Фото: spletnik.ruФото: spletnik.ru

Дорожка «прифронтовая»

Самое «правильное» платье для красной дорожки закрытия ММКФ выбрала Катерина Шпица. С одной стороны, оно открывало красивые плечи актрисы, с другой — будучи шерстяным, не давало мерзнуть его обладательнице.

— Я предполагала, что может быть холодная погода, — пояснила актриса свой выбор. — Лишний раз убедилась, как важно слушаться своей интуиции. Мне повезло, что тот дизайнер, с которым я решила сотрудничать на время фестиваля, имеет в своем арсенале такое платье. Оно очень теплое, и мне в нем комфортно, даже холодный ветер мне в нем не страшен. Хотя я снималась в таком количестве фильмов, где на съемках приходилось мерзнуть, что у меня теперь — неплохая закалка. К тому же проход по красной дорожке с прекрасным настроением внутренне согревает. А испугать киношника не может ни непогода, ни танки, а только отсутствие работы.

Кстати, президент фестиваля Никита Михалков тоже утеплился: встречал гостей в пальто и кепке.

Самой смелой в этот вечер стала Лиза Боярская. Актриса прошла по красной дорожке в легком фатиновом платье с глубоким декольте. Кстати, она одна из немногих, кто для «сугрева» не брал с собой пальто, накидок и боа.

Мария Кожевникова тоже отдала предпочтение открытому платью, дополнив его сетчатой накидкой. Она, конечно, не согревала, да вдобавок постоянно цеплялась за каблуки, так что актриса в конце концов просто подобрала накидку и держала ее в руках.

Не-пара

За историей расставания одной из самых красивых пар современного кинематографа следят многие поклонники. Месяц назад Милош Бикович и Аглая Тарасова, которые собирались пожениться, расстались. На церемонии закрытия оба актера присутствовали, но приехали на мероприятие по отдельности.

К сожалению, узнать от Милоша, насколько это все необратимо, не удалось: о личной жизни сербский актер предпочитает не распространяться. А вот о кинематографе — всегда пожалуйста.

— Я не смог быть с первого дня на фестивале — только сегодня прилетел в Москву,— сказал Бикович. — Поэтому о фестивальных фильмах ничего сказать не могу. А что касается  фильмов вообще — чтобы правильно оценить какой-то из них, нужно время. Если я возвращаюсь в мыслях к какой-то картине через день, через месяц, через год — значит, она оставила глубокое впечатление. ММКФ для меня — первый большой знаковый фестиваль, на котором мне посчастливилось быть. И он, кончено, останется в памяти. С погодой вот только не повезло…

Церемония вручения

Вести церемонию закрытия доверили Виктории Толстогановой.

Одна из первых наград — специальный приз жюри «Серебряный Георгий» — достался дебютантке фестиваля Ян Гэ за ее фильм «Ню».

На самом деле зрители Первого канала — поклонники шоу «Голос» — эту девушку точно знают и помнят. Она участвовала в проекте «Голос» в прошедшем сезоне, была в команде Димы Билана и успешно дошла до финала. Правда, первое место тогда досталось Селиму Алахярову. Мало кто знает, что Ян не только поет. Она окончила ВГИК, режиссерско-актерскую мастерскую Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика.

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу получил Александр Котт — за фильм «Спитак».

Главный же приз «Золотой Георгий» за лучший фильм тоже получила российская картина — «Царь-птица» режиссера Эдуарда Новикова (на фото в центре). Причем сам награжденный так эмоционально отреагировал на решение жюри, что даже на какое-то время потерял дар речи. И так и не смог в полной мере его обрести — только стоял и повторял: «Я счастлив! Я счастлив!» Чем, кстати, удивил даже видавшего виды Никиту Михалкова.

— Вы знаете, когда победитель получает награду и так эмоционально на это реагирует, непременно хочется посмотреть его фильм, — заметил с удивлением Никита Сергеевич.

Воспоминания Кончаловского

Одну из главных наград фестиваля — специальный приз «Я верю!» за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского — вышел вручать Андрей Кончаловский. Перед награждением он напомнил, что этот фестиваль юбилейный, и назвал интересные эпизоды из истории ММКФ.

