Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №120 (28739) от 19 октября 2018 года
Издается с 24 февраля 1918 года
20 октября 2018,
суббота

Карточка за симуляцию: рецензия на новый фильм Данилы Козловского «Тренер»

Кино

Чемпионаты мира по футболу в нашей стране проходят не так часто, чтобы отечественный кинематограф мог позволить себе проигнорировать такое событие. Общественность по традиции ждала чего-нибудь про Яшина, Боброва и великие спортивные достижения под серпом и молотом — но на этот раз культурные чиновники решили пойти иным путем. Поддержку получил проект «Тренер», в котором Данила Козловский исполнил главную роль, а также впервые занял кресло режиссера: ну, то есть дебютант снял кино про дебютанта, извольте быть снисходительны к обоим. Актерский состав, вполне отвечающий своему времени, опытный оператор, многократно опробованный в разных странах мира сюжет — создатели картины явно не собирались испытывать судьбу и ненадежных ставок не делали. Именно поэтому, собственно, «Тренер» и проиграл.

Карточка за симуляцию: рецензия на новый фильм Данилы Козловского «Тренер» / Чемпионаты мира по футболу в нашей стране проходят не так часто, чтобы отечественный кинематограф мог позволить себе проигнорировать такое событие. Общественность по традиции ждала чего-нибудь про Яшина, Боброва и великие спортивные достижения под серпом и молотом — но на этот раз культурные чиновники решили пойти иным путем. Поддержку получил проект «Тренер», в котором Данила Козловский исполнил главную роль, а также впервые занял кресло режиссера: ну, то есть дебютант снял кино про дебютанта, извольте быть снисходительны к обоим. Актерский состав, вполне отвечающий своему времени, опытный оператор, многократно опробованный в разных странах мира сюжет — создатели картины явно не собирались испытывать судьбу и ненадежных ставок не делали. Именно поэтому, собственно, «Тренер» и проиграл.

Имидж хорошего парня, который сопутствует Козловскому, достойно подкреплен и в этом фильме уже в начальных титрах. Имя главного актера уступает место более заслуженным Владимиру Ильину и Андрею Смолякову. Титры есть, а собственно начала нет: зрителя сразу же садят перед огромным телеэкраном, на котором капитан сборной России Юрий Столешников зарабатывает пенальти в матче с Румынией и намеревается самолично его пробить. «В футболе так не принято», укоризненно вещает комментатор — здесь снова сработала необъяснимая и порочная тяга брать на такие роли настоящих Губерниевых и Арустамянов, которым, что очевидно, в кино вовсе не место.

Бум, мячик свечкой летит в руки вратарю, пижонство не задалось. Разъяренный Юра (что с ним за приступ слабоумия и отваги происходит — нам так и не расскажут) устраивает на поле дебош, дерется с болельщиками, рушит свою карьеру кувалдой — а мы, стало быть, должны сидеть в креслах кинотеатра и начинать сочувствовать миллионеру-психопату. Как это делает его папа, великолепно сыгранный Смоляковым. Оставшись без работы, экс-звезда почему-то играет в регби в каком-то свинарнике, где продолжает практиковать рукоприкладство, но вдруг приходит кто-то (больше мы этого человека не увидим) и вот уже главный герой летит в южный городок, где есть команда «Метеор», которая никому не нужна и играть не желает. «Я Юра. Футболист», — остроумно представляется гость из столицы и принимается за дело.

«Тренер» потрясает своей недосказанностью, которая выглядит не как художественный прием, а как примитивная лень. Нам нужно самим решить, почему, например, оступившегося на эмоциях (что довольно часто случается в футболе) игрока не поддержал никто из товарищей по сборной и московскому «Спартаку». Или почему спивается герой Владимира Ильина. Или в какой момент между новым тренером и врачом команды вспыхнули чувства: при первой встрече они друг на друга фыркают, при второй — напиваются, при третьей отправляются в постель. Прямолинейно — зато отточено сотнями плохих режиссеров.

