Фото: ООО «Арбуз»Фото: ООО «Арбуз»

Место, где можно согреться и позвонить

Первый ПЭС в Магаданской области был установлен прошлым летом на так называемом нуле — 311-м километре федеральной автодороги «Колыма», где берет начало трасса Герба — Омсукчан. Между Омсукчаном и ближайшим к нему поселком Аткой — 374 километра грунтовки, где нет ни кафе, ни заправок, ни дорожных дистанций. Проект был реализован при поддержке регионального правительства. Сейчас 10 пикетов экстренной связи действуют на магаданских дорогах. Они собраны на базе 20-футовых контейнеров и установлены на бетонные блоки. Половина из них оборудована комнатами обогрева, где можно дождаться прибытия экстренных служб. Комнаты оснащены всем необходимым — есть аптечки, теплые вещи, запас воды и еды. Часть модулей «облегченного» формата. Но во всех без исключения пикетах установлены тревожные кнопки, с помощью которых через Единую диспетчерскую службу 112 можно вызвать спасателей. В радиусе 200 метров доступна сотовая связь.

— Все пикеты оснащаются автономными источниками энергии: топливными электрохимическими генераторами и солнечными батареями. Вкупе с накопителями энергии — аккумуляторами высокой емкости — эти три составляющие позволили нам обеспечить бесперебойное энергоснабжение вдали от линий электропередачи, — комментирует автор проекта, руководитель компании «Арбуз» Кирилл Эттенко, который по крупицам собирал знания, посещая коллег в Германии, Норвегии и других странах. — Основное электропитание пикета обеспечивают солнечные батареи. Для Колымы, территории с высоким уровнем солнечной активности, решение более чем актуальное. Солнце — возобновляемый источник тепла и электричества. А в качестве дублирующего можно применить как электрохимические, водородные генераторы, так и те, что используют традиционное топливо — бензин, дизель.

Монтаж модулей прост и не требует свайного фундамента, что актуально для сложных горно-геологических условий, зон вечной мерзлоты, отмечают разработчики. В каждом ПЭСе установлена охранно-пожарная сигнализация и система видеонаблюдения. Камеры на колымской трассе фиксируют, что примерно каждые полчаса к пикетам подъезжают машины, а звонки с мобильных телефонов происходят буквально круглые сутки. Регистрируется активность среди водителей большегрузов, джипов и легковых авто. В том, что пикеты спасают жизни, жители северного региона тоже успели убедиться.

Автономный комплекс может работать круглый год

Благодаря солнечным батареям и топливным элементам пикеты могут работать в полностью автономном режиме круглый год. Резервного источника питания, использующего моногидроксиметан, хватит более чем на 200 суток. Патент на полезную модель магаданская компания «Арбуз» получит в ближайшее время.

10

пикетов экстренной с модулями обогрева и автономными источниками энергии работают на дорогах Дальнего Востока

— Сейчас совместно с правительством области прорабатываются перспективы наращивания пикетной сети. Это позволит протянуть сотовую связь по всем трассам нашего региона. Возможностью такой организации связи уже заинтересовались жители труднодоступных поселков, —  говорит Кирилл Эттенко. — В удаленных и труднодоступных территориях Амурской области также возможна установка пикетов экстренной связи. Для их технического обслуживания у нас есть квалифицированный персонал. При установке модулей в других регионах мы готовы организовать специальные обучающие курсы.

Магаданским проектом уже заинтересовались на Чукотке, Камчатке, в Забайкалье и Красноярском крае — территориях, испытывающие сложности с покрытием сотовой связи и придорожным сервисом.

— Безопасность и комфорт — задачи, которые региональные власти смогут решить при помощи пунктов с тревожными кнопками. А если ПЭСы оснастить подсветкой и расположить в районе мостов, удастся даже без централизованной подачи энергии соблюсти требования федерального законодательства по освещению, — замечает Кирилл Геннадьевич.

Стоит отметить, что благодаря пикетам можно также упростить и усовершенствовать деятельность государственных и коммерческих структур.

— Например, можно контролировать трафик на дорогах за счет видеофиксации движения транспортного потока и передачи данных на сервер. У лесных хозяйств при установке пикетов с мощной камерой на самых высоких точках местности появится возможность предупреждать крупные пожары. Пикеты могут способствовать и сокращению расходов на противопожарные мероприятия, поскольку не будет необходимости выполнения авиарейсы для определения локации возгорания. МЧС гибридную технологию может применить при организации мобильных пунктов слежения за паводками. Для метеослужбы на ПЭСах возможно разместить датчики, которые позволят строить высокоточные прогнозы погоды, а аэронавигацию могла бы заинтересовать перспектива питания альтернативными источниками энергии ретрансляторов, по которым отслеживаются воздушные коридоры, — перечисляет возможности использования уникального проекта руководитель компании «Арбуз».

Для бизнеса в сфере грузо- и пассажирских перевозок использование ПЭСов также способно принести не мало пользы. Например, с помощью пикетов можно следить за соблюдением режима сна и отдыха водителей. Промышленные же предприятия, к которым ведут автозимники, обеспечат безопасность своим сотрудникам и поставщикам. Поскольку пикеты мобильные, их можно перемещать с объекта на объект.

Есть контакт!

— На самом деле у нас нет четкой привязки, что пикет — только для дорог. Используя разработанную нами технологию, можно «запитать» удаленные базы дорожников, пункты предупреждений об обледенении, сходе лавин, комплексы мониторинга ледовой обстановки, а также станции радио- и сотовой связи, — рассказывает о перспективах использования ПЭСов директор «Арбуза».

Давняя мечта автора проекта — охватить сложную колымскую трассу транковой — цифровой радиосвязью, которую по выделенным каналам смогут использовать спецслужбы, медики, полиция, энергетики, военные. Радиосвязь можно провести, используя существующее энергетическое решение. Достаточно вместо пикета установить станцию связи с ретрансляторами.

— Сейчас, когда установка десяти ПЭСов позади, я вспоминаю, как на старте проекта в нас сомневались, не верили, что получится, — вспоминает Кирилл Эттенко. — Теперь же я с уверенностью могу сказать: невозможного нет! Мы готовы принять все вызовы и решить любую задачу.

На правах рекламы.

Возрастная категория материалов: 18+