Только пять процентов школьников останутся с китайским языком по жизни. Фото: letidor.ruТолько пять процентов школьников останутся с китайским языком по жизни. Фото: letidor.ru

Лихорадка по китайскому

Школьный китайский в Амурской области пока редкость. Несмотря на соседство региона с Поднебесной, язык преподают всего в восьми учреждениях из почти трехсот. Одной из последних эту дисциплину в программу ввела Чигиринская школа. С новым предметом с 1 сентября 2017 года здесь начали знакомиться 83 пятиклассника. По словам директора школы Тамары Сумароковой, выбор в пользу китайского обусловлен его нарастающей популярностью.

— У нас в школе уже три года успешно ведется кружок по китайскому языку. Причем он популярен не только у школьников старших и средних классов, но и у тех, кто учится во втором классе, — рассказывает Тамара Борисовна. — В текущем учебном году появилась возможность ввести в программу в качестве дополнительного еще один иностранный язык. Мы провели собрание родителей, чьи дети переходят из четвертого в пятый класс, и предложили на выбор немецкий или китайский. Одна группа, около 15 человек, выбрала немецкий язык, а вторая, где 100 человек, — китайский. Мы сразу же наняли преподавателя, закупили учебную литературу.

Многие родители, делая выбор, отмечали, что китайский — язык будущего. Азиатское государство сегодня занимает лидерские позиции в мировой экономике, торговле, активно развивает отношения с Россией. Взрослые считают, что в бизнес-сообществе будут крайне нужны специалисты, знающие китайский язык: не только переводчики, но и экономисты, юристы и менеджеры, делится результатами проведенного школой опроса Тамара Сумарокова. Директор учреждения уверена: ЕГЭ по китайскому языку будет востребован у амурских школьников. Достаточно посмотреть, как стремительно за последний год выросло количество участников школьных олимпиад по этой дисциплине.

Первые на олимпиаде

По данным областного министерства образования и науки, в 2017‑м в школьных олимпиадах по китайскому языку приняло участие вдвое больше детей, чем годом ранее. Из 167 школьников на региональный этап прошли 19 человек, на всероссийский, местом проведения которого впервые стал Благовещенск, — один. Это старшеклассница из Тынды Дарья Лобода. Кстати, ученица классической гимназии № 2 столицы БАМа в итоге стала одной из трех победительниц Всероссийской олимпиады. В качестве приза Даша получила двухнедельную стажировку в Китае и право поступить без экзаменов в любой вуз.

Дарья призналась, что задания олимпиады были не слишком для нее сложными. В будущем девушка хочет связать свою профессиональную деятельность с китайским языком, планирует поступать на факультет международных отношений.

ЕГЭ без первопроходцев

Директор тындинской гимназии № 2 Людмила Фурсова подчеркивает, что успехи Дарьи Лободы во многом обусловлены тем, что китайский язык она учит в специализированной языковой школе. Руководитель общеобразовательной организации, где пятый иностранный преподают уже четвертый год, констатирует: желающих учить язык Поднебесной становится больше, но ажиотажа она не заметила. По ее мнению, первопроходцев на профильном ЕГЭ в нашем регионе будет немного.

— ЕГЭ по китайскому языку будет популярным, но не сразу. Первое время, скорее всего, этого экзамена будут побаиваться, — отмечает директор тындинской гимназии. — И дело не в страхе провалиться на экзамене, я уверена, результаты будут высокими. А, скорее, в том, что не много профильных вузов сегодня готовы принимать школьников с результатами ЕГЭ по китайскому языку. В первой волне, вероятно, будут сдавать в основном те, кто нацелен поступить в профильный вуз, а также те, кто собирается продолжить обучение непосредственно в Китае. Такие учащиеся есть и в нашей школе.

С языком останутся единицы

Мнения о том, что первые годы «китайского» ЕГЭ на Амуре могут получиться малочисленными, придерживается и Наталья Курдюкова, преподаватель китайского языка в школе № 14 Благовещенска. Это общеобразовательное учреждение имеет самый богатый опыт изучения языка Мао Цзэдуна в Приамурье. Здесь эта дисциплина преподается уже на протяжении 27 лет, а количество обучающихся премудростям китайской грамоты уже перевалило за шесть сотен.

По мнению педагога, первые годы профильные вузы будут перестраховываться и для поступления предлагать ЕГЭ на выбор — английский или китайский. А раз есть выбор, то зачем тратить нервы на сложный китайский с его иероглифами.

