Женщины в декрете создают бизнес и борются за клиентов — таких же мам с детьми.Фото: Дмитрий ТупиковЖенщины в декрете создают бизнес и борются за клиентов — таких же мам с детьми.Фото: Дмитрий Тупиков

Instagram в помощь

Молодые мамы нечасто выбираются на шопинг. Зато они ежедневно заходят в соцсети. Бизнесмены следом за клиентами уходят в интернет и осваивают популярные сервисы.

— На первом месте, конечно, «Инстаграм». Эта сеть просто создана для продаж, — делится владелица интернет-магазина детской одежды, попросившая не указывать ее имени. — Создавать собственный сайт гораздо сложнее. Нужны или специальные знания, или деньги для разработчиков. Да, сейчас появилось много сервисов-конструкторов. Там можно сделать себе сайт бесплатно или с минимальными вложениями — несколько тысяч в год. Но это подойдет скорее организации или, например, кофейне. У такого сайта ограниченный функционал: несколько страниц, где можно опубликовать график работы, прайс. Максимум — фотографии с примерами работы или меню.

Кому и нужна собственная платформа, так это интернет-магазину, считает предприниматель. На этой площадке можно выложить большое количество товара с описанием, ценами и структуризацией — возможностью просмотреть выбранную категорию товаров. Стоимость сайта интернет-магазина начинается от 15 тысяч рублей, не все могут позволить себе потратить такую сумму.

— Раньше все выкладывали в «Однокласники»: создавали аккаунт, в нем фотоальбомы — «Майки», «Платья», «Шапки». На западе, кстати, популярнее для этих целей «ВКонтакте», — делится владелица магазина одежды. — Но такие страницы начали блокировать, да и посещаемость у этих сетей сейчас не самая высокая.

«Твиттер» и «Фейсбук» для этой цели тоже не прижились: первый заточен под текстовые сообщения, второй не повсеместно популярен. А вот «Инстаграм» подошел по всем параметрам.

70

тысяч жителей Благовещенска являются активными пользователями Instagram

— Во-первых, он есть почти у каждого. Во-вторых, регистрация и использование очень просты, с этим справится каждый. При этом «Инстаграм» — визуальная сеть. Она идеально подходит для спонтанных покупок, которые выбирают из‑за внешнего вида. Это одежда, обувь, аксессуары, различные безделушки для дома и всевозможный хэндмейд, — говорит предпринимательница. — Главное в таких продажах, как и во всем «Инстаграме», — красивая картинка. А с помощью хэштегов можно создать каталог. Например, ставишь в подписи #название_магазина_платье. И клиент, нажав на него, может увидеть все платья, которые предлагает этот продавец.

При этом абсолютное большинство таких магазинов официально не зарегистрированы. Потенциальному бизнесмену не нужно оформлять документы и отчитываться перед налоговой, искать помещение для склада, оборудовать магазин в соответствии со всеми нормами и СанПиНами, искать персонал и так далее. Достаточно скачать в свой смартфон фотографии производителя и загрузить их на созданную в «Инстаграме» страницу. Более того, не обязательно даже закупать товар — можно просто указать в профиле «под заказ» и выкупать только тот товар, на который найдутся покупатели.

Демпинг или бонус

У такой доступности есть и обратная сторона — высокая конкуренция. Интернет-магазинов в «Инстаграме» становится больше, и привлечь клиентов все сложнее.

— Когда в 2015 году я начала заниматься продажей и доставкой памперсов, в городе была всего пара аналогичных магазинов. Теперь их в несколько раз больше, — комментирует владелец интернет-магазина Dannel Юлия. — Тогда выйти на производителя или оптового продавца было нелегко, сегодня все намного проще.

Бороться за каждого клиента все сложнее, признаются продавцы. Территориальный фактор (купить рядом с домом) больше не влияет на выбор: каждый интернет-магазин готов бесплатно привезти вам подгузники на дом, даже вечером в выходной день. Сравнивать стоимость и покупать, где дешевле, сейчас очень просто — достаточно подписаться на страничку магазина и заглядывать в свою ленту. В итоге конкуренция вынуждает продавцов снижать наценку. Однако делать это до бесконечности тоже невозможно. Минимальную розничную цену на большинство марок подгузников устанавливает дистрибьютор. Поэтому такие памперсы в благовещенских супермаркетах, аптеках и онлайн-магазинах стоят одинаково.

