За этим столом маленьким посетителям разрешают пить чай. Фото: Александр ЯрошенкоЗа этим столом маленьким посетителям разрешают пить чай. Фото: Александр Ярошенко

Запах настоящего

Константиновка хоть и райцентр, но, по сути, самое типичное село, во всю свою длину вытянувшееся вдоль державного Амура. На втором этаже сельского Дома культуры, который здесь величают дворцом, расположился районный музей.

— Здесь раньше был большой холл, — говорит Галина Черненко, специалист музея.

Холл теперь разбит на несколько выставочных залов, в которых замерло время. В одном из них — уголок крестьянской избы с макетом русской печи, ухватами, чугунками, лавками и иконами в красном углу.

— Иконы намоленные, их нам отдали родственники одной бабушки, которая была верующим человеком, — с гордостью рассказывают районные музейщики. На широкой лавке — ровный рядок деревянных маслобоек, крышки которых до сих пор пахнут пахтой и маслом. Жизнью настоящей пахнут.

5,4

тысячи экспонатов числится в Константиновском районном музее на специализированном учете. За 2017 год было принято 326 артефактов. Есть уникальные. Например, каменная голова воина эпохи мохэ, примерно V века нашей эры, долгие годы служила гнетом для бочки, в которой квасили капусту в одном из сельских погребов

Напротив — круглый, накрытый красивой скатертью стол, на нем генералом стоит большой медный самовар, на тусклом боку которого ровный ряд медалей. Деревянные ручки, узорчатый кран. Красавец! Рядом — полукруг посеребренных подстаканников, пузатая сахарница.

— Мы детям разрешаем за этим столом чай пить. Вы не представляете, сколько у них радости! Один мальчишка недавно не удержался — сахарницу языком лизнул, — улыбается директор районного музея Надежда Комиссарова.

Константиновский музей — самый молодой в Приамурье, он еще ходит в «несовершеннолетних», только на следующий год будет отмечать восемнадцатый год со дня основания. Он начинался с краеведческого уголка одной из школ, но за время становления уже успел стать одним из любимых мест в районе и авторитетным учреждением среди музейного сообщества.

Музей — это не экспонаты. Музей — это люди, которые делают его живым и интересным. А сельский музей имеет свою особинку. Здесь нельзя и крайне непродуктивно отгораживаться от народа чопорной академичностью. В музее есть красивый, профессионально оформленный зал природы, в котором застыли кустарники и замерли травы, чучела птиц. А в уголочке живет небольшой игрушечный ежик, которого принес маленький мальчик со словами: «А у вас здесь ежика не хватает…».

«Как можно?» — наверняка воскликнут теоретики музейного дела. Но мальчик стал частым гостем в музее, приходит один, с родственниками и друзьями. Ребенок трепетно следит за «своим ежиком».

— Он вырастет добрым человеком, — убеждены хранители районной кладовой.

Голоса живые

В витрине — длинное платье из темно-зеленой «тяжелой» ткани, отороченное черным гипюровым кружевом. «Платье принадлежало Марии Иосифовне Соловей. 1907 год», поясняет подпись к экспонату.

— Оно к нам попало вместе с сундуком, в котором хозяйка хранила его почти всю свою жизнь, она периодически вынимала платье из сундука, сушила и снова прятала подальше от глаз. После ее смерти родственники отдали, — говорит Галина Черненко.

Здесь практически нет безродных экспонатов. За каждым — история и судьба человека. Большой медный казан, возраст которого исчисляется несколькими веками, открыло наводнение 2013 года. Размыло набережную Амура, а местные парни там и нашли редкий артефакт. Музей хранит и продолжает собирать уникальные свидетельства времени — рассказы земляков, которые записывают на диктофон и бережно хранят в фонотеке. Уже собраны десятки бесценных воспоминаний.

Бывают случаи просто невероятные: когда единственная пожелтевшая фотография, найденная на чердаке старого дома, раскрывает вдруг целые истории из прошлого.

