Фото: Архив АПФото: Архив АП

— Должностные лица заповедника не в полном объеме привлекали к тушению огня людей и технику, имеющихся в их распоряжении. Площадь пожаров стремительно разрасталась, но руководство заповедника и свои силы использовало не полностью, и дополнительные не привлекало. Хотя могли при первом пожаре обратиться за помощью к Архаринскому лесхозу и Амурской авиабазе, — пояснил «Амурской правде» прокурор Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры Олег Зюбин.

В распоряжении заповедника есть 33 человека и 11 единиц техники. Но тушить мартовский пожар отправились 12 человек и три машины, апрельский — 10 человек и четыре машины. По версии природоохранной прокуратуры, из-за этого площадь первого пожара увеличилась с 2 до 676 гектаров, второго — с 10 до 4 709 гектаров.

— Есть и третий момент. В приказе Рослесхоза об обнаружении и тушении лесных пожаров говорится, что при высокой скорости распространения огня, можно применить метод встречного пала для борьбы с ним. То есть выбирается опорная полоса и на встречу пожару пускается пал. Пламя соприкоснутся, и это приведет к ликвидации пожара. Но данный способ не применялся. Сотрудники заповедника просто забивали кромку огня воздуходувками, специальными опрыскивателями, сбивающими пламя мощным потоком воздуха, — добавил прокурор.

Материалы проверки прокуратура передала в Бурейский межрайоный следственный отдел амурского управления СКР, который и возбудил дело по статье «Халатность». Между тем в самом заповеднике говорят: оценить объективно, достаточно или нет брошено сил на пожар, тяжело.

— Один считает достаточно, другой — нет. Каких-то критериев нормативных нет. Оба пожара мы ликвидировали в течение первых суток. Это подтверждает тот факт, что сил и средств хватало. Прокуратура говорит, надо было задействовать всех людей и всю технику. Да, мы можем их привлечь, но не обязаны. У нас есть три трактора, они находятся в трех лесничествах. Два лесничества стоят почти рядом друг с другом, а третье отдельно. Расстояние между ними — 120 километров. То есть по мнению прокуратуры я должен был, если пожар возникнет в одном лесничестве, отправить всех людей, вездеход, три трактора и 18 машин туда. Но допустим в это время загорится другое лесничество за 120 километров. Я туда что отправлю? Тем более в число людей, которых я должен был послать на пожар, входят те, кто дежурит на кордонах, отвечает за мониторинг пожаров, их обнаружение. Получается, если я всех отправлю в одно место, то мы просто сгорим, — прокомментировал директор Хинганского заповедника Виктор Копылов.

По словам Виктора Копылова, стихия затронула по большей части заболотные угодья, места гнездования аистов и журавлей. Но большинство пар не успели отложить кладку, а значит ущерба для них практически нет. Животные во время пожаров тоже не пострадали.

Еще одно уголовное дело по статье «Халатность» СК возбудил в отношении должностных лиц лесхоза в Свободненском районе. По данным следствия, в конце марта они проводили профилактические отжиги сухой травы в Загорненском участковом лесничестве при неблагоприятных погодных условиях. Это привело к природному пожару. Также указанные работники 3 апреля, ликвидировав возгорание возле села Сычевка, плохо следили за местом возгорания из-за чего пожар возобновился и затронул лесные угодья, сообщили в следственном управлении СКР по Амурской области.

Возрастная категория материалов: 18+