Козловский (а он еще и к сценарию руку приложил) насыщает действие персонажами, о которых ничего не рассказывает: все футболисты, к примеру, производят впечатление людей, живущих прямо на стадионе — один, конечно, попытался переодеться в кожаную курточку и выйти в люди, но тут же приехал Столешников и потребовал проследовать к месту постоянной прописки. Почему такие отношения сложились между мэром города и его дочерью, а по совместительству — президентом «Метеора»? Чего она ходит все время в образе «Ирина Горбачева задумалась о третьей мировой войне»? Зачем в сюжете нужен директор клуба — чтобы главный герой в очередной раз впал в неистовство, а потом выслушал странную лекцию от мэра, который, похоже, даже не умеет считать? На многочисленные вопросы никто не собирается отвечать: от зрителя требуется смирно сидеть и восторгаться чудесами, которые творит вера в себя.

Слоганом фильма становится фраза из неприличного анекдота, гораздо более бородатого, нежели актер-режиссер.

Было бы несправедливо утверждать, что Козловского-режиссера интересует только персонаж, сыгранный Козловским-актером. И все же пространства для остальных остается очень немного. Визуально картина способна впечатлить, хотя, конечно, после «Движения вверх» все эти разыгранные матчи зритель будет оценивать по более высокой планке, и «Тренер» до нее не дотягивает. Наверное, поэтому до футбола как такового дело доходит лишь под занавес, а все остальное время нам детально показывают тренировки, в ходе которых Столешников безуспешно пытается мотивировать своих подопечных до тех пор, пока не обводит их вокруг пальца дедовским приемом.

Слоганом фильма в конце концов становится фраза из неприличного анекдота про то, что главное в танке — гораздо более бородатого, нежели актер-режиссер. Это не мешает, кстати, повторить его дважды — а мы хорошо знаем, как это отражается на восприятии анекдотов. Гораздо успешнее постановщик выжимает из зрителя слезу: в том числе и в совершенно неправдоподобных сценах, над которыми вдоволь поиздеваются любители самого популярного вида спорта. В консультантах картины значится сам Леонид Слуцкий, в составе «Метеора» бегают ветераны Сычев и Гатагов: но сложно сказать, чего они там насоветовали. Уж всем перечисленным людям точно известно, что пара побед в Кубке России по футболу не делает из полузабытой команды второго по значимости дивизиона с десятком отмороженных фанатов нечто вроде «Челси» с многотысячной армией поддержки в клубных цветах.

Фильм Козловского успеет собрать свою кассу до того, как придут майские голливудские монстры.

Впрочем, как раз при помощи фанатов Козловский делает единственный за весь фильм шаг в сторону от реальности: грубые самцы, еще вчера слаженно вопившие гадости про нового тренера своей команды, в какой-то момент устраивают хоровое пение. Да не какое-нибудь: Рабиндраната Тагора наизусть шпарят на мотив, написанный Алексеем Рыбниковым. «Ты погляди, не осталось ли что-нибудь после меня», — недвусмысленно тянут, столпившись на набережной, те, от кого прохожие на улицах обычно стараются держаться подальше. И смотрят вдаль. Там, вдали, перспектива, от которой вряд ли откажется хоть какой-то тренер в российском футболе: но Столешников идеализирован и голливудизирован, он остается в ФНЛ — и это, конечно, никакой не спойлер. Как и то, что его парни с лишним весом выиграют свой финал, превзойдя себя, и будут бегать по полю и обниматься. Сверхлюдям это разрешено.

А речь в фильме идет вовсе не об игре в мяч, хотя к некоторым пассажам игроки сборной России просто обязаны прислушаться — например, к словам про 11 индивидуальных предпринимателей. Речь о всех тех вещах, которые кочуют из произведения в произведение, а еще чаще разгуливают по страницам в социальных сетях. Упавший поднимется; главное — верить; делай, что должен, и будь, что будет. Все это имеет очень слабое отношение к действительности, в чем неоднократно убеждаются сами герои «Тренера». Зато в сцене после титров (!) команда Столешникова выходит на траву стадиона Стэмфорд Бридж, и очень хорошо, что нам не показывают, как именно надругается «Челси» над этим вот поверившим в себя «Метеором». Потому как перед нами спортивная драма, а не фильм ужасов.