— Вот из этой фотографии, которую люди хотели выбросить, мы узнали о судьбе крестьянской артели «Бедность», даже ее название было забыто. Одна женщина случайно узнала своего родственника на фото, так раскрылась целая цепочка утерянных биографий и событий, — поясняет Надежда Комиссарова.

Музей — это не экспонаты, музей — это люди, которые делают его живым и интересным.

Районный музей — это небольшие зарплаты сотрудников и большие, влюбленные в свое дело сердца. Галина Черненко, выпускница истфака Томского университета, больше сорока лет проработала учителем истории. Говорит, что всегда мечтала быть археологом, в музей пришла поработать на несколько месяцев — осталась на годы.

Елена Лямина — хранитель музейных фондов, она имеет диплом инженера-технолога молочного производства.

— Сегодня не представляю своей жизни без музея. Каждый экспонат принимаю как родной. Это же не просто прялка или старый костюм. Это истории наших земляков, среди которых я выросла, — говорит Елена.

Ольга Дубовик много лет проработала на станции юннатов, по специальности — педагог дошкольного образования. Сюда пришла по направлению центра занятости населения. Думала, что ненадолго. Теперь улыбается — ошиблась в сроках.

— Знаете, как детсадовская детвора любит экскурсии в наш музей! Они все со мной обнимаются, — смеется Ольга Васильевна.

Судьба героя

Константиновский район дал Родине пятерых героев Советского Союза, которые получили это звание в годы Великой Отечественной войны. Районные хранители времени провели большую кропотливую работу, выяснили: отцы всех героев были репрессированы в страшные тридцатые годы ХХ века. Вытащили из небытия трагическую судьбу матери Героя Советского Союза Николая Веснина Евдокии Кирилловны.

— В областном архиве случайно наткнулись на ее пенсионное дело, оно стало началом всей кропотливой работы по восстановлению исторической правды, — говорит Галина Черненко.

Евдокия Кирилловна Веснина с племянницей Марией. Конец 1930-х годов.

Мать героя Советского Союза жила в селе Коврижка Константиновского района в семье своей племянницы. Нашли старожилов, которые рассказали, что она почти два послевоенных десятилетия ходила в черном и ждала с войны своего единственного сына. Она не знала о его смерти, не знала, что он совершил подвиг в Беларуси в 1944 году, до последнего патрона отбивался от фашистов и отправил на тот свет несколько десятков гитлеровцев. «Только в 1962 году ей сказали об этом и назначили пенсию областного значения. Но она не смогла пережить эту весть и лишилась рассудка, — вздыхает Галина Черненко. — Последние два года мать героя провела в областной психиатрической больнице, там и скончалась». Судьба приоткрыла еще одну трагическую биографию Евдокии Кирилловны Весниной: она перед самой войной была записана во «враги народа», наказание отбывала в одном из женских лагерей Приамурья. Вот такая правда открылась музею, которую здесь будут бережно хранить.

Наряды и обряды

Музея без научной деятельности не бывает. Здешние работники проводят ежегодные научно-практические куреновичские конференции, которые носят имя одного из бывших директоров местной школы, неутомимого краеведа Александра Куреновича.

Нет в районе такого села, где бы не побывали сотрудники музея. Кладут в кованый сундук интересные экспонаты. Галина Черненко надевает русский расшитый сарафан, и сельская детвора вместе с родителями не дышит от восторга, слушая интересную лекцию.

— Проводим в селах обряды породнения, люди с радостью откликаются, — говорит Надежда Комиссарова.

Так строится самый важный мостик, имя которому — доверие. По нему люди принесут в музей самые дорогие частички своей жизни и семейной биографии. Принесут, вздохнут и скажут: «Храните, я вам верю…»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ольга Юркова, министр культуры и национальной политики правительства Амурской области:

— Очень многое зависит от человека, который стоит во главе дела. Надежда Владимировна Комиссарова — грамотный, неравнодушный и профессиональный директор музея. Константиновский музей идет в числе первых по многим показателям, по которым оценивается работа музеев. Только посетителей за прошлый год у них стало больше на 2000 человек, они достигли уровня, когда могут приглашать к себе сотрудников других районных музеев — и тем есть чему учиться у константиновцев.

Возрастная категория материалов: 18+