http://tehnik.shop/
Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №67 (28686) от 19 июня 2018 года
Издается с 24 февраля 1918 года
19 июня 2018,
вторник

Легки на помине: рецензия на новый фильм Кирилла Серебренникова «Лето»

Кино

Выбор, конечно, великий: озаглавить текст о новом фильме Кирилла Серебренникова можно множеством цитат из песен его главных героев или их современников, которым в сюжете места не нашлось. Режиссер, сделавший кино о свободе внутри и вокруг, сейчас на собственном примере доказывает, что оказался прав. И хотя в «Лете» полным-полно иронических напоминаний о том, что происходящего на экране никогда не было, каждый зритель уносит с сеанса ощущение того, что еще как было. Эта история явственно стоит на китах, имя которым — ностальгия и романтика, однако этим многообразие животного мира никоим образом не ограничивается. Здесь есть место и творческим опытам, и актерским изысканиям, и музыке — в самых разных значениях этого слова.

  • Фото: kinopoisk.ru
  • Фото: kinopoisk.ru

«Лето» еще не появилось на экранах, как стало поводом для вербальных конфликтов. При работе над сценарием Михаил и Лили Идовы использовали воспоминания Натальи Науменко, супруги лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко. В фильме они окончательно становятся моментами, которые, оставшись в памяти, под влиянием времени приобрели достаточно причудливые очертания — такое случается порой с самыми важными и дорогими сердцу мгновениями. Серебренников предусмотрел очень важный для российского кинематографа фактор. У нас чаще всего не видят разницы между документалистикой и творческим осмыслением, если речь идет о реально существовавших людях. Особенно, если эти люди ассоциируются с какой-нибудь важной вехой в жизни общества. Тут мало обходиться без фамилий (хотя режиссер использовал и этот метод) — условный Витя рядом с условным Майком становятся Цоем и Науменко, как только появляются на экране. Чтобы отстраниться от неминуемых поединков на копьях, Серебренников позволил зрителю и критику в одном лице стать частью своей картины. И этот безымянный и вообще плохо идентифицируемый персонаж, которому одинаково свойственны безумие и бессмертие, не просто лезет в кадр с транспарантом «Этого не было». Он явно сожалеет о том, чего никогда не происходило — а значит, способен на анализ того, что действительно произошло.

Некоторые усматривают в фильме Серебренникова некий «любовный треугольник», но это слишком условная фигура, чтобы воспринимать ее всерьез. Гораздо интереснее наблюдать за развитием отношений Виктора и Майка.

«Лето» намеренно избегает сюжетных кризисов, шекспировских драм и уж тем более громких рассуждений на тему тоталитаризма в отдельно взятой стране. Героям фильма вообще мало что мешает гулять по ночам с гитарами, пить вино из горлышка и разбираться в отношениях с окружающими. Соседи по коммуналке, которым не мешало бы возмущаться вошедшими в привычку рок-н-ролльными попойками, вместо этого вступают в диалоги и делятся пролетарским алкоголем. Строго одетые люди комсомольской наружности, на которых партия возложила ответственную обязанность следить за тем, что пытаются нести в массы «волосатые юнцы», по мере сил помогают им дойти до публики: даже самые суровые уровни удается преодолеть при помощи шуточек и компота. Никто никого не везет в вытрезвитель, не терзает товарищескими судами, никому не укорачивают причесок против их воли. Госбезопасность тоже отсутствует — занята более важными делами, надо полагать. Убрав все то, что мы считали неотъемлемыми элементами подобного кино, Серебренников совершил маленькое чудо: позволил зрителю наконец посмотреть не на отважных борцов с системой, а на вполне обычных людей, которым известен способ приподняться над ежедневной рутиной и жить, петь, любить так, будто лето не кончится никогда. Цой в этом фильме даже не «начальник Камчатки». У него просто всегда есть немного денег и скромное желание увеличить этот баланс.

Некоторые усматривают в фильме Серебренникова некий «любовный треугольник», но это слишком условная фигура, чтобы воспринимать ее всерьез. Троица актеров Тео Ю — Ирина Старшенбаум — Роман Билык разыгрывают нечто вроде коллективного помутнения, но с самого начала понятно, что все вершины останутся на своих местах, а параллельные линии не пересекутся, как их к этому ни склоняй. Гораздо интереснее наблюдать за развитием отношений Виктора и Майка. При смехотворной разнице в возрасте один из них — уже корифей ленинградского рока, о встрече с которым мечтают начинающие исполнители, второй — в меру наглый и в меру целеустремленный новобранец, который совсем скоро будет командовать армиями. Герой Билыка достаточно разбирается в людях, чтобы понимать — его протеже затмит в глазах публики тех, кто вывел его на сцену. На этом фоне переживания на тему того, кто, кому и с кем разрешил целоваться, выглядят совсем уж неубедительно. Но перед нами люди, а не звезды, и режиссер постоянно просит об этом не забывать. Героям «Лета», при всей их любви к славе, гораздо проще запеть в переполненном автобусе или во время потасовки, чем презентовать себя полным залам в дурацких рубашках с жабо. Именно поэтому Серебренников даже намеками не упоминает тех песен, что сделали «Кино» голосом поколения и которых никогда не написал «Зоопарк». Его персонажам пока приходится с честью зваться подмастерьями, которым не следует забывать, что за пределами страны за них все уже сочинили, знай подбирай.

