Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №94 (28858) от 19 сентября 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
21 сентября 2019,
суббота

«Ракурс» Андрея Анохина. «Собибор» без голливудства

Константин Хабенский обошелся без фонтанов крови, но мандраж чувствуется

Общество

Под впечатлением. «Собибор» Константина Хабенского абсолютен во всем. Это даже не фильм, это истина. В ней нет разночтений, этот фильм невозможно истолковать двояко. Хабенский не оставил зрителю ни малейшего шанса в чем‑то усомниться или же поставить под сомнение. Черное — это черное, а белое — это белое. Здесь есть только зло и борьба со злом. «Собибор» Хабенского не просто отдает дань справедливости и показывает людям незаслуженно забытый подвиг. Этот фильм еще и сигнал всему российскому кинематографу — хватит фантазий, хватит иллюзий. Время горькой, но все‑таки правды.

«Ракурс» Андрея Анохина. «Собибор» без голливудства / Под впечатлением. «Собибор» Константина Хабенского абсолютен во всем. Это даже не фильм, это истина. В ней нет разночтений, этот фильм невозможно истолковать двояко. Хабенский не оставил зрителю ни малейшего шанса в чем‑то усомниться или же поставить под сомнение. Черное — это черное, а белое — это белое. Здесь есть только зло и борьба со злом. «Собибор» Хабенского не просто отдает дань справедливости и показывает людям незаслуженно забытый подвиг. Этот фильм еще и сигнал всему российскому кинематографу — хватит фантазий, хватит иллюзий. Время горькой, но все‑таки правды.

На грани документалистики

Кинолента Хабенского буквально «написана близко к тексту», то есть на грани документалистики. Она максимально приближена к реальной истории собиборского восстания. Людям сведущим кажется, что в этой истории все известно и предсказуемо, однако финальная часть вызывает столь сильное напряжение, словно познаешь нечто новое. Нечто новое о войне и Великой Победе. Этот фильм — символ разгрома фашизма.

В экранизированном подвиге Печерского и его соратников вся Великая Отечественная от начала до конца. На всем протяжении этих 1418 дней и ночей, начиная с первой бомбежки 22 июня и вплоть до взятия Рейхстага. Посмотрев «Собибор», отчетливо понимаешь, как мы выиграли эту войну.

Первые сцены фильма — это некие иллюзии, даже надежды, и гитлеровцы не такие уж страшные. Потом череда сомнений и потерь. Финал — всенародный подъем и последний бой. Пусть фактически без оружия, пусть голыми руками и какими‑то нелепыми заточками, натурально грудью на пулеметы и буквально по трупам собратьев по несчастью. У людей, загнанных в угол, не было другого выхода и другого пути. И в этом тоже суровая правдивость фильма Хабенского.

«Собибор» — первая режиссерская работа Константина Хабенского. Это история о том, как остаться людьми в нечеловеческих условиях. В октябре 1943 года заключенные лагеря Собибор во главе с лейтенантом Красной армии Александром Печерским подняли восстание — единственное успешное в нацистском лагере смерти.

После просмотра кажется, что «Собибор» должен стоять на одной полке со «Списком Шиндлера» Стивена Спилберга и «Пианистом» Романа Полански. Спустя время понимаешь, что новая российская кинолента — это иное. В ней показано, как надлом моральный страшнее мучений физических. И главный герой в исполнении самого Хабенского, не умеющий прятать взгляд перед эсэсовцами, способен пойти на унижение ради жизни других людей.На мой взгляд, самая сильная сцена — когда лейтенант Печерский, несгибаемый и бесстрашный, сам услужливо впрягается в тележку, чтобы покатать начальника лагеря. Под ударами хлыста своего «наездника» бегает по кругу наперегонки с другими «скакунами». При этом четко осознает, что на кону ящик коньяка, который достанется эсэсовцу-победителю. Печерский переступает через себя и свою гордыню ради общего дела, ради спасения сотен узников. Есть в этом что‑то библейское.

