как крупные гипермаркеты есть далеко не везде. А мелкие торговые точки работают в шаговой доступности от жилых домов и выполняют, в том числе, социальную функцию.

«Супермаркеты стимулируют конкуренцию»

Татьяна Кочергина, начальник отдела развития предпринимательства и конкуренции регионального министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства

— Открытие больших супермаркетов на первоначальном этапе для мелких магазинов — потрясение. Но это развитие конкуренции, стимул искать свою нишу. Отток покупателей заставит предпринимателей не идти по накатанной дороге, а задуматься о качестве своего товара, о расширении ассортимента, появлении уникальной продукции. Закрываются те торговые точки, которые не хотят трансформировать бизнес под потребности современности. Более того, в районах области не хватает предпринимательской инициативы. У бизнесменов есть возможность получать муниципальные заказы на торговлю, но они просто не участвуют в конкурсах. На место старых предпринимателей приходят новые. По статистике, количество торговых площадей и мелких торговых точек в Амурской области растет.

«Клиентам нужно быстрое обслуживание»

Любовь Полищук, руководитель отдела рекламы и PR сети гипермаркетов «Самбери»

— Современная розница вытесняет традиционную торговлю за прилавком. Это связано с тенденциями рынка. Клиентам нужно быстрое обслуживание, люди не готовы тратить время на то, чтобы стоять в очереди, поэтому выбирают дискаунтеры, супер- и гипермаркеты. Покупатель хочет прийти в магазин и выбрать товар сам, не спрашивая у продавца цену и не приглядываясь к продукту из‑за прилавка.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

1
20.03.2018, 17:28

Не хватает на улицах города мелких точек со свежей булочкой и чашечкой кофе

— булочка (гость)
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Заявки на участие в сельхозярмарке в «Самбери» можно подать по электронной почтеЗаявки на участие в сельхозярмарке в «Самбери» можно подать по электронной почте
Современный фермерский рынок откроется в торговом центре БлаговещенскаСовременный фермерский рынок откроется в торговом центре Благовещенска
Фигурное катание, хоккей, концерты звёзд: в «Островах» откроется ледовая арена
Самый большой торгово-развлекательный центр Приамурья проверили на огнеустойчивость
На бойком месте: в Благовещенске не стали бойкотировать торговые центры после трагедии в Кемерове
Слезы мужчин и ананас с перчинкой: амурчане прислали в Роспотребнадзор забавную рекламу
В «Самбери» — до полуночи: к Новому году гипермаркет увеличивает время работы и дарит скидки
Крупный гипермаркет запустил бесплатный автобус по Благовещенску (расписание)
Открытый чемпионат Азии по пауэрлифтингу пройдет в Благовещенске
Битва супермаркетов: АП сравнила ценники в крупных магазинах Благовещенска после появления «Самбери»

Покупатель берет в супермаркете на 30% больше товара, чем в магазине прилавочного типа.Покупатель берет в супермаркете на 30% больше товара, чем в магазине прилавочного типа.

Фото: Андрей Ильинский

Благовещенский суд отправил автоподставщиков в колонию и обязал возместить полумиллионный ущербПроисшествия
Волонтеры в субботу раздадут в амурской столице около тысячи георгиевских лентОбщество
Все ледовые переправы закрыты в ПриамурьеОбщество
Завернутый в ковер труп военного музыканта обнаружен в одном из дворов БелогорскаПроисшествия
Энергетики назовут «Надежных партнеров» среди юридических лиц Дальнего ВостокаЭкономика
Гороскоп на 23 апреля: Рыб будут раздражать окружающие, зато Близнецы поищут жертву для дискуссийСоветы

Читать все новости

Экономика

Энергетики назовут «Надежных партнеров» среди юридических лиц Дальнего Востока Энергетики назовут «Надежных партнеров» среди юридических лиц Дальнего Востока
Международный терминал Благовещенского аэропорта реконструируют в 2020 году
Нелегальных золотодобытчиков выследят с орбиты
«Мир без слез»: банк ВТБ увеличил размер пожертвований в регионах в два раза
ВТБ реализует программу автокредитования со ставкой от 3,5 процента
Система Orphus