Фото: Амурская областная филармонияФото: Амурская областная филармония

Мисс элегантность

Идеальная прическа, элегантный наряд, всегда высокий каблук и прямая спина — заслуженный работник культуры РФ Зинаида Андреевна была примером для подражания. Как-то встретила ее вне богемной атмосферы, в районной поликлинике. В том же облике и с оптимизмом в глазах. Мол, не унываю, прорвемся. Как вспоминают сотрудники областной филармонии, ходить по врачам Зинаида Андреевна не любила, лечилась только работой. Все разговоры о болячках пресекала и запрещала величать ее по имени-отчеству. «Какая я вам Зинаида Андреевна, зовите меня Зина, Зиночка, Зинуля. Или, на худой конец, Мадам Опавшие Листья», — говаривала она.

В пятьдесят лет Зина пришла работать концертным администратором в областную филармонию. Шел 1978 год, самый разгар стройки века — БАМа. Фестиваль «Огни магистрали», переброска звезд советской эстрады из Благовещенска в Тыгду, Сковородино и Тынду — о работоспособности Зиночки ходили легенды. Ее обожал Иосиф Кобзон, выделяла Тамара Миансарова, хвалила Валентина Толкунова.

— Вот я достала из нашего архива папку концертной деятельности за 1984 год, — рассказывает ведущий специалист по кадрам Людмила Малолеткина. — Здесь расписано, какие артисты приезжали к нам и кто за них отвечал. Видите, везде стоит фамилия Рыкова. Зиночка горела на работе, любила артистов, обожала музыку и искусство. Она родилась в деревенской многодетной семье в 1928 году. Голодное детство, опаленная войной юность, разруха. Она не училась ни в музыкальной, ни в художественной школе, не до этого в ее время было. Но с полуслова все понимала, хорошо пела и плясала. Зина сама в себе несла искусство и его пропагандировала. Она могла найти общий язык со всем хором Пятницкого, украинским симфоническим оркестром, грузинскими и осетинскими танцорами, узбекскими вокально-инструментальными ансамблями и прибалтийскими артистами.

Она по жизни оптимистка. Все разговоры о болячках пресекала и запрещала величать ее по имени-отчеству.

Фирменный борщ для артистов

В те время точек общепита было совсем мало, и то что в них предлагалось не совсем устраивало артистов. А Зинаиде Андреевне было совсем не в тягость сварить дома борщ или картошку, достать банку огурцов и накормить гостей.

— Она приносила свои фирменные блюда в поезд до Тынды Иосифу Кобзону и Ирине Аллегровой. У нее были свои люди в любой отрасли. В СССР при тотальном дефиците сложно было с авиа- и железнодорожными билетами, но Зиночка решала этот вопрос одним звонком. В гостиницу не заселиться, но они все были у нашего администратора в кулаке. Организовать любой концерт — тоже не проблема. Благодаря своим связям и обаянию она могла в шесть утра до начала рабочей смены на спичфабрике устроить выступление любого коллектива, и в красном уголке или актовом зале не было свободных мест. Концертный администратор — это такая профессия: его за дверь выгонят, так он через окно пролезет. Зиночка как раз и была такой, — вспоминает Людмила Малолеткина.

Именно работа была ее жизнью, отдушиной и вдохновением. Отсюда она черпала свою неуемную жизненную энергию. Деревенской девчонкой связала свою жизнь с культурой. Хотя и успела несколько лет поработать машинисткой Кагановичского РК КПСС, в Екатеринославке, заведующей библиотекой в Приморском крае, завклубом Благовещенского танкового училища и там же — руководителем художественной самодеятельности, администратором гостиницы «Юбилейная». 

Была ослепительно красива

В то, что ей хорошо за восемьдесят, никто не мог поверить. Хотя Зиночка не жеманилась и не скрывала свой возраст. «Мне семнадцать лет и плюс Октябрьская революция», — шутила она.

— Сидит и смотрит в зеркало на свои морщинки: «Операцию, что ли, сделать, или подтяжку?! Да нет, не надо. Зачем на старости лет свою естественную красоту портить», — делится Людмила Малолеткина. — Зиночка была ослепительно красива, и до последнего выглядела эффектно, поэтому спокойно говорила о возрасте. Она им даже гордилась. Столько лет, а все еще на ногах и еще бегает.

Да и автобусами Мадам Опавшие Листья почти не пользовалась. В любой точке города можно было увидеть ее, летящую на каблуках. Всегда одевалась стильно и современно. Мало кто знает, но в молодости Зинаида Рыкова была первой амурской манекенщицей. Демонстрировала наряды на общественных началах, то есть совершенно бесплатно. Ездила на показы в другие города. Ее худенькая фигурка, прямая спина и летящая походка не остались незамеченными.

— Она по жизни оптимистка. Мы не слышали, чтобы Зиночка на что-то жаловалась, что у нее что-то болит, — вспоминают коллеги. — Дружила только с молодежью. Девяностолетние ровесники — не ее круг общения. Для молодых артистов она как мама была. Едем на гастроли, так она чаю с различными травками в термосы нальет. И знала, кто с корицей любит, а кто с мятой. Котлетки, бутерброды на всех брала. Филармония для нее была родным домом. Даже в отпуск пойдет и сюда бежит. Сколько раз мы ей говорили: «Зина, с твоими связями езжай в любой санаторий. Лечись. Не ходи на работу».

Ее любили кумиры

Через ее добрые руки и отзывчивое сердце прошло немало звезд нашей эстрады, артистов кино и театра. Она могла не только выполнить все условия для приема по райдеру: встретить, расселить, накормить, проводить, но и предугадать звездные желания. В любимчиках у нее ходили Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев и Борис Моисеев. Дома у Зинаиды Андреевны целый альбом с фотографиями кумиров миллионов и надписи: «Люблю. Твой Валера» или «Люблю. Твой Боря». Со многими она была на «ты».

— Когда лет десять назад сюда с шоу должен был приехать Борис Моисеев, начались негативные проявления, — продолжает Людмила Малолеткина. — Отдельные группы людей хотели сорвать концерт. Была сложная обстановка, артисты не успели поесть перед выступлением. Буфет филармонии на тот момент был закрыт на ремонт. Выручила опять любимая Зиночкина картошка. Я пока ее чистила и варила, Зиночка слетала домой и принесла соленые огурцы и другие домашние заготовки. Она организовала стол как в старые добрые советские времена. Артисты были очень благодарны. Борис Моисеев подошел к Зиночке и обнял. Она была счастлива!

Вместе с Зинаидой Рыковой ушло не только время, но и целая эпоха администраторов-энтузиастов. Таких бессребреников с колоссальной работоспособностью больше не выпускают.

Прощание с заслуженным работником культуры РФ, ветераном Великой Отечественной войны состоится с фойе Амурской областной филармонии 21 июня с 11.30 до 12.30.



 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Браво, Мадам Опавшие Листья! Администратор филармонии Зинаида Рыкова найдет подход к любой «звезде»

«Зина... » – авторская колонка Александра Ярошенко посвящена памяти Зинаиды Рыковой.

Возрастная категория материалов: 18+