Вопросы без ответов

В «Собиборе» Константина Хабенского практически нет анатомических подробностей убийств и фонтанов крови. Однако ближе к финалу почти физически ощущаешь мандраж участников будущего восстания. Чувствуешь, как у одного из них трясутся руки, прежде чем ударить заточкой в шею эсэсовского офицера.

Понимаешь еврейского мальчишку, который, словно собачонка, ловит ртом на лету кусок сахара, брошенный гестаповцем. Спустя мгновение, тайком выплевывает этот рафинад и признается, что больше в жизни не притронется к сахару.

На протяжении всего сеанса невольно ставишь себя на место советских военнопленных и задаешь себе единственный вопрос: а как бы я поступил в такой ситуации? Как бы я повел себя, точно зная, что терять уже нечего? Ведь Собибор — это даже не концлагерь. Собибор — это лагерь смерти, в котором каждый узник однозначно приговорен. Ответа на собственные вопросы не находишь.

Кинокартина Хабенского — это не знаменитые «Диверсанты» и это не «Мы из будущего». В «Собиборе» нет комедийных ситуаций, зато есть обычные люди. Этот фильм не рассказывает об отсутствии предела человеческих возможностей. Он рассказывает, как оставаться людьми в нечеловеческих условиях. «Собибор» Хабенского — это культовый «Иди и смотри» Элема Климова, в чем‑то «Собибор» — это «Зоя» Лео Арнштама, снятый в далеком 1944 году. Фильм о подвиге лейтенанта Печерского и его соратников — не для зарабатывания кассовых сборов, этот фильм для того, чтобы действительно помнили.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Благовещенск на линии Карбышева: легендарный генерал защитил Приамурье без единого выстрелаБлаговещенск на линии Карбышева: легендарный генерал защитил Приамурье без единого выстрела
Оттенки жанра майора Максимова: ветеран-афганец пишет портреты в стиле «реализм»Оттенки жанра майора Максимова: ветеран-афганец пишет портреты в стиле «реализм»
Ребенок с синдромом Дауна впервые в Амурской области получил спортивный разряд
Ракурс Андрея Анохина. Доносчики были, есть и будут
Не осталось места лошадям: монолог фермера из амурской глубинки
«Ракурс» Андрея Анохина: как я дедморозил в собственной семье
Безумный Макс в степях Украины: новый российский фильм «Танки» слизан у Голливуда
Шоу с мордобоем и скидками: амурчане закрыли эпоху «черных пятниц» и советских очередей
В тюрьму — пожить по-человечески: Вячеслав Цеповяз исполнил мечту миллионов россиян
Храм спорта, спортзал для души: амурчане строят всем миром физкультурные комплексы и церкви
Время воспитывать тёть: разрушительница мемориала в Свободном никогда не получала похоронку

Гороскоп на 21 сентября: Раков одолеет лень, а Скорпионы увлекутся каким-то проектомСоветы
Василий Орлов вручил удостоверения начинающим юнармейцамВласть
В Тынде впервые за 30 лет улицы покрывают асфальтомОбщество
Шимановский фермер вдвое увеличил производство молока благодаря грантуЭкономика
Работники тындинского предприятия «Горэлектротеплосети» вышли на митинг в защиту экс-директораПроисшествия
Благовещенская полиция ищет свидетелей ДТП с месячным младенцемПроисшествия

Читать все новости

Общество

В Тынде впервые за 30 лет улицы покрывают асфальтом В Тынде впервые за 30 лет улицы покрывают асфальтом
Два детских сада и школу начнут строить в Приамурье в 2020 году
Новый стадион появился в Серышеве
До конца октября в Благовещенске отремонтируют шесть памятников погибшим воинам
Педагог из Белогорска поехала в Грозный на финал конкурса «Учитель года России»
Система Orphus