Гипермаркеты против киосков: как выживает малый бизнес в борьбе с сетевыми магнатами

Вот уже несколько лет торговые киоски Приамурья выживают под натиском крупных сетей. Прилавочные магазины теснят дискаунтеры, супер- и гипермаркеты. Предприниматели кричат о давящей конкуренции. Отчаявшись, многие сворачивают дело, освобождая дорогу тем, кто рискует. И выигрывает! Кто победит в переделе рынка и кому это выгодно: «Амурская правда» собрала истории благовещенских бизнесменов и мнения экспертов.

«Мы любим свое дело!»

Старт своему маленькому бизнесу Юлия Бризе и ее муж Александр дали в 2015 году. Молодые и отчаянные — тогда им было по 27 лет — взяли кредит в 100 тысяч рублей и пятачок торговой площади. «Семьдесят тысяч отдали за двухмесячную аренду, на оставшиеся 30 купили сигареты и набрали у агентов товары в рассрочку», — вспоминает Юлия Бризе. За два месяца начинающие бизнесмены рассчитались с долгами, и дело пошло в гору. Семья не скрывает: начинать было рискованно и страшно. Александр к моменту открытия только искал нишу в бизнесе, стабильной работы у него не было.

— Я трудилась главным бухгалтером на предприятии. Работу бросать не стала, дала себе зарок — всю прибыль в кассе до копейки как минимум полгода пускать на развитие магазина, — вспоминает Юлия.

50

миллионов рублей выделено на субсидии предпринимателям в 2018 году властями Амурской области. Условия предоставления поддержки сейчас в разработке. Право на участие в конкурсе дадут и владельцам малых торговых точек

Опытом в торговле супруги тоже похвастать не могли: она — экономист, он — по образованию учитель труда. Азы постигали, набивая шишки. Первое время не могли даже нанять продавцов. Оба директора стояли за прилавком по очереди, в ночную смену тоже. Довольно скоро точка начала приносить прибыль, появилась возможность расширяться. К тому моменту владельцы досконально знали все тонкости работы и управляющего, и продавца, и мерчандайзера.

— Я думаю, очень многие магазины сегодня разоряются из‑за неграмотного управления, — рассуждает Юлия Бризе. — Единицы готовы встать и торговать. Берут деньги у родителей или в кредит и сразу нанимают персонал, который потом их обманывает.

Юлия, прежде чем искать управляющих, сама руководила магазинами. «Я знаю, какую прибыль должна приносить каждая точка. Как меня могут обмануть?» — отмечает предпринимательница. Вместе с мужем они не раз разоблачали подворовывающий или некомпетентный персонал. «Однажды нам попался очень хитрый мальчишка-продавец. Он умудрялся продавать товар мимо кассы под видеонаблюдением, а выручку забирал себе. Но мы его вычислили. Он подносил продукты к оборудованию той стороной, где нет штрихкода, в итоге продажа не проходила через компьютер», — вспоминает Александр, как они ночами напролет листали накладные и отчеты.

— Нужно жить своим делом, болеть им и работать не покладая рук, — выводит первое условие успеха Юлия.

Теперь бизнесмены с улыбкой вспоминают, как просили у агентов отсрочки по долгам. Сегодня с их сетью сотрудничают больше 150 дистрибьюторов. А супруги поставили цель — в год открывать по одному магазину. Пока они движутся по графику. «Готовимся запустить четвертый супермаркет в центре города», — делится планами Александр.

Как конкурировать с монстрами торговли

Бизнесмены признают: конкурировать с супер- и гипермаркетами сложно. «За счет больших объемов крупные сети получают товар по цене ниже вплоть до 30 %! А люди в наше непростое время сравнивают и идут туда, где дешевле», — констатирует Александр. Многих неравные условия ломают. «Первыми с рынка уходят те, кто ошибся с выбором места для торговой точки», — отмечают предприниматели. Магазины Юлии и Александра находятся рядом с автотрассами и крупными объектами, через которые ежедневно проходит много людей.

— Рядом есть заводы и больницы. Я бы никогда не открыла магазин просто в жилом квартале и тем более в элитном доме. Максимум люди спускались бы ко мне взять лук или майонез, которые забыли купить в супермаркете, — отмечает Юлия.

