• В роли Александра Печерского в фильме «Собибор».
  • Фото: khabenskiy.ru

Фильм основан на реальных событиях — восстании узников в фашистском лагере смерти «Собибор» осенью 1943 года. Это единственное за всю историю Второй мировой войны успешное восстание заключенных стало возможно благодаря организаторскому таланту и мужеству его руководителя — Александра Печерского. Именно он смог сплотить сотни обреченных на смерть узников из разных стран Европы и повести их за собой к свободе.

Как Константину Хабенскому удалось совмещать работу актера и режиссера, его отношение к Великой Отечественной войне и в частности к восстанию в лагере смерти «Собибор», а также что он думает о Дне Победы — в интервью ИА «Столица».

«Чем тяжелее — тем интереснее»

— Константин, каково вам было находиться в двух ипостасях: быть и актером, который играет главную роль, и режиссером, который это снимает? Удавалось справляться, решая две эти задачи одновременно?

— Думаю, на этот вопрос лучше всего ответят мои коллеги, поскольку они со стороны наблюдали, как я работал. Я же скажу так: с некоторых пор наступил такой период в жизни, когда чем тяжелее — тем интереснее.

Нельзя подобные фильмы рассказывать менторским тоном. Нельзя читать лекции о страданиях людей. Надо максимально стараться вовлечь зрительный зал в сопереживание.

— Как технически были организованы съемки?

— Очень просто: был человек примерно ростом с меня, одетый в ту же самую форму, у него была рация, и он командовал, когда я была в кадре. Перед этим мы все тщательно репетировали. Я не говорил: «Начали!», «Мотор!» — как это бывает на съемочных площадках, — я только говорил: «Стоп!» — когда считал, что надо закончить кадр.

— Не было такого момента, когда вам хотелось все бросить?

— Где-то между 22-м и 31-м вариантом монтажной версии фильма я понял, что хочу любой ценой довести его до логического конца. Сделать таким, каким хочу его увидеть.

— Вам понравилось быть режиссером?

— История вхождения в работу в качестве режиссера — это самое сложное. Я действительно не собирался им быть. Я себя достаточно комфортно чувствовал в роли актера. Но так сошлись звезды. (Улыбается.) Видимо, те знания, которые приобрел, общаясь с теми режиссерами, которые по праву могут именоваться режиссерами, с блестящими операторами, талантливыми художниками, дали мне возможность снять свое кино. Тот невольный процесс обучения у них, видимо, стал для меня каким-то базовым, некой точкой опоры. И я решился сам войти в эту воду и попробовать свои силы. Но это не значит, что завтра приступаю к съемкам нового своего фильма. Нет. Но максимум чувств, мыслей, понимания, какие сегодня у меня есть — все это я вложил в «Собибор». И сделать лучше, чем это получилось, на сегодня не могу.

Деликатная тема

— Вы не боялись в качестве режиссера браться за такую сложную тему? Ведь Печерский — это не вымышленный герой, это реальный человек, личность, вошедшая в историю. Это же ставит определенные рамки для творчества, какие-то ограничения. Ну и, во-вторых, это рассказ про концлагерь, где грань между жизнью и смертью предельно тонкая...

— Любая тема, которая касается людей, не просто сложная, она очень деликатная. Но мне кажется, что именно на грани жизни и смерти, с возможностью через пять секунд уже не жить, как это и было в «Собиборе», человек раскрывается максимально как личность. Эта история дает возможность, чтобы попытаться, может, местами парадоксально, но показать людей именно такими, какие они есть в своей основе, показать их сердца. Кино на такое тему должно как минимум не оставлять человека равнодушным. Это очень важно. И тут нужна предельная искренность и обнаженность чувств и переживаний. Нельзя подобные фильмы рассказывать менторским тоном. Нельзя читать лекции о страданиях людей. Надо максимально стараться вовлечь зрительный зал в сопереживание. Чтобы зрители хоть на секунду почувствовали, каково им там, этим героям…

— На кого ориентирован этот фильм?

— На людей, которые умеют чувствовать, не боятся сопереживать. И такого зрителя в нашей стране довольно много. Ну и еще я отталкиваюсь от себя: если меня эта история волнует — значит, она может взволновать и других людей.

— Возрастной рейтинг картины 12+. Но некоторые сцены, как мне кажется, предназначены для людей с более устоявшейся психикой…

— Мы сознательно пошли на этот рейтинг, понимая, в какие игры подростки играют и что они видят. Наш фильм — это, наверное, довольно легкий вариант, по сравнению с компьютерными играми, которыми пользуются ребята в этом возрасте…

46-летний Константин Хабенский сыграл в таких фильмах, как «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Географ глобус пропил», «Шпион, выйди вон!», «Адмиралъ» и «Коллектор», а также в сериалах «Убойная сила» и «Метод».

 

В «Собиборе», премьера которого состоялась 3 мая, он выступил режиссером, сценаристом и ведущим актером.

Историческая правда

— Насколько достоверно показаны в фильме какие-то исторические детали?

— Декорации концлагеря, само место, где происходила большая часть съемок — это все было воспроизведено по тем чертежам, которые сохранились. Но надо иметь в виду, что из-за победоносного восстания лагерь впоследствии по приказу немецкого командования был полностью уничтожен, и архивных данных о нем практически нет. Но нам предоставили в распоряжение воспоминания участников восстания и последующего побега. У нас были хорошие консультанты из Фонда Александра Печерского — люди, досконально знающие эту историю, разъясняли какие-то трудные моменты. Конечно, не могу сказать, что стал в ходе этих съемок специалистом по истории «Собибора», но думаю, что в тему погрузился вполне основательно.