— Я помню, как в советские годы на фестиваль Федерико Феллини привез свой фильм «Восемь с половиной» (это был 1963 год. – Прим. авт.). И нужно было в Кремле, в ЦК партии, решать, как итальянский режиссер может получить наш главный приз. Иностранный, буржуазный фильм все-таки. Но мы объяснили, что если не дать приз Феллини, то просто весь зал встанет и уйдет. Но великий Феллини все же был удивлен, когда получил приз. Потом, много лет спустя, я был членом жюри вместе с моим приятелем Томом Харди, и мы изо всех сил хотели дать приз польскому режиссеру Кшиштофу Кеслёвскому (это был 1979 год. – Прим. авт.). Это был его первый фильм, который назывался «Кинолюбитель». Мы провели «партизанскую работу» и все-таки дали главный приз ему. И вот мы бежим по гостинце «Россия» с Томом, чтобы найти польского режиссера и сообщить ему радостную весть. Нашли, поздравляем. А он, потный и бледный, говорит: «Что вы со мной сделали?! Теперь в Польше меня проклянут!» Видите, было время, когда наш главный приз некоторые боялись получать. Сейчас время изменилось, и это приятно…

Но все же вернемся к главной награде. Андрей Кончаловский вручил ее Настасье Кински. Знаменитая актриса на этом фестивале входила в состав жюри. Кстати, когда-то Настасья снималась в одном из фильмов Андрея Кончаловского — «Возлюбленные Марии»

— Если бы не ты, я, может быть, и не снял бы своей первой американской картины, — сказал актрисе, вручая награду, именитый режиссер. — Я к тому моменту уже три года был безработным. Когда появилась в проекте Настасья, которая блистала после фильма Романа Полански, и как только я сказал, что она хочет у меня сниматься, сразу нашлись продюсеры. Спасибо тебе, моя дорогая! Ты не начала мою карьеру, но продолжила ее в Америке.

Настасья Кински, в свою очередь, сделала довольно откровенное личное признание.

— Однажды после съемок Андрей подошел ко мне и сказал: «Пойдем со мной». И повел меня в русскую православную церковь, — сказала со сцены актриса. — Это была маленькая церковь в Пенсильвании. И там меня окрестили. Он сказал тогда: «Тебе это нужно!» И подарил мне маленький крестик с белым голубем… Это был самый неожиданный и непродуманный поступок в моей жизни. Но он был верным — я ни разу не пожалела о своем решении!

Декольте и танки

Завершая церемонию закрытия, президент фестиваля Никита Михалков поблагодарил международное жюри за проделанную работу, но со свойственным ему юмором.

— Скажите дома, что на вас никто не давил, — пошутил Никита Сергеевич. — Танки на Тверской сегодня не по этому поводу. Это только репетиция… Пока… А вообще, женщины в декольте на фоне танков — впечатляющее зрелище! Такого у нас на фестивале еще не было!..

Гость из Франции, член жюри Сами Насери пытался «командовать парадом».

Призы 40 Международного Московского кинофестиваля:

Главный приз «Золотой Георгий» — фильм «Царь-птица», Россия, режиссер Эдуард Новиков.

Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» — фильм «Ню», Россия, режиссер Ян Гэ.

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работы — фильм «Спитак», режиссер Александр Котт, Россия — Армения.

Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли — Киран Чарнок, фильм «Заблудшие», Новая Зеландия.

Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли — Джованна Меццоджорно, фильм «Неаполь под пеленой», Италия.

Приз «Серебряный Георгий» за лучший фильм документального конкурса — фильм «Чистильщики», режиссеры Ганс Блок, Мориц Ризевик, Германия/ Бразилия.

Приз за лучший короткометражный фильм — фильм «Конфетка», режиссер Ракан Маяси, Палестина / Ливан.

Приз за вклад в мировой кинематограф — Олег Табаков (посмертно).

Специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского» — Настастья Кински.

Фото Вадима Тараканова