Основная клиентская масса торговых точек днем — работники заводов, по ночам — таксисты. Ассортимент подбирают на любого покупателя. «Мы стали работать по типу закусочной. У нас всегда есть выпечка, готовые обеды и горячие напитки. В день только сдобы берут на 4—6 тысяч рублей», — отмечает Александр. Когда начался отток покупателей, владельцы магазина приняли решение трудиться и по ночам.

— Многие ошибочно думают, что работать круглосуточно невыгодно. Боятся: мол, кто придет ночью? Зачем нести затраты на коммуналку и зарплату продавцам ради 2—3 клиентов? Но есть люди, которые возвращаются домой с работы в 23 часа, когда все супермаркеты закрыты. Они покупают то же самое, что и клиенты днем. У нас был шок, когда мужчина в 4 утра пришел за краской для волос! — смеется Юлия.

39

торговых центров общей площадью 208 тысяч кв. м работают в Благовещенске, по данным на 1 января этого года

В век, когда больше всего ценят время, в прилавочных магазинах супруги стали внедрять принципы работы супермаркета, в основе которого — доверие и близость к покупателю. Здесь не запирают холодильники — клиент может сам выбрать пельмени, блинчики, мороженое и напитки. «Людям хочется ознакомиться с продуктом, почитать этикетку. Психологически человек настроен купить больше, если он берет товар в руки», — объясняет Юлия. Супруги-бизнесмены советуют хвататься за любой способ заработать. К примеру, недавно они начали доставлять товары на дом, и уже получают по несколько заявок в день.

— Кроме нас, эту услугу предоставляет только один магазин. Она востребована, особенно среди людей с ограниченными возможностями. Кто‑то сломал руку, например, или бабушка не может донести домой несколько пятилитровых бутылей воды, — рассказывает Александр.

Помимо экономической стратегии, Юлия Бризе вывела целую философию маленького магазинчика. Немаловажное место в ней занимает эстетика. «Многие считают затраты на электричество лишними расходами. Но благодаря хорошему свету выкладка товара кажется лучше, а в самом магазине покупателю уютнее», — подмечает хозяйка бизнеса. Даже к персоналу одно из требований — приятная внешность и умение общаться с людьми.

— Нам приходилось увольнять хороших работников за грубое обращение с покупателями, — не скрывает Юлия.

Ведь магазин в своем районе часто становится едва ли не комнатой психологической разгрузки. Продавцов знают по именам, рассказывают им о своих проблемах и даже дарят девушкам за прилавком цветы. «Бывает, что мужчины идут к определенной кассирше. А в прошедший Новый год у нас был рекорд: одной из наших продавщиц за смену подарили 40 шоколадок», — рассказывает Александр.

Бизнес борется за покупателя

Предпринимательское сообщество массово жалуется на катастрофическое падение прибыли. Малый бизнес давят возросшие налоги и новые требования — узаконить алкоголь через ЕГАИС, установить онлайн-кассы. Вместе с открытием новых гипермаркетов клубок этих проблем стал решающим поводом задуматься о закрытии дела и для Натальи (имя изменено по ее просьбе), которая 10 лет держала продуктовый минимаркет на окраине Благовещенска. Долгое время торговая точка была ведущей в микрорайоне Тепличный.

— А потом появились «Перекресток», «Острова», «Самбери», люди ездят туда на машинах, а к нам заходят, если что‑то забыли купить в крупном гипермаркете. Ко всему прочему у людей сейчас нет денег, упала покупательская способность», — сетует предприниматель.

К нам заходят только, если что-то забыли купить в крупном гипермаркете.

За последние два года оборот товара в магазине Натальи снизился почти наполовину. По ее словам, бизнес работает в ноль: прибыли хватает лишь на покрытие расходов. Подобные трудности переживают и крупные торговые сети: гипермаркеты «съедают» дискаунтеры и супермаркеты. К примеру, вернувшийся к жизни «Наш универсам» выдает чеки с надписью «Самбери». В компании подтвердили: теперь эти магазины входят в один холдинг с популярнейшей торговой сетью. Иными словами, торговые точки, оказавшиеся на грани банкротсва, купили конкуренты.

В сложившихся условиях в выгодном положении оказывается покупатель, за которого продавцы вынуждены бороться. По данным управления по развитию потребительского рынка и услуг Благовещенска, обеспеченность торговыми площадями в амурской столице превышает норматив более чем в два раза. В областной столице работает больше тысячи различных объектов торговли, 39 торговых центров. Каждый хочет, чтобы люди пришли к нему.