— Остаются два варианта: либо демпинговать, в чем уже был замечен один из новичков на нашем рынке, либо проводить акции, предоставлять постоянным клиентам бонусы. В первом варианте можно лишиться оптового контрагента — они разрывают отношения с недобросовестными магазинами, — делится Юлия. — Акции (подарки при покупке памперсов) наш магазин запустил первым. Сначала это прекрасно работало. Однако затем идею подхватили в других магазинах. И если раньше люди удивлялись и радовались пачке влажных салфеток, японскому средству для стирки детского белья, то сегодня благовещенцы уже, скорее всего, откажутся покупать памперсы в том магазине, который не предоставит дополнительный бонус.

Жесткая сезонность

Самая же серьезная конкуренция сложилась в сфере детской одежды. Инстаграм-магазинов с фотографиями стильно одетых детей становится все больше с каждым днем. Здесь преимущество у тех, кто не забывает про оффлайн-торговлю.

Многие после декрета не возвращаются на свои должности: новый бизнес является любимым делом, позволяет зарабатывать и уделять время семье.

— Если магазин находится в недостаточно проходимом месте, интернет очень важен. Наша страница в «Инстаграме» дает значительный приток клиентов, — рассказывает владелец магазина Curaga Kids Ирина. — Но совсем уходить в онлайн тоже не слишком выгодно. Клиентам нравится выбирать, не выходя из дома, но вещь получить сразу же после оплаты. Если наряд под заказ и нужно ждать, скорее всего, такую же вещь выберут в другом магазине. У детской одежды очень жесткая сезонность, покупки заранее не популярны: дети растут, размеры меняются.

Домик напрокат

Некоторые бизнесмены решили не конкурировать с десятками магазинов детской одежды, обуви, аксессуаров и игрушек, а найти свою нишу. Например, интернет-магазин «Благтимка» предлагает амурчанам взять у них напрокат детскую горку, батут или даже весы для младенцев.

— На западе России прокат крупногабаритных дорогих игрушек довольно популярен, а вот в Благовещенске в 2014 году, когда я решила открыть такой магазин, конкурентов не было, — рассказывает владелец магазина Виолетта. — Есть вещи, которые стоят достаточно дорого, а нужны всего на несколько месяцев или недель, например весы или шезлонг. Взять в прокат их намного выгоднее, чем купить. Кроме того, детям довольно быстро надоедают игрушки, поэтому родители не покупают дорогие. Кто‑то в принципе не может позволить себе приобрести игровой комплекс из автобуса и горки или домик, ведь их стоимость доходит до 25 тысяч рублей с учетом доставки. Цена аренды гораздо ниже и устраивает как родителей, так и ребенка, который успевает наиграться новинкой за пару недель.

Популярен магазин и среди тех, кто приехал в гости на несколько дней и хочет обеспечить игрушками своих детей на это время.

Благовещенск любит Instagram

Евгений Ищенко, руководитель Инстаграм-школы в Благовещенске:

— Популярность «Инстаграма» в Благовещенске — это феномен. По данным портала LifeDune, наш город на 176‑м месте в рейтинге всех городов мира! Для сравнения: на первом месте стоит Москва, на втором — Нью-Йорк. В столице Приамурья больше 70 тысяч активных пользователей этой сети. Кстати, Хабаровск в этом рейтинге ниже. Такая популярность объясняется тем, что Благовещенск — молодежный и торговый город, а «Инстаграм» — самая удачная площадка для развития бизнеса. «Одноклассниками» пользуется старшее поколение, «Фейсбук» в основном интересен бизнесменам, людям из медиасреды. «ВКонтакте» больше популярен у молодежи до 20 лет. В «Инстаграме» же нет ничего лишнего: иллюстрация и под ней конкретный текст.

Популяризирует бизнес в «Инстаграме» и наша школа. Кстати, большинство ее участников — молодые мамы. При этом многие после декрета не возвращаются на свои должности: новый бизнес является любимым делом, позволяет зарабатывать и уделять время семье.

Возрастная категория материалов: 18+