Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №91 (28710) от 14 августа 2018 года
Издается с 24 февраля 1918 года
15 августа 2018,
среда

Константин Хабенский: «День Победы — это светлый, но очень тяжелый праздник»

Известный актер стал кинорежиссером, чтобы снять «Собибор» — фильм о концлагере и его героях

Звезды

Константина Хабенского мы знаем как прекрасного актера, теперь же он проявил себя и как кинорежиссер. Фильм «Собибор» стал дебютным в его новом амплуа. Константин Хабенский изначально присоединился к проекту в качестве исполнителя главной роли — советского офицера Александра Печерского, попавшего в плен, а потом в концлагерь и возглавившего там восстание. Но продюсеры поняли, что никто не сможет снять этот фильм лучше него и смогли убедить в этом самого Константина. Поэтому артисту пришлось совмещать фактически две самые важные должности.

  • В роли Александра Печерского в фильме «Собибор».
  • Фото: khabenskiy.ru

Фильм основан на реальных событиях — восстании узников в фашистском лагере смерти «Собибор» осенью 1943 года. Это единственное за всю историю Второй мировой войны успешное восстание заключенных стало возможно благодаря организаторскому таланту и мужеству его руководителя — Александра Печерского. Именно он смог сплотить сотни обреченных на смерть узников из разных стран Европы и повести их за собой к свободе.

Как Константину Хабенскому удалось совмещать работу актера и режиссера, его отношение к Великой Отечественной войне и в частности к восстанию в лагере смерти «Собибор», а также что он думает о Дне Победы — в интервью ИА «Столица».

«Чем тяжелее — тем интереснее»

— Константин, каково вам было находиться в двух ипостасях: быть и актером, который играет главную роль, и режиссером, который это снимает? Удавалось справляться, решая две эти задачи одновременно?

— Думаю, на этот вопрос лучше всего ответят мои коллеги, поскольку они со стороны наблюдали, как я работал. Я же скажу так: с некоторых пор наступил такой период в жизни, когда чем тяжелее — тем интереснее.

Нельзя подобные фильмы рассказывать менторским тоном. Нельзя читать лекции о страданиях людей. Надо максимально стараться вовлечь зрительный зал в сопереживание.

— Как технически были организованы съемки?

— Очень просто: был человек примерно ростом с меня, одетый в ту же самую форму, у него была рация, и он командовал, когда я была в кадре. Перед этим мы все тщательно репетировали. Я не говорил: «Начали!», «Мотор!» — как это бывает на съемочных площадках, — я только говорил: «Стоп!» — когда считал, что надо закончить кадр.

— Не было такого момента, когда вам хотелось все бросить?

— Где-то между 22-м и 31-м вариантом монтажной версии фильма я понял, что хочу любой ценой довести его до логического конца. Сделать таким, каким хочу его увидеть.

— Вам понравилось быть режиссером?

— История вхождения в работу в качестве режиссера — это самое сложное. Я действительно не собирался им быть. Я себя достаточно комфортно чувствовал в роли актера. Но так сошлись звезды. (Улыбается.) Видимо, те знания, которые приобрел, общаясь с теми режиссерами, которые по праву могут именоваться режиссерами, с блестящими операторами, талантливыми художниками, дали мне возможность снять свое кино. Тот невольный процесс обучения у них, видимо, стал для меня каким-то базовым, некой точкой опоры. И я решился сам войти в эту воду и попробовать свои силы. Но это не значит, что завтра приступаю к съемкам нового своего фильма. Нет. Но максимум чувств, мыслей, понимания, какие сегодня у меня есть — все это я вложил в «Собибор». И сделать лучше, чем это получилось, на сегодня не могу.

Деликатная тема

— Вы не боялись в качестве режиссера браться за такую сложную тему? Ведь Печерский — это не вымышленный герой, это реальный человек, личность, вошедшая в историю. Это же ставит определенные рамки для творчества, какие-то ограничения. Ну и, во-вторых, это рассказ про концлагерь, где грань между жизнью и смертью предельно тонкая...

— Любая тема, которая касается людей, не просто сложная, она очень деликатная. Но мне кажется, что именно на грани жизни и смерти, с возможностью через пять секунд уже не жить, как это и было в «Собиборе», человек раскрывается максимально как личность. Эта история дает возможность, чтобы попытаться, может, местами парадоксально, но показать людей именно такими, какие они есть в своей основе, показать их сердца. Кино на такое тему должно как минимум не оставлять человека равнодушным. Это очень важно. И тут нужна предельная искренность и обнаженность чувств и переживаний. Нельзя подобные фильмы рассказывать менторским тоном. Нельзя читать лекции о страданиях людей. Надо максимально стараться вовлечь зрительный зал в сопереживание. Чтобы зрители хоть на секунду почувствовали, каково им там, этим героям…

— На кого ориентирован этот фильм?

