Илья Варламов: «Благовещенску нужны свои фишки»

Блогер несколько часов погулял по столице Приамурья и вынес свой вердикт

Второго апреля Благовещенск впервые посетил известный блогер Илья Варламов. В столицу Приамурья из далекой Москвы его привел авторский проект. «Пытаюсь на примерах приграничных территорий, где одинаковый климат и все остальное тоже похожее, понять, почему в одних местах очень удобно и комфортно находиться, а в других — не очень», — рассказал о проекте «Граница» Илья Варламов. О том, что круче — Благовещенск или Хэйхэ, проблемах российских городов и чиновничестве популярный блогер без купюр и прикрас поговорил с благовещенцами.

«Российские города несправедливы»

Я во вторник ходил по Благовещенску. Смотрел окраины, спальные районы. Если сфотографировать их и не сказать, где снято — что Петропавловск-Камчатский, что Калининград и десятки, сотни городов между ними — разницы нет. Это те же самые дома, ошибки, торговые центры. Ты смотришь и думаешь: ну как так?

Взять Петропавловск-Камчатский. Кто не был на Камчатке, представляет ее как одно из самых красивых фантастических мест. Вам кажется, что вы приедете в город и увидите что-то невероятное. Но там все, как и здесь. Природа, конечно, да, великолепная, а все, что сделал человек — одинаково убого.

В чем проблема российских городов? Они несправедливы. То есть, если у тебя нет денег, ты живешь в не очень хороших условиях. И чиновники, ответственные за проектирование и развитие городов, не сталкиваются с ним как обычные жители.

В Европе, например, чиновник без охраны ходит и на автобусе ездит. В российской же культуре власть должна быть сакральной. Даже если какой-то чиновник пытается стать ближе к народу, типа «я свой парень», большинство населения думает: что это за лошара, ездит на автобусе, нам разве нужен такой руководитель? Народ не хочет какого-то простого парня, народ хочет видеть в чиновнике царя.

Обрадовавшись этой социологии, российский чиновник максимально от народа отстраняется. И люди, которые отвечают за развитие городов, по большей части не знают, как сделать так, чтобы город был удобен, ведь они не пользуются этим городом.

В урбанистике есть самое примитивное правило: чтобы сделать удобным город, надо его сделать удобным для бабушек. Они же испытывают кучу таких потребностей, которые нам не знакомы. К примеру, пожилому человеку сложно ходить больше 50—100 метров пешком, поэтому в городе должно быть определенное количество лавочек. Когда вам говоришь, что это плохо, вы думаете: а в чем проблема? Проблемой это становится, когда ты заболел, то есть попал в категорию маломобильных гражданин. Я не про людей в инвалидных колясках. Маломобильных граждан среднем в обществе 20 процентов. Это больной человек или человек с велосипедом, которому надо перейти дорогу, мама с коляской. Когда мы делаем город неудобным, мы автоматически выкидываем из его жизни довольно большое количество людей.

Города автомобилистов

В среднем по России, в зависимости от города, автомобилем регулярно пользуется 20 процентов населения. В Москве это 17 процентов. Остальные ездят на общественном транспорте. Но мэру кажется, что все ездят на машинах. Поэтому, если посмотрите, как планируется городской бюджет любого российского города, то увидите, что львиная доля идет на обслуживание интересов автомобилистов.

Во Владивостоке — совершенно ужаснейший город — мне одна женщина рассказала, что в центр пять лет не ездила. Говорит, у нас сняли трамваи, машины у меня нет, такси — дорого. Она не может приехать в центр города с окраины, потому что все чиновники Владивостока и все эти молодые активные жители, которых везде видно в соцсетях, считают, что весь Владивосток ездит на автомобилях. Хоть он и является одним из топовых по автомобилизации, большинство людей все равно пользуется общественным транспортом.

Общественные пространства нужно делать, чтобы город стал справедливым. Потому что люди с деньгами живут в хороших жилых комплексах и могут позволить себе хороший отдых, а у человека обычного такой возможности нет.

«В удобном городе люди чувствуют себя равными»

Возьмем Дубай. Это город — образец автомобилизации, особенно его любят в Азии. Если приезжаешь куда-нибудь в Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, то там все рассказывают про Дубай, все хотят себе Дубай. Чиновники просто посмотрели на местные небоскребы, магазины, роскошь, пальмы, насыпные острова и захотели сделать у себя Дубай. При том что этот город — один из немногих в мире, построенный исключительно для автомобилистов, и без машины там не выжить.

