На что жалуемся: о проблемах отопительного сезона, перерасчете за услуги ЖКХ и письмах в Instagram

Более трех тысяч жалоб поступило за отопительный сезон в государственную жилищную инспекцию Амурской области. Это на треть больше, чем за прошлый аналогичный период. Также ведомство активно реагировало на обращения граждан в Instagram губернатора Приамурья. Как отмечает начальник госжилинспекции Амурской области Светлана Федорченко, рост жалоб вызван возросшей требовательностью и активностью жителей. Улучшило ли жизнь амурчан лицензирование управляющих компаний, как проходит отопительный сезон и какие проблемы остаются в сфере ЖКХ — читайте в интервью.

Паспорт не гарантирует отсутствия проблем

— Светлана Александровна, как оцениваете нынешний отопительный сезон?

— Главным документом, подтверждающим готовность многоквартирного жилого дома к эксплуатации в отопительный период, является паспорт готовности дома. К 1 октября прошлого года были подписаны паспорта готовности практически на все 4636 многоквартирных домов, подлежащих паспортизации в Приамурье, а к 10 ноября этот процесс был полностью завершен. Однако прохождение отопительного сезона показало, что наличие подписанных паспортов еще не означает готовность всех систем дома. Например, в прошлом году нами рассматривалось обращение граждан, проживающих в поселке Береговом Зейского района. Инспекцией были проведены проверки в отношении администрации Берегового сельсовета и МУП «Жилкомэнерго». Установлено, что властями, несмотря на подписанные паспорта готовности, не было организовано надежное теплоснабжение потребителей поселка, отсутствовали обслуживающие и управляющие организации в 19 многоквартирных домах. Для устранения выявленных нарушений администрации выдано предписание. Собственниками многоквартирных домов выбран непосредственный способ управления (дома до 30 квартир) и выбирается обслуживающая организация. По информации администрации Берегового, собственники 11 домов планируют заключить договоры с ООО «Управдом», по 8 домам проводятся конкурсы. В ближайшее время мы проверим исполнение предписания.

164

управляющие компании осуществляют управление многоквартирными домами в Амурской области, из них 51 — в Благовещенске

— Чем отличался этот отопительный период от предыдущих?

— Важным фактором успешного прохождения отопительного периода, обеспечения нормативной температуры в жилых помещениях является промывка систем отопления домов. Кроме того, руководством области муниципалитетам была поставлена задача добиться в этом вопросе с учетом степени износа сетей максимально высокого результата. Промывка систем отопления была выполнена управляющими компаниями области в 4422 домах, что составляет 95,4 процента от общего количества, то есть не везде. Муниципалитеты, управляющие компании объясняют это большим износом сетей и реальной опасностью выхода их из строя при промывке. Вместе с тем там, где отсутствуют объективные причины, инспекция принимает меры, реагирует незамедлительно. По письму администрации Прогресса, например, в отношении управляющей компании ИП Гуранов был составлен административный протокол и материалы направлены в мировой суд для принятия решения. 

За нарушения выписано штрафов на 650 тысяч

— Как часто инспекторы выезжали с проверками на места?

— С начала отопительного сезона по настоящее время было проведено 48 выездных проверок. Инспекторы выезжали и в отдаленные территории: поселки Верхнезейск и Береговой Зейского района, Архаринский, Селемджинский районы, работали совместно с прокурорами в течение месяца в военном городке Возжаевки Белогорского района, где были обращения по нарушениям температурного режима. В Возжаевке было обследовано 8 домов, выдано 6 предписаний. Два исполнено в полном объеме, в связи с большим объемов работ сроки выполнения по 6 предписаниям продлены и находятся на контроле. Много проведено нами документарных проверок. 

— Много ли обращений поступило в инспекцию за отопительный период?

— За отопительный период поступило и рассмотрено 3107 обращений, что на треть больше, чем за прошлый аналогичный период. Доля рассмотренных обращений с положительным решением в допроверочный период составила 30% (или 932 обращения), по 11% обращений (342) проведены внеплановые проверки, по остальным 59% обращений (1833) направлены разъяснения в соответствии с действующим жилищным законодательством. С использованием ГИС ЖКХ поступило и рассмотрено 52 обращения граждан и организаций. По результатам проверок выдано 181 предписание, обязательные к исполнению. Доля исполненных предписаний составила за указанный период 92%.

— Какие меры принимала инспекция по выявленным нарушениям?