— На людей, которые умеют чувствовать, не боятся сопереживать. И такого зрителя в нашей стране довольно много. Ну и еще я отталкиваюсь от себя: если меня эта история волнует — значит, она может взволновать и других людей.

— Возрастной рейтинг картины 12+. Но некоторые сцены, как мне кажется, предназначены для людей с более устоявшейся психикой…

— Мы сознательно пошли на этот рейтинг, понимая, в какие игры подростки играют и что они видят. Наш фильм — это, наверное, довольно легкий вариант, по сравнению с компьютерными играми, которыми пользуются ребята в этом возрасте…

46-летний Константин Хабенский сыграл в таких фильмах, как «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Географ глобус пропил», «Шпион, выйди вон!», «Адмиралъ» и «Коллектор», а также в сериалах «Убойная сила» и «Метод».

 

В «Собиборе», премьера которого состоялась 3 мая, он выступил режиссером, сценаристом и ведущим актером.

Историческая правда

— Насколько достоверно показаны в фильме какие-то исторические детали?

— Декорации концлагеря, само место, где происходила большая часть съемок — это все было воспроизведено по тем чертежам, которые сохранились. Но надо иметь в виду, что из-за победоносного восстания лагерь впоследствии по приказу немецкого командования был полностью уничтожен, и архивных данных о нем практически нет. Но нам предоставили в распоряжение воспоминания участников восстания и последующего побега. У нас были хорошие консультанты из Фонда Александра Печерского — люди, досконально знающие эту историю, разъясняли какие-то трудные моменты. Конечно, не могу сказать, что стал в ходе этих съемок специалистом по истории «Собибора», но думаю, что в тему погрузился вполне основательно.

Но тут есть и другая сторона. Важно не переборщить с погоней за правдоподобием. Про что-то мы знаем точно, как это было, про что-то — приблизительно. Как могло быть. А дальше уже включается наша фантазия, наше творчество, без которого не может быть художественного фильма. Да, мы старались предельно бережно обходиться с исторической правдой. Но это, разумеется, не значит, что все реплики в фильме имели строго документальную основу. Печерский, его товарищи и противники не были в точности такими, какими они показаны в фильме. Но они могли бы быть такими, исходя из логики их характеров и из логики исторических обстоятельств. Это даже важнее, чем внешнее правдоподобие.

Голливудская звезда

— Начальника концлагеря сыграл Кристофер Ламберт. Не боитесь, что большинство поклонников актера не воспримут его в этой роли?

— Актерам свойственно играть разные роли и ломать стереотипы. Пригласить Кристофера в нашу историю — это была идея продюсера. Это связано не только с тем, что он замечательный актер, но и с европейским прокатом. Нам нужна была величина, которая помогала бы нам с продвижением этого фильма. И я ни на секунду не пожалел, что он вошел в нашу историю.

— Вы с ним до фильма не были знакомы?

— Нет, с Кристофером я познакомился на съемочной площадке.

— Он согласился сразу на съемки?

— Я так понимаю, что да. А чего бы ему не согласиться? Только дурак откажется от такой работы. Что-то мы придумали, дофантазировали в судьбе человека, которого он играет. Но как бы мы его ни оправдывали в художественном плане, как бы мы ни придумывали ему трудную судьбу, наш зритель никогда не оправдает его героя. Никогда!

День Победы — это светлый, но очень тяжелый праздник. Мы его отмечаем не для того, чтобы съесть бутерброд и выпить рюмку водки. 

— Как вам работалось вместе с Кристофером на одной площадке?

— Это очень интересное ощущение, когда ты играешь с актером, на фильмах которого выросло несколько поколений, который сыграл свои самые известные роли в то время, когда ты еще ходил в среднюю школу…

С Победой по всему миру

— У вас есть какие-то прогнозы, как пройдет прокат «Собибора»?

— Давайте не заниматься прогнозами. Это самое последнее дело — сидеть и размышлять на тему того, что вот мы сняли такой-то фильм и он займет в рейтингах вот такое-то место. Давайте сначала запустим его, давайте послушаем и почитаем, что и как будут про него говорить и писать. А потом будущее покажет, будут ли его вспоминать или забудут как страшный сон или как что-то неудавшееся. Как сложится его судьба, я не знаю. Но мне кажется, что этот фильм запомнится. Хотя бы тем, что это, по-моему, первый фильм в нашем прокате, когда пять процентов с каждого проданного билета будет уходить в благотворительный фонд на помощь детям в борьбе с онкологией головного мозга. Вот это место он уже занял. Он будет спасать жизни!

— В каких странах «Собибор» будет показан?