Это один из самых несправедливых городов в мире. Разница между нормальной и ненормальной жизнью, если у вас вдруг нет на нее денег, там одна из самых впечатляющих в мире. Гуляешь вечером по улице, видишь, как бедный филиппинец, работающий в отеле охранником, например, идет вдоль обочины несколько километров до ближайшей остановки.

Во многих городах мира, в том числе и в России, не имея достаточно денег, чтобы обеспечить какой-то минимальный уровень комфорта, ты чувствуешь себя человеком второго сорта. Человек, которому нужно садиться в пыльную маршрутку, уже себя ощущает неполноценно. Его единственное желание — поскорее выскочить из нее и купить автомобиль. В удобном городе люди должны чувствовать себя равными. Поэтому если вы сделали город удобным для бабушки, скорее всего, он будет удобен для всех.

Хэйхэ — чудо Благовещенска

Дубай — потрясающий пример города, когда 20 лет назад там была просто пустыня, а сейчас он один из главных туристических центров в мире. Что-что, а создавать чудеса арабы умеют. Когда-то они захотели построить самый высокий небоскреб. У нас хихикали: а зачем это нужно, что это за глупость, это нерационально.

Если вы заметили, в России практически перестали создавать чудеса, то есть достопримечательности. Возьмите ту же самую Москву. Последние значимые достопримечательности — московские высотки — были сделаны еще при Сталине. Потом появилась Останкинская башня. Район Москва-сити я бы достопримечательностью не назвал, туда туристы не ездят. Он весьма примитивной архитектуры и находится на задворках.

Создавая чудеса, город привлекает людей. Вспомните, когда в Сингапуре открылся отель с бассейном на крыше, куча людей поехали туда, увидев фотографии этого бассейна. Все, чем мы сейчас восхищаемся в Европе, в свое время были чудесами. Та же Эйфелева башня — абсолютно нерациональная постройка.

Пока самая интересная история про Благовещенск — это то, что за рекой есть Хэйхэ и  можно оказаться в другой стране и совершенно в другой культуре за пять минут. Сейчас для Благовещенска чудо — это Хэйхэ.

Единственное, что я знал про амурский город — это самая большая на Дальнем Востоке детская площадка, три с половиной гектара. Мы думали: во что тут могут играть дети. На самом деле, игр много. Можно играть на этих пыльных дорожках в освоителя целины или в покорителей Марса —  у вас там настоящий лунный пейзаж. От набережной не в восторге, я не понял задумки автора. И еще там почему-то куча пыли, вихри, хочется помыться после прогулки: пыль на зубах скрипит.

Есть города выше и ниже среднего. Благовещенск — это твердый середняк. Не могу о нем для себя выделить ничего хорошего и ничего плохого.

Благовещенск: типичная Россия и отель, где рискнул остановиться Путин

Блогер Илья Варламов несколько часов погулял по столице Приамурья, описал его в своём блоге и сделал вывод: сюда не хочется возвращаться. 

«Благовещенск. Никогда тут не был, как и большинство из вас. Вообще, про Благовещенск мало что известно. Город небольшой, находится на отшибе, делать тут вообще нечего. Самой большой проблемой было найти нормальный отель. Как вы можете догадаться, нормальных отелей в городе нет. Самый приличный из тех, что были на "Букинге" – "Глория". Когда я подошёл по указанному адресу, не поверил своим глазам. Какой-то непонятный самострой во дворах, вокруг гаражи и убогая застройка.

Внутри здание какое-то непонятное. По стилю – мини-отель, какие любят открывать где-нибудь в Крыму или в Адлере. Непонятные надстройки, случайная планировка, стиль как в 90-х. Всё какое-то несуразное, убогое... И вот я уезжаю из отеля. И что я вижу?! Да, Путин останавливался в этом отеле. Жил в том же номере, что и я.... Спал на той же кроватке... Кстати, кровать жутко неудобная.

А-А-А-А-А-А!

Я никогда бы не подумал, что Путин мог останавливаться в таком отеле... Дыра же натуральная!

В целом Благовещенск – это не тот город, в который хочется возвращаться. Даже не могу сказать, хорош он или плох: он просто никакой. Совершенно не отличается от среднестатистического российского города. В Благовещенске нечего делать, не на что смотреть, по нему не хочется гулять.

Зато он очень хорошо работает в связке с китайским Хэйхэ! Каждый из этих городов сам по себе малоинтересен. Но из Благовещенска и Хэйхэ, стоящих на противоположных берегах Амура и непохожих друг на друга, получается довольно любопытный дуэт. Его интересно изучать, чем мы вскоре и займёмся.И выводы из этого сравнения будут совсем не очевидные, потому что во многом Благовещенск выглядит лучше, чем китайский сосед.

Возрастная категория материалов: 18+