1972

амурских школьника обучаются грамоте и письменности Поднебесной. Это дети Благовещенска, Свободного, Тынды, а также Благовещенского и Октябрьского районов

— В регионе несколько лет подряд проводятся пробные экзамены по китайскому языку для 9‑го и 11‑го классов. Я присутствовала на них и знаю, как это проходит. Задания в них несложные. Берутся одинаковый набор грамматики и темы, которые есть во всех известных мне учебниках. Наши дети с ними справляются. Но для подготовки к ЕГЭ нужно больше времени выделять не только на сам предмет, но и на отдельные консультации.

Наталья Курдюкова преподает китайский язык в школе около 10 лет. Учитель констатирует, что процент детей, которые хотят изучать язык, заметно вырос. Если раньше из всех учащихся школы китайский для изу­чения выбирали треть учеников, то сегодня уже больше половины. Правда, из всего этого числа школьников, как показывает практика, с китайским языком по жизни остается только пять, в лучшем случае 10 процентов.

— Если брать группу в 25 человек, то в дальнейшем с китайским языком остаются 3—4 человека, — делится наблюдениями Наталья Курдюкова. — ЕГЭ будет, возможно, востребован у детей, кому интересен китайский язык, и они намерены продолжать его учить. У меня есть выпускники, которые отучились в Харбине, Пекине и остались жить и работать в Китае. Кто‑то преподает, кто‑то в малом бизнесе. Все зависит от того, насколько ребенок настроен.

Китаеведы идут мимо школ

Развитие китайского языка в амурских школах сдерживают несколько факторов. Один из них, и главный, — нехватка преподавателей. Учитель и без того не очень популярная и невыгодная профессия, а учитель китайского — невыгодная вдвойне. Заманить молодых преподавателей в школу практически нереально, сетуют директора общеобразовательных учреждений. Со знанием китайского языка можно зарабатывать в любой компании в несколько раз больше. Не в пользу школ играет также отсутствие единой образовательной программы по предмету. В России нет ни единого учебника, ни методичек, ни рабочих тетрадей. Каждый преподаватель сегодня сам выбирает, по какой литературе учить детей. При этом приобретение дополнительных пособий, как правило, ложится на плечи родителей.

Китайский язык станет пятым по счету иностранным языком, по которому школьники сдают ЕГЭ. Экзамен не входит в число обязательных. В амурском минобре пояснили: сейчас выпускники могут выбрать для себя ЕГЭ по четырем иностранным языкам — английскому, немецкому, французскому и испанскому.

Для сдачи госэкзамена по китайскому выпускник 11‑го класса, изучавший язык на базовом уровне, должен будет уметь вести диалог, рассказывать о себе, о своем окружении, читать тексты, а также владеть письменностью.

Каждый амурчанин знает хотя бы два слова на китайском

Ольга Варсанова, министр образования и науки Амурской области:

— Мы находимся так близко к сопредельному государству и у нас проводится такое множество совместных мероприятий, что я не ошибусь, если скажу, что в Приамурье вряд ли найдется такой человек, который бы не знал хотя бы одного-двух слов на китайском. В системе образования Амурской области создано единое пространство по его изучению, начиная со второго класса. В настоящее время только в рамках школьной программы язык Поднебесной осваивают почти 2000 школьников. И нет сомнений, что в последующие годы практика изучения этой дисциплины в амурских образовательных организациях расширится.

«Школьных уроков недостаточно»

Николай Кухаренко, директор Института Конфуция БГПУ:

— В Институте Конфуция мы долгое время обучали китайскому языку только взрослых людей. Но потом под нажимом родителей мы сдались и разрешили учиться детям с 10 лет. Мы сразу набрали семь детских групп по 10—12 человек. На популярность китайского языка оказывает влияние наше приграничное положение. В городе проводится очень много совместных российско-китайских мероприятий: ярмарок, выставок, концертов, экспофорумов. Об этом пишут в газетах, показывают по телевизору. К тому же усиливающаяся роль Китая в мировой экономике привела к высокому спросу на квалифицированных преподавателей, переводчиков, профессиональных китаеведов. Особенно очень востребованы они на западе страны. Перед человеком, знающим китайский язык, открываются широкие перспективы.

Однако школьной программы, как мне кажется, сегодня недостаточно для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Во-первых, китайский язык преподается как второй иностранный, а потому ему уделяется мало времени. Во-вторых, методика преподавания китайского в школах еще очень далека от идеала, в отличие от методик преподавания английского, немецкого и французского.

Возрастная категория материалов: 18+