— Мы сейчас совершим премьерное турне по Европе. Я очень надеюсь, что одинаково неравнодушные реакции будут во всех странах. Многие страны Европы уже купили права на его прокат. Кроме того, я знаю, что показывать у себя его будут Япония, Австралия… Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы мы показали эту историю и за океаном…

— Фильм вышел в канун Дня Победы. Что для вас значит этот праздник?

— День Победы — это светлый, но очень тяжелый праздник. Мы его отмечаем не для того, чтобы съесть бутерброд и выпить рюмку водки, а для того, чтобы вспомнить о том, какую страшную цену пришлось за него заплатить. Какую тяжелейшую войну пережил наш народ, сколько горя и страданий она принесла. И какую надо было иметь силу, и в первую очередь силу духа, чтобы победить такого сильного и жестокого врага и освободить от него покоренную им Европу. Нам всем надо понимать, какую цену пришлось заплатить за эту Победу. Чувствовать все это где-то там, в сердце, и передавать эти чувства и знания нашим детям и внукам, бережно хранить их в памяти народной. Это праздник нашей боли и одновременно нашей радости и гордости. Как поется в самой любимой нашим народом песне: «Это радость со слезами на глазах — День Победы!»На фото:

Рецензия на фильм «Собибор» от нашего киномана Андрея Митрофанова – «Умереть на коленях»

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческая справка

В лагере смерти «Собибор», который был создан фашистами на юго-востоке Польши, 14 октября 1943 года вспыхнуло восстание. 300 заключенных смогли прорвать заграждения и скрыться в лесу. Из них к концу войны в живых остались около пятидесяти, включая руководителя восстания лейтенанта Александра Печерского.

Вся послевоенная жизнь Печерского была посвящена преследованию нацистских преступников, служивших в лагере, поиску участников восстания и побега, которые к тому времени разъехались по всему свету, сбору и распространению информации о трагедии и подвиге узников «Собибора».

Александр Печерский (на фото он в начале 40-х и в 1965-м) возглавил восстание в Собиборе. Источник: novayagazeta.ru

Александр Печерский скончался в 1990 году. В феврале 2016-го указом президента РФ он был посмертно награжден орденом Мужества. Герои «Собибора» получили, наконец, официальное признание: они награждены орденами нескольких государств, их именами названы поезда и улицы, в том числе в российской столице, информация о восстании включена в школьные учебники истории.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Машины времени: в Москве прошел юбилейный заезд автомобилей советских временМашины времени: в Москве прошел юбилейный заезд автомобилей советских времен
Балканский рубеж: Гоша Куценко и Эмир Кустурица снимаются в фильме о войне в ЮгославииБалканский рубеж: Гоша Куценко и Эмир Кустурица снимаются в фильме о войне в Югославии
Три по пятьдесят: Агутин, Пресняков и Валерия сообразили на «Жаре» на троих
Ани Лорак: «В погоне за мечтой хочется успеть насладиться жизнью!»
«Мажор» вышел на финишную прямую, а Бондарчук вновь испытывает «Притяжение»
Карина Андоленко: «И современные женщины способны на подвиги!»
На церемонии «Женщина года» Влад Топалов и Регина Тодоренко раскрыли свою тайну
Телеведущий Александр Смол: «С удовольствием сделал бы автомобильное шоу на Первом канале»
Историк и ведущий «Модного приговора» Александр Васильев показал век моды для путешествий
Леонид Агутин от «агу» до «ого-го»: любимому музыканту миллионов россиян исполнилось 50!
Ксения Алферова и Егор Бероев устроили День мороженого в ГУМе

В роли Александра Печерского в фильме «Собибор».В роли Александра Печерского в фильме «Собибор».Фото: khabenskiy.ruФото: khabenskiy.ru

Фото: Вадим Тараканов и из архива съемочной группы

Мобильное приложение Центробанка поможет амурчанам находить фальшивые купюрыОбщество
В Приамурье обновят противопожарные полосы возле населенных пунктовОбщество
На главу амурского Госстройнадзора завели второе уголовное делоПроисшествия
«У Свободного большое будущее»: Александр Козлов посетил город президентского вниманияОбщество
Благовещенцы с семьями выйдут на ночную велопрогулкуОбщество
Переселенцам на Дальний Восток повысят размер подъемныхЭкономика

Читать все новости

https://www.ampravda.ru/contests/39-i-snova-perovoe-sentjabrja
https://www.ampravda.ru/2018/08/08/083601.html

Звезды

Машины времени: в Москве прошел юбилейный заезд автомобилей советских времен Машины времени: в Москве прошел юбилейный заезд автомобилей советских времен
Балканский рубеж: Гоша Куценко и Эмир Кустурица снимаются в фильме о войне в Югославии
«Пьяная любовь» Билана вернула всех в прошлое
Три по пятьдесят: Агутин, Пресняков и Валерия сообразили на «Жаре» на троих
Ани Лорак: «В погоне за мечтой хочется успеть насладиться жизнью!»
Система Orphus