— С открытием «Самбери» отток клиентов в первую неделю у нас составил 50%, значительно упала выручка, — на условиях анонимности рассказали «Амурской правде» в одной из крупных торговых сетей Благовещенска, работающей 10 лет. — Спустя время люди стали возвращаться. Такое происходит всегда, когда на рынке появляется новый конкурент. И это заставляет старых игроков вливать средства в рекламу, ребрендинг, меняться. Мы, к примеру, набрали штат поваров и открыли собственное производство. Продаем людям то, что они хотят — готовые обеды, салаты, выпечку, даже хлеб свой начали печь.

И, пожалуй, еще никогда супермаркеты не делали столько скидок и акций с розыгрышами путевок на моря и бытовую технику.

«Речь о качестве»: как амурский инженер стал популярным поваром

Даже маленький бизнес может стать конкурентным. Это доказал амурчанин Виктор Косицын. В 2016 году уставший от неприбыльной работы инженер-строитель решился на отчаянный шаг — он уволился и запустил по Благовещенску гриль-мобиль. Это был фургон на колесах, оснащенный профессиональным оборудованием — печью и грилем. Виктор сам, будучи поваром-любителем, готовил стейки, шашлыки и овощи-гриль на глазах у покупателей. Так он стал владельцем единственного в городе ресторана на колесах, где элитные блюда, приправленные авторскими соусами, подавали в течение 20 минут и дешевле, чем в заведениях общепита. Первое время новоиспеченный бизнесмен дерзко парковался напротив гипермаркета «Перекресток».

— Люди делали заказы, пока шли в магазин, а сделав покупки, забирали готовое блюдо, — рассказал о своем опыте Виктор, не побоявшийся, что его бизнес «съедят» торговые гиганты.

«Речь о качестве и вкусе еды, — уверен предприниматель, привлекший покупателей уникальным ассортиментом. — В гипермаркете готовая еда лежит на прилавке целый день. А у меня стейк из-под ножа. И не нужно томиться в ожидании в ресторане». По подсчетам Виктора, в день благовещенцы заказывали от 20 до 50 порций. Прибыль составляла порядка 20 тысяч рублей, половина из них — чистая выручка. А плюсом кухни на колесах стала ее мобильность.

— Меня приглашали люди при деньгах. Вечером в пятницу я приезжал, жарил им шашлыки, а после вечеринки возвращался домой, — отмечает Виктор.

По стечению обстоятельств амурчанин уехал в Санкт-Петербург вместе с бизнесом. Его гриль-мобиль по-прежнему на ходу, но уже в северной столице.

Мнение

«Маленькие магазины вымрут»

Борис Белобородов, председатель амурского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

— В сложившихся условиях маленькие магазинчики постепенно будут вымирать. Они не выдержат конкуренции с крупными сетями, если не получат поддержку от властей — муниципальные контракты, льготы по налогу на имущество. Это не очень хорошо, так как крупные гипермаркеты есть далеко не везде. А мелкие торговые точки работают в шаговой доступности от жилых домов и выполняют, в том числе, социальную функцию.

«Супермаркеты стимулируют конкуренцию»

Татьяна Кочергина, начальник отдела развития предпринимательства и конкуренции регионального министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства

— Открытие больших супермаркетов на первоначальном этапе для мелких магазинов — потрясение. Но это развитие конкуренции, стимул искать свою нишу. Отток покупателей заставит предпринимателей не идти по накатанной дороге, а задуматься о качестве своего товара, о расширении ассортимента, появлении уникальной продукции. Закрываются те торговые точки, которые не хотят трансформировать бизнес под потребности современности. Более того, в районах области не хватает предпринимательской инициативы. У бизнесменов есть возможность получать муниципальные заказы на торговлю, но они просто не участвуют в конкурсах. На место старых предпринимателей приходят новые. По статистике, количество торговых площадей и мелких торговых точек в Амурской области растет.

«Клиентам нужно быстрое обслуживание»

Любовь Полищук, руководитель отдела рекламы и PR сети гипермаркетов «Самбери»

— Современная розница вытесняет традиционную торговлю за прилавком. Это связано с тенденциями рынка. Клиентам нужно быстрое обслуживание, люди не готовы тратить время на то, чтобы стоять в очереди, поэтому выбирают дискаунтеры, супер- и гипермаркеты. Покупатель хочет прийти в магазин и выбрать товар сам, не спрашивая у продавца цену и не приглядываясь к продукту из‑за прилавка.

Возрастная категория материалов: 18+