— По ним составлено 13 протоколов в отношении должностных и юридических лиц, а также 58 протоколов по непредоставлению информации на общую сумму 659,5 тысячи рублей, взыскано 577,8 тысячи рублей. В адрес судебных приставов направлено 57 постановлений о привлечении к административной ответственности юридических, должностных и физических лиц, а также 4 жалобы на действия (бездействие) судебных приставов.

У «управляек» много проблем

— Светлана Александровна, сегодня только ленивый не критикует управляющие компании. А какие проблемы, на ваш взгляд, есть у них самих?

— Хочу сразу сказать, что, по оценке инспекции, процесс лицензирования, которое началось с мая 2015 года, в целом положительно повлиял на работу управляющих компаний, а рост жалоб вызван возросшей требовательностью и активностью жителей. А проблем у «управляек» достаточно.

29

жилищно-строительных кооперативов и 92 ТСЖ зарегистрировано в государственной информационной системе ЖКХ — все они также управляют домами

Основная — низкий уровень установленных тарифов собственниками помещений на содержание и ремонт многоквартирных жилых домов. Этот уровень не обеспечивает обязательный перечень необходимых регламентных ремонтных работ, а также взаимоотношения с ресурсоснабжающими организациями по договорам поставки коммунальных ресурсов и расчетов по ним. К чему это может привести и приводит?

В 2015 году, например, данная проблема привела к банкротству ряда управляющих компаний в Тынде: ООО «УК Наш Дом», ООО «УК Наш Дом-2», ООО «УК Ермак», ООО «УК Импульс», ООО «УК Агат», ООО «УК Жемчужина», что впоследствии прекратило действие лицензий по управлению многоквартирными домами. Лицензии были сданы конкурсным управляющим нам, органу государственного жилищного надзора. В 2017 году проблема нарушения порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями привела к аннулированию лицензии в судебном порядке у управляющей компании в Райчихинске — ООО «УК Ваш Дом». В настоящее время такая же ситуация по аннулированию лицензии складывается в отношении управляющей компании в Зее — ООО «УК Энергия-3».

— И каким будет ваш совет?

— Выходом из данной проблемы является даже не переход на прямые расчеты, а заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. На федеральном уровне в окончательном чтении приняли закон, согласно которому собственники жилья смогут заключать прямые договоры об услугах ЖКХ, минуя УК. Жильцы вправе на общем собрании принять решение о заключении договора с ресурсоснабжающими организациями на поставку холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, вывоз мусора.

Instagram губернатора и горячая линия помогли решать проблемы

— Появились и новые формы работы. Сегодня часто важна оперативная реакция на события, в том числе на обеспечение тепла в наших квартирах. Делать это непросто, но надо. Инспекцией успешно отработано 167 обращений граждан в Instagram к губернатору области, вместе с тем часть из них оставлена на контроле до полного устранения нарушений и причин, к ним приведших.

Впервые в этом сезоне также заработал телефон горячей линии инспекции, на который поступило 169 обращений, 81 из которых — по ненормативной температуре в квартирах. Все они оперативно отрабатывались в так называемом ручном режиме с управляющими и ресурсоснабжающими компаниями, главами территорий до получения положительного результата. Приоритетным направлением является предоставление населению коммунальных услуг надлежащего качества, а также исполнения договорных обязательств по уборке придомовых территорий и крыш от снега и наледи. С органами местного самоуправления в целях ужесточения контроля за уборкой придомовых территорий многоквартирных домов инспекцией заключены соглашения об информационном обмене сведениями, что позволяет обеспечивать оперативную уборку дворов управляющими компаниями после выпадения осадков, в том числе в выходные и праздничные дни.

МНЕНИЕ

Светлана Федорченко, начальник  государственной жилищной  инспекции Амурской области:

— Нам поступило много жалоб, связанных с оплатой за ЖКУ, — 1300. Жители области часто не согласны с предъявленными к оплате суммами в платежных документах. При проверках наиболее характерными нарушениями являются неправильное применение площадей мест общего пользования и суммарной площади помещений многоквартирного дома, начисление за сверхнормативное потребление при отсутствии решения собственников оплачивать его. Так, в связи с неправомерным односторонним увеличением управляющими компаниями в Белогорске тарифа на содержание 115 многоквартирных домов по требованию инспекции были выполнены перерасчеты на сумму свыше 15 миллионов рублей, а жителям поселка Новобурейского произведены перерасчеты в сторону уменьшения платежей за отопление в целом более чем на полтора миллиона рублей.