В результате мы получаем кино, вокруг которого некоторое время не утихнут споры. Хотя спорить тут совершенно не о чем.

Даже Борис Гребенщиков, на которого оказался удивительно похож Никита Ефремов, предстает в фильме очень условным «богом» — его так, конечно, именуют, но это все шуточки. Пантеон сильно грешит пустыми нишами, что логично. «Лето» вовсе не является хрониками ленинградского рока, режиссеру гораздо проще обозначить какие-то моменты текстом на экране или музыкой, чем вовлекать зрителя в викторину «Кто вспомнит больше музыкантов». Театрал Серебренников, кинематографический опыт которого демонстрирует череду крайностей, воплощает в жизнь одно действие продолжительной пьесы, эпизод, легкость которого удивляет лишь потому, что мы привыкли: на белой простыне, натянутой на стену, обязательно должно просматриваться высокое напряжение. Как будто легкости полно и у бытия. И все эти ностальгические ориентиры музыкального толка (а других в фильме совсем немного) помогают «Лету» казаться правдивее, чем оно есть на самом деле. Ну, то есть вот Майк советует Виктору добавить рефрен «мама, мама» в песню «Бездельник», а зритель благодаря этому в давно знакомом находит что-то новое. Два часа за такими упражнениями пролетают незаметно — тем более что смеяться эта история заставляет гораздо чаще, нежели грустить. Ну а для меломанского слуха музыкальные номера фильма звучат куда более впечатляюще, чем, например, в «Стилягах». 

В результате мы получаем кино, вокруг которого некоторое время не утихнут споры. Хотя спорить тут совершенно не о чем. В стране производят ничтожное количество фильмов, в которых никому не сворачивают шею. И тот же Александр Кузнецов, который совсем недавно крошил людей, как капусту, в «Скифе», здесь получает совершенно другое пространство. И в нем тоже чувствует себя комфортно. Время в «Лете» застывает, пусть и на время. Зритель смотрит на тех, чья судьба ему хорошо известна, но не вспоминает о том, что и Майку, и Виктору мойры отмерили еще лишь десяток лет жизни. Для трагедий места не остается. Окружающий мир слишком перенасыщен звуками, которые нужно услышать, понять, примерить на себя. А то, что на пути иногда встречаются персонажи вроде того, что привычно сыграл Александр Баширов — ну так и на завод порой ходить приходится, и тексты литовать. И хотя, как нам всем хорошо известно, лето скоро кончится, да и кругом дефицит надежд, совершенно необязательно постоянно держать это в голове.

 

Афишу благовещенских кинотеатров можно посмотреть ЗДЕСЬ.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кино про «Кино»: в Благовещенске показали самую ожидаемую премьеру Кирилла Серебренникова

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Легки на помине: рецензия на новый фильм Кирилла Серебренникова «Лето»Легки на помине: рецензия на новый фильм Кирилла Серебренникова «Лето»
Кино про «Кино»: в Благовещенске показали самую ожидаемую премьеру Кирилла СеребренниковаКино про «Кино»: в Благовещенске показали самую ожидаемую премьеру Кирилла Серебренникова
Россия начинается с вешалки: рецензия на шпионский триллер «Красный воробей» с Дженнифер Лоурес
Сжечь перед прочтением: рецензия на новый фильм «451 градус по Фаренгейту» с Майклом Б. Джорданом
Никого не жалко: рецензия на новый фильм «Хан Соло: Звездные войны. Истории» с Олденом Эренрайком
Опоры «Моста»: ремейк знаменитого скандинавского сериала стартовал на НТВ
Герметичная упаковка: рецензия на новый фильм «Конченая» с Марго Робби
Чтобы костюмчик сидел: рецензия на новый фильм «Дэдпул 2» с Райаном Рейнольдсом
Умереть на коленях: рецензия на новый фильм Константина Хабенского «Собибор»
Время собирать камни: рецензия на новый кинокомикс «Мстители: Война бесконечности»
Оружие возмездия: рецензия на новый фильм «Танки» с Андреем Мерзликиным

Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru
Выпускной бал в Благовещенске впервые пройдет с цветным дымом и оркестромОбщество
В Магдагачинском районе выследили браконьеровПроисшествия
Предпринимателям Приамурья МТС поможет сэкономить при переходе на онлайн-кассыНовости партнеров
Два амурских детсада вошли в число 500 лучших дошкольных учреждений РоссииОбщество
Зейская ГЭС поможет поднять уровень реки для пропуска барж Амурского ГПЗЭкономика
Амурским гостиницам и ресторанам обнулили ставку налога на прибыльЭкономика

Читать все новости

https://www.ampravda.ru/2018/06/19/082584.html

Кино

Кино про «Кино»: в Благовещенске показали самую ожидаемую премьеру Кирилла Серебренникова Кино про «Кино»: в Благовещенске показали самую ожидаемую премьеру Кирилла Серебренникова
Россия начинается с вешалки: рецензия на шпионский триллер «Красный воробей» с Дженнифер Лоурес
Сжечь перед прочтением: рецензия на новый фильм «451 градус по Фаренгейту» с Майклом Б. Джорданом
Никого не жалко: рецензия на новый фильм «Хан Соло: Звездные войны. Истории» с Олденом Эренрайком
Опоры «Моста»: ремейк знаменитого скандинавского сериала стартовал на НТВ
Система Orphus