Неправдоподобность происходящего, заранее известные сюжетные повороты и не выдерживающий критики сценарий — и на другой чаше весов актерская игра при поддержке операторской работы. Причем актеры Виктор Вержбицкий и Андрей Ильин-младший в данном случае считаются за перебежчиков, потому что один всю жизнь играет Завулона, а другой — кого-то там из «Интернов». Если рассматривать «Тренера» как конкретный дебют конкретного режиссера — это одно, если же перед нами «программное заявление» Минспорта, принимавшего активное участие в создании ленты, то совсем другое. В нашей стране вообще надо бы поосторожнее с историями про страдающих миллионеров: не поймут, ну, а если точно такие же страдающие миллионеры, чур меня, этим летом не выйдут из группы, обязательно припомнят.

Фильм Козловского, который, конечно, выглядит как хорошо знакомая история — и именно ею и является — успеет собрать свою кассу до того, как придут майские голливудские монстры: в следующем месяце шансов нет вообще ни у кого. Но, как манифестирует главный герой «Тренера», думать надо не только про деньги: и здесь трудно не согласиться. Думать надо и про то, как сделать кино, хотя бы чуть-чуть непохожее на другое кино. Здесь же громко звучит свисток, судья поднимает над головой карточку за симуляцию — и постановщику следует помнить, что за второй желтой последует красная.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

В узком кругу: рецензия на фильм «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль»»В узком кругу: рецензия на фильм «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль»»
Дочерняя кампания: рецензия на новый фильм «Человек на Луне» с Райаном ГослингомДочерняя кампания: рецензия на новый фильм «Человек на Луне» с Райаном Гослингом
Дареному коню: рецензия на новый кинокомикс «Веном» с Томом Харди и Мишель Уильямс
«Двое» наедине с тайгой: рецензия на конкурсный фильм «Амурской осени»
Деревенский детектив: рецензия на новый фильм ужасов «Проклятие монахини» с Таиссой Фармига
Ты взрослеть не торопись: рецензия на новый фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения»
Председатель народного суда: рецензия на новый боевик «Великий уравнитель 2» с Дензелом Вашингтоном
Слишком положительный: рецензия на новый телесериал «Джек Райан»
Большой шаг для человечества: рецензия на новый постапокалиптический триллер «Выжившие»
Прощай, оружие: рецензия на новый фильм «Опасная игра Слоун» с Джессикой Честейн
Шестой Том: рецензия на новый боевик «Миссия невыполнима: Последствия» с Томом Крузом

Конкурс на строительство новой взлетно-посадочной полосы объявили в БлаговещенскеВласть
Медсестра из Ивановки стала лучшей на Дальнем ВостокеОбщество
На космодроме Восточный залили пустоты под обшивкой стартового столаКосмодром
Причиной ЧП на тындинской котельной называют нарушение правил эксплуатацииПроисшествия
Новые аппараты УЗИ поступят в железнодорожные поликлиники ПриамурьяОбщество
Бездомную учительницу из Новорайчихинска насильно переселят с пепелищаОбщество

Читать все новости

http://fartov.org/

Кино

В узком кругу: рецензия на фильм «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль»» В узком кругу: рецензия на фильм «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль»»
Джеки Чан намерен выкупить снятый в Благовещенске сериал
Дочерняя кампания: рецензия на новый фильм «Человек на Луне» с Райаном Гослингом
Дареному коню: рецензия на новый кинокомикс «Веном» с Томом Харди и Мишель Уильямс
Деревенский детектив: рецензия на новый фильм ужасов «Проклятие монахини» с Таиссой Фармига
Система Orphus