Но тут есть и другая сторона. Важно не переборщить с погоней за правдоподобием. Про что-то мы знаем точно, как это было, про что-то — приблизительно. Как могло быть. А дальше уже включается наша фантазия, наше творчество, без которого не может быть художественного фильма. Да, мы старались предельно бережно обходиться с исторической правдой. Но это, разумеется, не значит, что все реплики в фильме имели строго документальную основу. Печерский, его товарищи и противники не были в точности такими, какими они показаны в фильме. Но они могли бы быть такими, исходя из логики их характеров и из логики исторических обстоятельств. Это даже важнее, чем внешнее правдоподобие.

Голливудская звезда

— Начальника концлагеря сыграл Кристофер Ламберт. Не боитесь, что большинство поклонников актера не воспримут его в этой роли?

— Актерам свойственно играть разные роли и ломать стереотипы. Пригласить Кристофера в нашу историю — это была идея продюсера. Это связано не только с тем, что он замечательный актер, но и с европейским прокатом. Нам нужна была величина, которая помогала бы нам с продвижением этого фильма. И я ни на секунду не пожалел, что он вошел в нашу историю.

— Вы с ним до фильма не были знакомы?

— Нет, с Кристофером я познакомился на съемочной площадке.

— Он согласился сразу на съемки?

— Я так понимаю, что да. А чего бы ему не согласиться? Только дурак откажется от такой работы. Что-то мы придумали, дофантазировали в судьбе человека, которого он играет. Но как бы мы его ни оправдывали в художественном плане, как бы мы ни придумывали ему трудную судьбу, наш зритель никогда не оправдает его героя. Никогда!

День Победы — это светлый, но очень тяжелый праздник. Мы его отмечаем не для того, чтобы съесть бутерброд и выпить рюмку водки. 

— Как вам работалось вместе с Кристофером на одной площадке?

— Это очень интересное ощущение, когда ты играешь с актером, на фильмах которого выросло несколько поколений, который сыграл свои самые известные роли в то время, когда ты еще ходил в среднюю школу…

С Победой по всему миру

— У вас есть какие-то прогнозы, как пройдет прокат «Собибора»?

— Давайте не заниматься прогнозами. Это самое последнее дело — сидеть и размышлять на тему того, что вот мы сняли такой-то фильм и он займет в рейтингах вот такое-то место. Давайте сначала запустим его, давайте послушаем и почитаем, что и как будут про него говорить и писать. А потом будущее покажет, будут ли его вспоминать или забудут как страшный сон или как что-то неудавшееся. Как сложится его судьба, я не знаю. Но мне кажется, что этот фильм запомнится. Хотя бы тем, что это, по-моему, первый фильм в нашем прокате, когда пять процентов с каждого проданного билета будет уходить в благотворительный фонд на помощь детям в борьбе с онкологией головного мозга. Вот это место он уже занял. Он будет спасать жизни!

— В каких странах «Собибор» будет показан?

— Мы сейчас совершим премьерное турне по Европе. Я очень надеюсь, что одинаково неравнодушные реакции будут во всех странах. Многие страны Европы уже купили права на его прокат. Кроме того, я знаю, что показывать у себя его будут Япония, Австралия… Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы мы показали эту историю и за океаном…

— Фильм вышел в канун Дня Победы. Что для вас значит этот праздник?

— День Победы — это светлый, но очень тяжелый праздник. Мы его отмечаем не для того, чтобы съесть бутерброд и выпить рюмку водки, а для того, чтобы вспомнить о том, какую страшную цену пришлось за него заплатить. Какую тяжелейшую войну пережил наш народ, сколько горя и страданий она принесла. И какую надо было иметь силу, и в первую очередь силу духа, чтобы победить такого сильного и жестокого врага и освободить от него покоренную им Европу. Нам всем надо понимать, какую цену пришлось заплатить за эту Победу. Чувствовать все это где-то там, в сердце, и передавать эти чувства и знания нашим детям и внукам, бережно хранить их в памяти народной. Это праздник нашей боли и одновременно нашей радости и гордости. Как поется в самой любимой нашим народом песне: «Это радость со слезами на глазах — День Победы!»На фото:

Рецензия на фильм «Собибор» от нашего киномана Андрея Митрофанова – «Умереть на коленях»

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческая справка

В лагере смерти «Собибор», который был создан фашистами на юго-востоке Польши, 14 октября 1943 года вспыхнуло восстание. 300 заключенных смогли прорвать заграждения и скрыться в лесу. Из них к концу войны в живых остались около пятидесяти, включая руководителя восстания лейтенанта Александра Печерского.

Вся послевоенная жизнь Печерского была посвящена преследованию нацистских преступников, служивших в лагере, поиску участников восстания и побега, которые к тому времени разъехались по всему свету, сбору и распространению информации о трагедии и подвиге узников «Собибора».

Александр Печерский (на фото он в начале 40-х и в 1965-м) возглавил восстание в Собиборе. Источник: novayagazeta.ru

Александр Печерский скончался в 1990 году. В феврале 2016-го указом президента РФ он был посмертно награжден орденом Мужества. Герои «Собибора» получили, наконец, официальное признание: они награждены орденами нескольких государств, их именами названы поезда и улицы, в том числе в российской столице, информация о восстании включена в школьные учебники истории.

Возрастная категория материалов: 18+